Сразу хочу предвосхитить возражения о том, что это никакой не снос, а реставрация.
Давайте назвать вещи своими именами. Если памятник истории и культуры отправился на дрова, а вместо него появилось здание в котором нет ни одной подлинной детали, за исключением частично переложенного фундамента и цокольного этажа, то это никак реставрацией не назовешь. Строительство новодела на месте памятника архитектуры, это не реставрация и даже не реконструкция и приспособление. Это есть снос и строительство новодела. А так как это новодел, то с него по логиге вещей надо снимать статус памятника (и вправду, зачем новоделу статус памятника?), спустя какое-то время снести новодел и построить коттедж. Просто прелестно.
Фото 10 июля 2011 года
И тут даже не спасет заверение Председателя Псковского отделения ВООПИК Ирины Борисовны Голубевой о том, что дерево в нашем климате не сохраняется. Или отсылки к традиции советской реставрации и противопоставление ее европейской практике архитектором Владимиром Евгеньевичем Никитиным.
Последнее странно, т.к. я всегда думал, что "лужковской" реставрации при советской власти не было. Да и про памятники деревянной архитектуры от председателя ВООПИК удивительно слышать, т.к. на Псковщине многим из них не по 100 лет как дому Шведова, а по 300 с хвостиком. Их теперь тоже можно на дрова разобрать, как два года назад местные жители поступили
с усадьбой Голубово и им ничего за это не было? Да и домик стрельца XVI-XVII веков в Печорах, когда-то переданный ВООПИК, ни сегодня-завтра постигнет участь соседних зданий, его ровесников. Жить ему пару-тройку лет осталось, если не сгорит раньше.
Вернемся к дому Шведова.
В начале лета прошлого года я
застал процесс в самом начале и никак не мог предположить, что скоро от дома ничего не останется, а его сруб и все остальное дерево пойдут на дрова. Про метод перебора псковским реставраторам не ведомо. Помнится еще рабочим советовал наличники поаккуратнее снимать, чтобы после замены подгнивших бревен можно было их на место поставить. В итоге этого не потребовалось и на целиком новый сруб были приделаны новые деревянные декоративные элементы. Я сейчас сознательно опускаю качество этого сруба: из сырого леса он был построен или нет, т.к. по моим фото этого не скажешь. Оставим этот второстепенный вопрос для тех кто в теме.
Главный вопрос - какого хрена новодел на месте памятника архитектуры в юбилейном Изборске? А ведь состояние дома Шведова было удовлетворительным, а не авариным. В отличии от целиком аварийной роскошной усадьбы Белянина, что на Палкинском своротке, в которой по легенде Тартусский мирный договор подписывался. Это здание тоже памятник архитектуры и с прошлого года на балансе музея-заповедника. Но вернулось оно к нему полностью разграбленным, с выбитыми окнами, а крыша сарая уже два год как рухнула. Хотя белянинский дом проще к юбилею маскировочной сеткой затянуть.
Посмотрим фотографии новодела по состоянию на 28 марта 2012 года.
Видно что он сделан с большой точностью, отличается от оригинала только мелкими деталями и дранкой на крыше. По коньку пущена защита от птиц ввиде проволоки, весьма актуальное решение.
Фото с того же ракурса в конце апреля 2011 года до разборки
Фото примерно с того же ракурса от 10 июня 2011 года. На укрупненном фото видны детали оригинального сруба и его состояние. Видно, что подлинная замечательная печь разрушена без следа. Под откосом валяется какая-то рама, часть резных деталей еще убран под навес.
Еще кадр для любителей находить отличия
Это процесс закапывания пожарной емкости, почему-то без надзора археологов. Хотя может быть они надзор еще до начал копа провели. Строители мгновенно отрыли котлован и мгновенно зарыли. Говорят культурного слоя здесь нет - в профиле траншеи видно, что он есть, но не значителен.
UPD от 10.05.12 Вот так выглядела сама емкость до установки. Фото Андрея Иванова. Еще фотографии здесь:
http://www.facebook.com/media/set/?set=a.296958723711424.67289.100001918954060&type=1 Новодельное здание с другой стороны. Фото из ЖЖ irboska
http://irboska.livejournal.com/101733.html Можно подробно сравнить с фото из моего поста от апреля 2011 года. Видно, что ель реставраторы просто спилили. Надо сказать что они с завидным постоянством уничтожают не просто там какие-то кусты, а знаковые деревья в Изборске. Будь то липа, клен или редкая для населенного пункта ель, явно заботливо посаженная кем-то из местных жителей. А чего нам? Не мы ведь сажали!
Если внимательно посмотреть на фото заметны различия в деталях оформления наличников и козырька крыльца. Они были все разные, а реставраторы сделали один типовой козырек на все три крыльца. На современном фото так же видно, что в качестве бревен использован кругляк (слава богу, что не отцилиндрованное бревно), тогда как в оригинальной постройке кругляк был с боков стесан.
Фото 2011 года
Вот пожалуй и все. Музей-заповедник Изборск получил новое добротное здание вместо памятника архитектуры.
Лучше бы уж снесли совсем и построили большое светлое музейное здание из стекла и бетона - честнее бы было и практичнее.