То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…
Николай Клюев
Утром мы немного повозились с такелажем яхты пришвартованной у пирса гостиницы "Wardenclyffe Volgo-Balt", позавтракали, а потом отправились осматривать достопримечательности города. О том как мы вчера добрались до Вытегры и спускали яхту на воду
я писал ранее.
Как вы думаете, какая главная достопримечательность этого небольшого городка на трассе Мариинской водной системы, а ныне Волго-Балта? Правильно, это...
дизель-электрическая подводная лодка Б-440, навечно пришвартованная к берегу по среди лесов и рек Русской равнины. Удивительное сочетание, не правда ли? Подводная лодка 641 проекта после окончания службы не отправилась на слом, а была превращена в интереснейший музей, доступный всем категориям посетителей.
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось, а в 2005 году на Кронштадском морском заводе закончилось переоборудование лодки в музей. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для музейной экспозиции (аккумуляторные отсеки). В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы - необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.
Странные виды
Подводную лодку можно осмотреть как снаружи, так и поднявшись на ее палубу
А затем мы спускаемся вовнутрь лодки... Подробный репортаж о посещении этого музея я сделаю позже.
После осмотра подводной лодки немного прогуляемся и посетим бывший Речной вокзал Вытегры, напротив которого расположена парковка для посетителей подлодки-музея. Судя по всему, речной вокзал построен в первой половине 60-х одновременно с Вытегорским гидроузлом и до прекращения активного речного сообщения выполнял роль речных ворот города. Еще совсем недавно отсюда ходили Кометы в Петрозаводск. Ныне его, обращенный к музею фасад, выглядит несколько заброшенным. Однако, цветы на подоконниках говорят о том, что внутри еще теплится жизнь.
Обойдем здание и осмотрим фасад, выходящий к Волго-Балтийскому каналу. Здесь помимо антенны задние еще украшает аншлаг Музея подводной лодки и традиционное наименование города.
Пустынный причал на канале, а ведь когда-то здесь сновали пассажирские суда
Еще один вид на фасад и пора бежать, меня заждались.
После вокзала отправляемся в Краеведческий музей Вытегры, расположенный в цокольном этаже обыкновенной пятиэтажки рядом с продовольственным магазином. Находится он недалеко от подводной лодки и при желании туда можно пройти пешком. Про музей я также расскажу отдельно, но для затравки несколько фото из его залов. Отдел археологии. Тут я рассказал как в каменном и бронзовом веке делали шлифованные топоры, но мне мужики не поверили: Это? В ручную? Да иди ты...
Интересный экспонат: чугунная пушка на деревянном лафете. Лафет до боли напоминает лафет пушки из Изборского музея, куда она попала из Псково-Печорского монастыря. К этой теме я также вернусь. Лафет того стоит.
Шлем командира бронекатера № 210 Онежской флотилии лейтенанта Ивана Чеботарева. Погиб
22 августа 1943 года в бою в Мариинском канале в районе Ошты.
После музея едем в старый центр города и паркуемся на Красной Горке рядом с храмом Сретенья Господня.
Первым каменным сооружением в Вытегре стал Сретенский собор на левом берегу реки Вытегра освященный в 1788 г., но уже в 1801 г. храм был разобран (из-за ошибок в закладке фундамента на стенах и сводах храма образовались большие трещины).
20 июля 1869 г. на месте, где находился первый каменный собор, был установлен новый мощный гранитный фундамент. Проект Сретенского храма был разработан архитектором Олонецкой губернии А.С.Четвертухиным. Пятикупольное массивное здание храма в плане имеет форму креста. Главный алтарь храма освящён в честь Сретения Господня. Слева и справа от главного алтаря расположены два боковых придела - Успения Божией Матери и свт. Павла исповедника, епископа Прусиадского. Храм имеет три входа: западный, северный и южный. С западной стороны храма расположена шатровая колокольня. Открытие храма и освящение бокового придела во имя свт. Павла исповедника было приурочено к 100-летнему юбилею Вытегра 20 декабря 1873 г.
