В Вытегре, после посещения подводной лодки Б-440 мы отправились осматривать Вытегорский краеведческий музей, чтобы поближе познакомиться с историей края.
Вытегорский краеведческий музей был создан на базе краеведческого музея, открытого в 1912 г. как музей местной фауны при естественном кабинете Вытегорского реального училища. В 2012 г. Вытегорский краеведческий музей вошел в состав МБУК «Вытегорский объединенный музей». Разнопрофильные музеи, всего их четыре, входящие в состав объединенного музея, работают на правах отделов. Краеведческий музей знакомит посетителей с природными особенностями, древней и современной историей края.
В течение 80 лет Вытегорский краеведческий музей размещался в Сретенском соборе на Красной Горке. В 1998 г. храм передали общине для использования по прямому назначению, а музей переехал в помещения цокольного этажа обыкновенной пятиэтажки на полпути между Красной горкой и Музеем подводной лодки.
Фотографию общего вида музея я не сделал, использую чужую.
Источник. Фонды Вытегорского объединенного музея насчитывают более 70 000 экспонатов: иконы XVI - нач. XX в., рукописные и старопечатные книги XVII-XIX вв., церковная утварь, украшения из серебра и золота, ордена и медали, монеты XVII-XX вв., картины неизвестных художников к. XIX в., предметы крестьянского и купеческого быта, фотографии и документы к. XIX - нач. XX в., огнестрельное и холодное оружие XVIII-XX вв., предметы археологии, фотографии и документов по истории Мариинского и Волго-Балтийского каналов, личные вещи поэта Николая Клюева.
Осмотр музея мы начали с залов, посвященных природе Вытегорского края. Богатая таксидермическая коллекция через небольшие диорамки рассказывает практически о всех обитателях животного мира.
Царь местных лесов - лось
Переходим в отдел археологии. Здесь у нас разгорелась нешуточная дискуссия по поду изготовления шлифованных топоров
Неолит северо-запада России. Классика гребенчатой и накольчатой керамики.
Очередная диорамка рассказывает о жизни племен каменного века на побережье Онежского озера
Заонежье в период Средневековья и начала Нового времени
В период Смутного времени здесь отметились беларусы
Церковная утварь и деревянная скульптура ангела XVIII века
Занятная пушечка XVIII века на деревянном лафете. Про нее отдельный
репортаж был здесь.
В 1715 году указом Петра I была основана Вытегорская судоверфь. В 1847 Вытегорская судоверфь была закрыта. Модель галиота второй половины XVIII века
Модель "Баржа "Берлина"
Типы грузовых судов, которые использовались для плавания по Мариинской водной системе. Внизу 1810 год, грузоподъемностью 10 тыс. пудов. В середине 1862 год, грудоподъемностью 18 тыс. пудов. Вверху 1890 год - 40 тыс. пудов. Налицо упрощение конструкции, снижение мореходности и повышение грузоподъемности. Всему виной Онежский канал Мариинской водной системы, позволяющий грузовым судам не выходить в Онежское озеро с его штормами.
Изделия из бересты. Ну ладно там сумки и "валенки", но верхнюю одежду, штаны, рукавицы и шапку я вижу впервые.
Справа берестяной поплавок, а слева в зависимости от того, что в центре находится или поплавок или грузило. Наверное все-таки первое, уж слишком много бересты.
Интерьеры типичной вытегорской избы с обилием расписной мебели и домотканными половичками
Витрина рассказывающая о различных народных промыслах: от столярного дела и производства обуви, до каменного зодчества.
Еще один удивительный экспонат - деревянное кресло плотника. Здесь все (даже ремень и рукавицы) выточены из дерева.
На самом деле кресло в псевдо-русском стиле изготовлено в конце XIX века Шутовым В.П. - представителем школы общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Кресло принадлежало купцу Лопареву А.Ф.
Коллекция угольных и прочих утюгов конца XIX века. Те утюги что не имели "топки" нагревались на газовых или спиртовых горелках. На нижнем угольном утюге с трубой на защитном щитке зеркальное клеймо производителя: VULCAN CZENSTOCHAU и звезда Давида. По всей видимости это фирма "Вулкан" из города Ченстохов в Царстве Польском. Но почему название города написано с ошибкой? Должно быть CZESTOCHOWA. Контрафакт?
Картина неизвестного художника "Купеческие дети"
Пятипалый речной якорь
Шлем командира бронекатера № 210 (?) Онежской флотилии лейтенанта Ивана Чеботарева. Погиб 22 августа 1943 года в бою в Мариинском канале в районе Ошты. Скорее всего, здесь в музейной этикетажке ошибка в номере катера. Следует читать не 210, а 21.
