Итак,
пройдя около двух километров от станции Tilbury Town, осматривая по пути различные достопримечательности, а последние в Великобритании есть везде, даже в промзоне, я подошел к Tilbury Fort.
Чем же знаменит этот британский форт и почему я неудержимо рвался к нему через столько препятствий?
В настоящее время Форт Tilbury является одним из наиболее хорошо сохранившихся и зрелищных фортификационных сооружений бастионного типа в Великобритании. За исключением модификаций XIX века, которые включали разрушение блокгауза времен Генриха VIII и возведение более мощных батарей на трех бастионах, форт находится в том же состоянии сегодня, как это было в конце XVII века. Классические бастионные укрепления голландской школы крайне редки для Великобритании.
На космосъемке хорошо видно структуру форта, зажатого между городскими кварталами с севера, Темзой с юга, Лондонским портом и грузовым терминалом с запада и очистными сооружения с электростанцией с востока. Не перестаю удивляться как этот небольшой участок культурного ландшафта сохранился до наших дней.
Обратите внимание. Это важно. Ценность форта в том, что он на 90% сохранил планировочную структуру XVII века и на 50-70% сохранил оригинальные сооружения без поздних перестроек. И что еще характерно, никому не приходит в голову восстанавливать блокгауз Генриха VIII "чтобы было красиво", как это любят lделать у нас в России не особо умные чиновники и архитекторы, или сносить батареи XIX для приведения форта полностью в состояние века XVII. Это очень важно. Далее вы увидите как руины остаются руинами, а основные сооружения поддерживаются в дошедшем до нас состоянии с насыщением деталями интерьеров. Более того форт остается все еще жилым (!) объектом.
Единственным новодельным объектом форта является скрупулезно восстановленный по сохранившимся чертежам северный
деревянный подъемный мост. Этот тип моста был широко распространен в Европе, но сейчас Tilbury является единственным местом, где мост можно посмотреть в живую.
Форт Tilbury управляется Фондом
English Heritage и открыт ежедневно большую часть года. Форт легко доступен по железной дороге или на пароме из Gravesend, Kent.
Схема земельного участка принадлежащего English Heritage.
Источник Перейдем к истории форта до ХХ века
Судя по историческим источникам в начале XIV века какие-то укрепления защищали паромную переправу Tilbury-Gravesend на реке Темзе, но к началу XVI века они не сохранились.
В 1539 году король Генрих VIII построил для защиты Темзы а, следовательно, и пути в Лондон пять прибрежных блокгаузов. Один из этих блокгаузов был построен на Эссекс-банка в West Tilbury, напротив другого на Kent-банка в Gravesend. Расположение было стратегическим, потому что река в этом месте значительно сужается. Судя по схеме 1539 года, какие-то земляные укрепления вокруг блок-постов все-таки присутствовали. Остатки блокгауза времен Генриха VIII, включенные в более поздние сооружения форта, считаются крайне важными для истории Великобритании, т.к. это одно из 27 ранних оборонительных сооружений, построенных специально для применения артиллерии, и сохранившихся до наших дней в виде фундаментов или элементов более поздних укреплений. Блок-пост имел D-образную в плане форму и два этажа с орудийными амбразурами.
План 1539 года
Во время угрозы испанской Армады в 1588 году, блок-пост в Tilbury был спешно усилен земляными укреплениями звездчатого(?) начертания. Может быть именно они обозначены на схеме выше? Эта работа была проведена под руководством итальянского инженера Frederico Genebelli .
План 1588 года
Основой укрепления по прежнему оставался старый блок-пост, усиленный земляным контр-эскарпным банкетом с частоколом (?) и рвом с перекинутым через него мостом. Мне несколько не понятно, про какие из изображенные на плане 1688 года укрепления идет речь? Те что расположены на плане вплотную к блок-посту или те что нарисованы вокруг, бастионного начертания?