Большие денежные средства пожертвовал на постройку храма известный вытегорский купец А.П. Игнатьев (1816-1886 г.г.), в последствии ставший старостой прихода. На его средства был устроен Успенский иконостас и отлит большой колокол на звонницу. Иконостасы, украшенные резьбой и золочением, были изготовлены белозерским мещянином Н.М.Скворцовым. Кресты на купола отливали и золотили в Петербурге на заводе П.Ф.Петрова по эскизам вытегора Наумова.
Последние 80 лет храм использовался вытегорским музеем для экспозиций.
В 1998 г. главный алтарь храма и боковые приделы были освобождены музеем, и переданы православной общине для совершения богослужений.
В 2004 г. на куполах храма вновь установлены кресты. В 2006 г. была перекрыта кровля храма, покрашены купола.
Источник В парке на Красной Горке рядом с храмом Сретенья господня расположена небольшая часовня, построенная в 1881 году и освященная Исаакия Далматского. Часовня изначально располагалась на Беседной Горе (южные окраины Вытегры). В настоящее время перевезена и установлена в центре Вытегры на Красной Горке, являющейся обязательным объектом посещения всех свадебных кортежей города.
А рядом с часовней 27 августа 2016 г. был открыт памятник «олонецкому ведуну», русскому поэту Николаю Клюеву, уроженцу вытегорской земли.
Николай Алексеевич Клюев родился 10 (22) октября 1884 в деревне Коштуги Олонецкой губернии, расcтрелян между 23 и 25 октября 1937 в Томске. Русский поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
...Клюев всё более переходил «на антисоветские позиции» (несмотря на выделенное ему государственное пособие). Когда Клюев прислал в газету «любовный гимн», предметом которого являлась «не „девушка“, а „мальчик“», Гронский изложил своё возмущение в личной беседе с поэтом, но тот отказался писать «нормальные» стихи. После этого Гронский позвонил Ягоде и попросил выслать Клюева из Москвы (это распоряжение было санкционировано Сталиным). Мнение, что причиной ареста Клюева стал именно его гомосексуализм, высказывал также позднее в частных беседах М. М. Бахтин.
2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений». 5 марта после суда выслан в Нарымский край, в Колпашево. Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А. Обуховой, С. А. Клычкова и, возможно, Горького переведён в Томск, где 23 марта 1936 арестован как участник церковной контрреволюционной группировки, однако 4 июля освобождён «ввиду его болезни - паралича левой половины тела и старческого слабоумия».
5 июня 1937 года в Томске Клюев был снова арестован и 13 октября того же года на заседании тройки управления НКВД Новосибирской области приговорён к расстрелу по делу о никогда не существовавшей «кадетско-монархической повстанческой организации „Союз спасения России“». В конце октября - расстрелян. Вероятно, местом расстрела и братской могилы, где упокоился поэт, стал один из пустырей в овраге (так называемом Страшном рве) между Каштачной горой, и пересыльной тюрьмой (ныне - СИЗО-1 по улице Пушкина, 48). Реабилитирован.
Источник. На Красной Горке встречаемся с представителем музея "Водные пути Севера" и в неурочный час отправляем на его осмотр. Пять минут ходьбы и мы подходим к зданию бывшей электростанции, расположенной на старом Мариинском канале.
Музей открыт в 1982 г. в историческом здании бывшего машинного отделения первой гидроэлектростанции Вытегры. Экспозиция музея посвящена истории строительства и развития знаменитого Волго-Балтийского водного пути, который проходил от Санкт-Петербурга до Рыбинска через целую систему каналов и шлюзов.
В музее представлены макеты и фотографии первых деревянных и современных железобетонных сооружений шлюзов; модели кораблей; произведения искусств, связанные с жизнью водного пути и др. Особенной гордостью музея являются диорамы, на которых изображены процессы стройки шлюза конца XVIII в., а так же работа бурлаков на канале.