Заинтересовавшись этой историей я начал копать тему. История службы и гибели Ивана Чеботарева описаны в статье
Ельникова Я.Г. Три эпизода из жизни Ивана Чеботарева. Согласно статье л-т Чеботарев в августе 1943 года командовал звеном бронекатеров БК-21 (катер Чеботарева), БК-22, БК-41. Тут тоже неточность, т.к. литеры БК были введены с марта 1944 года уже после гибели л-т Чеботарева.
Эти бронекатера проекта 1125 были зачислены в состав Онежской флотилии 10 октября 1941, но повоевать не успели и отправились на зимовку в Горький, а, возможно, и дальше в Пермь. Вот их номера: № 35 (с 30.04.42 - № 41, с 08.03.44 - БК-206), № 63 (с 30.04.42 - № 42, с 08.03.44 - БК-203), № 64 (с 30.04.42 № 21, с 08.03.44 - БК-204) и № 65 (с 30.04.42 - № 22, с 08.03.44 - БК-205). Эти корабли относились к разряду малых бронекатеров. Их водоизмещение достигало 26,5 тонны (против 52 тонн у проекта 1124), они были чуть поменьше в размерах, имели меньшую осадку (0,5 против 0,9 метра), меньшую скорость, а главное - их артиллерия включала в себя не два, а одно 76-мм орудие в башне танка Т-34 образца 1941 года. В 1942 - 1943 годах именно эти бронекатера (вместе с большим БК № 12/210), действуя на основной части акватории озера, составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии. Источник:
Сергей Титов. Броневые катера Онежской флотилии. Бронекатер № 210 (?). Здесь тоже неточность в подписи. Скорее всего на фото мы видим катер № 212 или БК-212 с башнями-гайками от Т-34. Такой катер на Онеге был один, равно как и катер № 210 с башнями от Т-26 с орудиями Л-10, которые по силуэту тоже ни с чем не спутаешь.
Наиболее мощными в составе Онежской флотилии были двухбашенные (большие) бронекатера проекта 1124. Первый из них был построен в Зеленодольске на Волге и вступил в строй 6 октября 1941 года. Его особенностью было вооружение, состоявшее из двух 76-мм пушек Л-10, размещенных в башнях танка Т-28 (таких кораблей было выпущено очень мало, возможно, всего один). На Онего он действовал всю войну под разными обозначениями: сначала № 62 (или Б-62), с 30.04.42 - № 12, с 26.11.43 - № 210 и с 08.03.44 - БК-210. В навигации 1941 и 1942 года вместе с ним действовали еще три больших катера проекта 1124 с двумя пушками, размещенными открыто на тумбах (так называемые бронекатера ПВО с 76,2-мм зенитками Лендера образца 1915 года). В августе 1942 года эти бронекатера ПВО убыли под Сталинград.
20 ноября 1943 года в состав Онежской флотилии вошли еще два бронекатера проекта 1124 № 211 и № 212 (с 08.03.44 - БК-211 и БК-212). Они были построены по упрощенной технологии военного времени, но с усиленным вооружением. Вместо пушек Л-10 на них были установлены пушки Ф-34: у одного - в башнях танка Т-34 образца 1941 года, а у другого - в шестигранных башнях танка Т-34 образца 1942 года (так называемых гайках). Источник:
Сергей Титов. Броневые катера Онежской флотилии. Катера Онежской флотилии в боевой обстановке. К этой фотографии можно добавить, что, по всей видимости, перед нами катера проекта 1125 с одной орудийной башней от Т-34.
Реактивные установки на кораблях Онежской флотилии. Я не нашел сведений, чтобы этим баловались на Онеге, а вот в Ленинградской ВМБ таки да, реактивные установки кустарного изготовления применяли, крепя их на стволах пушек. 24 января 1943 года приказом НК ВМФ Кузнецова было запрещено изготовление и применение импровизированных пусковых установок реактивных снарядов. Не могу понять, какие катера на фото. Мне кажется проекта 1125 с одной танковой башней. Вполне возможно, что это уже последняя навигация 1944 года и те катера которые "не успели" к битве за Петрозаводск. Их реактивные установки похоже промышленного изготовления.
Карта военных действий на территории Вытегорского района в 1941-44 годах. Где-то в верхнем левом углу карты, там где река Ошта соединяется с Онежским каналом 22 августа 1943 года погиб в бою, выручая товарищей, л-т Чеботарев.
На этом пока все.