Летом 2009 года фонды музея-заповедника Изборск пополнились уникальным экспонатом - крышкой башенного люка танка МС-1 (Т-18). В технической документации на танк Т-18 эта крышка называется "колпак вышки". Подробнее об этом событии в группе lost_fortresses
http://community.livejournal.com/lost_fortresses/4852.html
Артефакт был передан в музей местным жителем Анатолием Будановым. Сам процесс передачи освещало местное телевидение. Крышка люка происходит от танка МС-1 установленного в качестве БОТ № 102 в Псковской УП в 1936 году. С периода оккупации и до настоящего времени крышка использовалась в хозяйстве Анатолия как емкость для замешивания строительного раствора и благодаря этому избежала участи быть сданной в металлолом.
Сами же редчайшие танки Псковского укрепрайона, установленные в качестве долговременных огневых точек, были порезаны и сданы в металлолом еще в послевоенный период и в 90-е годы. Сразу после войны их подрывали и вывозили на лошадях. В 90-е годы пришла очередь автогена и трактора. Из 959 выпущенных к началу 30-х годов ХХ века танков МС-1 сохранилось, в том или ином виде, в разных музеях страны 14 экземпляров. Один корпус имеется в Польше. Все они представляют собой вытащенные из укрепрайнов корпуса со сделанной из подручных материалов ходовой частью, мало напоминающей оригинальную.
Дневник проекта:
http://www.museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/1487/1523/diary/Фоторепортаж:
http://vkontakte.ru/album-9000829_93827846?st=40 Вот так крышка люка выгядела на танке МС-1. На чертеже представлена модификация МС-1 1930 года из статьи
М.Свирина и А.Бескурникова Первые советские танки. Мне кажется что запорное устройство крышки нарисовано не с той стороны. Крышка должна открываться назад, а не вперед как показано.
Примерно так танки МС-1 могли выглядеть на позиции в Псковском УРе в 1941 году. Фотографии и чертеж установки танка в срубную конструкцию взяты из Denkschrift uber die Russische Landesbefestigungen.
И вот настало время перед выставкой привести крышку люка в порядок.
Вот так она выглядела до очистки. Фотографии Константина Богданова.
Благодаря Александру Щербакову - директору ООО "Автогруз +" крышка была очищена от налипшего на нее слоя цементного раствора при помощи пескоструя. Стали видны мелкие детали запорного устройства и петли, ранее скрытые под слоем цемента.
Крышка люка после обработки пескоструем. Пескоструйщик ООО "Автогруз +" - Вячеслав.
На внутренней стороне стала видна пластина защелки.
Грунтовка - промежуточная сушка. Маляр ООО "Автогруз +" - Александр за работой.
Сушка и конечный результат
Работы по очистке и консервации люка проводит псковское ООО "Автогруз +" специализируещеся на ремонте и продаже большегрузных автомобилей.
Музей-заповедник Изборск выражает искреннюю благодарность сотрудникам ООО, мастеру Роману и директору Александру Щербаку за помощь подготовке люка к выставке.
Продолжение будет размещено здесь чуть позже.
PS: для любителей копанины: танков и сковородок в Псковском УРе больше нет - искать бесполезно.