А вот и макет современного шлюза Волго-Балта. К нему мы еще вернемся, но уже в натуре.
После музея, про который еще будет отдельный репортаж, по Ленинградскому тракту проходим на Сиверский мост и осматриваем старое русло Вытегры ниже ГЭС, на которой мы только что бывали. Старый шлюз Мариинской системы скрыт от нас за зданиями и деревьями слева. Зато здесь видны сооружения, причал и суда Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства. А справа возвышается "маяк" гостиничного комплекса "Wardenclyffe Volgo-Balt".
Вид чуть с другого ракурса
От Сиверского моста возвращаемся к брошенным на Красной горке машинам и уже на них отправляемся на новый Шлюз № 1 Волго-Балтийского канала.
Волго-Балтийский водный путь ключевое звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
В мае 1961 г. состоялось открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) гидроузла. Вытегорский. Шлюз № 1 имеет напор 13,1 м, камеру 270 × 17,8 м. Вытегорская ГЭС № 31 - мощность 1,52 МВт. Про это гидротехническое сооружение
смотрите отдельный репортаж здесь.
Click to view
Наглядевшись на большие суда, возвращаемся к нашему паруснику, пришвартованному у пирса "Wardenclyffe Volgo-Balt". Солнце садится, а надо поделать еще кое-какие дела.
По соседству грузилась моторка, вся утыканная удочками. Местный парнишка, забрав двух туристов из Питера, повез их на рыбалку. именно от него мы узнали, что рыбу здесь ловят не на обычные блесна, а на резиновых рыбок (как из набора "животные" купленном при Советской власти в Детском мире) Только рыбки сильно большие, цветные и все утыканы крючками. Несмотря на выходной день, мы чудом успели приобрести пару таких и одна нам в дальнейшем принесла удачу. А вторую кто-то выпустил на волю у пирса.
Тут же выяснилось что насос к шлюпке мы забыли дома, пришлось покупать и его. Потом выяснилось, что мотор на шлюпку только дымит, но не тянет. Пришлось покупать нового японца, а старый, советский, отправился обратно на Мазде в Пермь. Наверное в музей. В общем, различные фейлы начались практически с первого дня спуска яхты на воду.
В лучах заходящего солнца маяк выглядит особенно величественно
Да и Денис тоже не плохо
Пока не село солнце отправляемся на маяк посмотреть самим и показать ребенку окрестности
У причальной стенки Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства пришвартован большой линейный буксир МБ-1212, изготовленный на Пермском судостроительном заводе "Кама" в 1988 году. Судно класса "река-море" с усиленным ледовым корпусом. Порт приписки: Санкт-Петербург. Не эксплуатируется.
Главная задача было не упустить непоседливого ребенка через хлипкие перила вниз. Денис справлялся с этим образцово, хотя странным способом. Внизу виднеется фрагмент крыла Вытегорского политехнического техникума, размещенного в доме Лопарева 1902 года постройки.
Click to view
Вид с маяка на старое русло Вытегры. У причальной стенки Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства буксир "Тенгиз". Буксир построен в 1960 году в Финляндии. Водоизмещение 274 тонны. Порт приписки - Санкт-Петербург. На дальнем плане проглядывает заход в камеру старого шлюза с еще деревянными стенками.
Заходим в помещение маяка на самом верху. Здесь как и положено - горит фонарь. Только все это конечно для антуражу, ведь здание гостиницы построено совсем не давно и стилизовано под маяк.
Черно-белая серия
Спускаемся в помещение под "фонарным залом". Здесь расположена библиотека.
И еще несколько черно-белое фото на улице. Одиночество.
День заканчивается в ресторане "Wardenclyffe Volgo-Balt". Сегодня футбола нет.
Продолжение следует