Ист. Королева Елизавета I размещает армию в Тилбери в готовности к отражению ожидаемого испанского нападения на Лондон, в случае если бы Армаде удалось взять контроль над каналом. Эта позиция позволяла армии заблокировать путь в столицу из Эссекса или не дать пересечь Темзу из Кента, если противник высадиться там. Земляные оборонительные сооружения построенные в это время не поддерживались и исчезли к середине 17-го века.
После реставрации 1660 года Карл II начал полную реорганизацию национальной обороны. Еще одним поводом к масштабному строительству послужил успешный рейд голландцев вверх по Темзе в 1667 году. Было решено обновить укрепления на переправе Gravesend-Tilbury. В 1660-е годы инженер голландского происхождения Сэр Bernard de Gomme сделал ряд предварительных проектов пятиугольного форта, но изначально никаких работ не проводилось. При сравнении проектной схемы с предыдущими видно, что часть укреплений, вероятно, сохранились и инженер старался их максимально использовать.
Tilbury Fort. Один из проектов 1660 года
В 1670 году вновь вернулись к вопросу оборонительного строительства и de-Gomme представил новый проект пятиугольного форта с пятью бастионами. Этот проект был одобрен королем Карлом II и строительство началось в конце сентября 1670 года.
В процессе тринадцатилетнего строительства первоначальный план неоднократно менялся в деталях, но основные формы форта остались верны проекту 1670 года и сохранились до наших дней. Основные изменения коснулись конструкции южного бастиона, далеко вдающегося в реку. Это было обусловлено как мягкими илистым грунтом, так и тем, что этот бастион закрывал собой для юго-западного бастиона сектор обстрела вниз по течению Темзы, не позволяя сконцентрировать огонь по поднимающемуся против течения противнику. Проект бастиона был полностью пересмотрен в 1680 году. От классического бастиона отказались в сторону использования старого укрепления XVII века, которое и сформировало южную вершину форта.
Прямо перед фортом на береговой линии по обе стороны от старого блок-поста разместили две линейные артиллерийские батареи. Блок-пост был сохранен в качестве порохового погреба линейных батарей и получил еще один этаж. Работы на южном бастионе были остановлены на раннем этапе, хотя следы их сохранились в проектных чертежах и в виде занесенных илом остатков насыпи, использовавшейся в последствии в качестве причала и парадного речного фасада форта. Бруствер на ней так и не был отсыпан, иначе бы он загораживал сектор обстрела.
План и разрез порохового погреба на базе блок-поста Генриха VIII. 1716 год. Видна первоначальная конструкция раннего укрепления. Амбразуры заложены.
Бастионы форта были выполнены из земляных насыпей и облицованы кирпичом с каменными вставками на углах. По верху бастионов располагался кирпичный бруствер с некоторыми поздними переделками дошедший до наших дней. В центре форта располагался плац, западная казарма для солдат и восточная для офицеров, склады боеприпасов и провианта в северной части, часовня у южных ворот и еще один пороховой погреб в юго-восточном бастионе.
С внешней стороны оборона форта была усилена двумя водяными рвами и прикрытым путем между ними. В этом земляном укреплении стрелки могли вести огонь поверх гласиса. На северо-западе и северо-востоке углы прикрытого пути были усилены уникальными зигзагообразными укреплениями, часто присутствующими в проектах De-Gomme. В этих укреплениях находились артиллерийские батареи. Расположение прикрытого пути между двумя водяными рвами является чисто голландской чертой, с которой De-Gomme был знаком и эта система хорошо подходит для плоского рельефа и болотистой почвы Эссекса.
Tilbury Fort. План 1725 года
Северный фронт перед воротами был защищен дополнительным предмостным укреплением в виде равелина, окруженного водой внутреннего рва. Восточные и западные фронты были прикрыты выступающими из прикрытого пути реданами. К северу от крепости для дополнительно защиты приступного фронта и ворот был расположен еще один равелин, окруженный внешним рвом. Через него и систему подъемных мостов проходила дорога в форт.
Если внимательно посмотреть на космосъемку, то и западнее и восточнее внешнего рва читаются остатки еще одной линии земляных укреплений в виде классических равелинов, не нашедшей отражения в проектных чертежах.
Северные ворота крепости (Gate Landport) не были парадным. Напротив, южные Водяные ворота (Water Gate) были парадным входом в крепость, ведь большинство поставок и гостей прибывали по реке. По этой причине Водяные ворота получили впечатляющий декоративный фасад, а северные ворота остались без украшений и выполняли только утилитарную функцию.
Tilbury Fort. Фрагмент плана 1778 года
Схема огня Tibury Fort и Newtavern Fort. 1778 год
Строительство форта было длительным, отчасти из-за того, что первоначально укрепление возводилось в земляном варианте, чтобы быть сразу готовым к бою. И лишь за тем земляные валы получали одежду крутостей из кирпича. В основном работы были закончены в 1683 году, но мелкие доделки продолжались в течение следующих нескольких лет.
В конце XIX века Форт Tilbury был вновь перевооружен с учетом развития артиллерии. Новые форты были построены ниже по течению, но Tilbury еще сохраняется некоторое значение, наряду с Newtavern Fort на противоположном берегу Темзы. В восточных бастионах крепости были расширены земляные банкеты и устроены орудийные дворики для дальнобойной артиллерии. Батареи вдоль берега реки были также модернизированы.
Во время экскурсии по форту я подробно расскажу о его истории, в том числе и об использовании в ХХ веке. Выше был только краткий очерк для получения общего представления о форте.
Tilbury Fort неоднократно вдохновлял своих современников на создание живописных полотен. Благодаря этому мы можем получить представление о том, как он выглядел в XIX веке.
Tilbury Fort 1773, with the Union flag flying from the Tudor Blockhouse.
Источник Saylmaker del. Panorama of Tilbury Fort. Engraving by Kip, or Kyp. 1773
Источник A View of Tilbury Fort from Gravesend, 1783,
Источник Дата не известна, но все пришло в запустение
Источник Картинка судя по всему e-bayная
В 1801 году пороховой погреб приобрел четырехскатную крышу или уже разобран?
Источник Francis Swain[e] is alleged to have drawn the view below. Just before he died in 1782?
Источник Tilbury Fort Sketched from the Window of the Pope's Head Tavern, Gravesend 1829 Thomas Stothard 1755-1834 Purchased as part of the Oppé Collection with assistance from the National Lottery through the Heritage Lottery Fund 1996
Источник Angleterre, Château, Gravure, England, Stich, Engraving, Essex, Tilbury Fort, 1831. Сильно стилизованное изображение речного фасада.
Источник William Clarkson Stanfield. Tilbury Fort. Против ветра. 1853 год.
ИсточникПороховой погреб на базе блок-поста разобран или стилизован до неузнаваемости.
William Clarkson Stanfield. Tilbury Fort. Против ветра. Для Роберта Стивенсона.
Источник Tilbury Fort. Печать, 1901 год.
Источник Еще картинка без даты и аннотаций
Источник Использованные источники, если не указано иное:
1.
British Library - планы и чертежи
2.
English Heritage - текст
3.
Сообщество любителей бастионов - текст и схемы
4.
Wikipedia - текст
Мои материалы про Великобританию:
1.
Ключ ко всем постам
http://starcom68.livejournal.com/236081.html Предыдущие материалы по окрестностям Tilbury
2.
West Tilbury. Станция, SS "Robin", доки
http://starcom68.livejournal.com/978191.html3.
Паром Tilbury, Riverside, паб "The Worlds End"
http://starcom68.livejournal.com/981568.html4.
Tilbury Fort. История до ХХ века
http://starcom68.livejournal.com/992632.html