Верхотурье-Кушва-Нижний Тагил
Основное тематическое содержание дня: православие и железная руда
Продолжаю рассказ о Второй "международной экспедиции" Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова по Горнозаводскому Уралу августа 2015 года. Репортаж четвертого дня был
здесь Проснувшись в номерах
санатория "Актай", частично расположенного в зданиях бывшего Актайского скита, мы наскоро перекусили, загрузились в машину и перед отъездом осмотрели небольшой и симпотичный
Актайский скит, расположенный на берегу водохранилища
От скита по пути мы заехали на
Верхотурскую ГЭС и уже оттуда наконец-то достигли города
Окраины Верхотурья да и большая его часть, кроме центра, практически не изменились с конца 80-х
Те же неказистые черные домишки на въезде и какая-то безысходность
Город нас встречает ансамблем Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, но мы едем на главную площадь, оставляя монастырь на потом
Главна площадь в конце 80-х была неухоженным пыльным пустырем, несмотря на соседство с Верхотурским кремлем. Сейчас ситуация поменялась. Пустырь уделан под фигурный камень, а в центре поставлен знак к 400-летию города с двуглавым орлом и упоминанием бывшего губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя, под чутким руководством которого начата программа возрождения Верхотурья. Это дает нам полагать, что со времен Федора Иоанновича самый маленькй и самый старый город Свердловской области приходил в упадок, пока не пришел проворный немец.
Троицкий собор (бывшее здание архива), 1703-1712 годов постройки, ничуть не изменился - все так же сияют золотом чудесные ажурные кресты. С 1959 года храм находится под охраной ЮНЕСКО. На колокольню в этот раз мы не стали подниматься, хотя это можно сделать за денежку. Жалко что у меня не сохранились слайды 1989 года собора и города, сделанные с этой колокольни.
Наша машинка и гостиница "Соболь" на заднем плане через площадь. Т.к. нам было не без разницы где ночевать, то ей мы предпочли санаторий "Актай".
Всей компанией читаем основные вехи истории Верхотурья
Заходим в кремль - отсюда открывается еще один живописный вид на Свято-Троицкий собор. Ныне в кремль продолжает выполнять административные функции. Здесь размещена Администрация города, казначейство и музей. Пока мои коллеги фотографируют, я направился в администрацию, отметить командировочное удостоверение. Там меня приняли без энтузиазма.
Видеопанорама Верхутурского кремля изнутри Снежаны Карпович
Click to view
Последние годы кремль во всю отстраивается (реставрацией тут и не пахнет), причем явно не по заветам Федора Иоанновича, а так, чтобы побогачеда по дороже было. Про это я еще напишу.
На этом фото четко видно как происходит иммитация оригинального фундамента порохового погреба: заливается бетонный фундамент, на уровне современной поверхности он обкладывается бутовым камнем, а внутреннее пространство собирается в один кирпич. Дешево и сердито. Что-то мне подсказывает, что вентиляционной галереей просто принебрегли.
рядом ковыряются археологи. Зачем не понятно - все равно построят так как видит заказчик и стройкомплекс. Кстати, до наших дней сохранилась, единственная напольная стена Верхотурского кремля, ее можно посмотреть на фото выше, по обоим сторонам Троицкого собора. В 1989 году я дней десять принимал участие в раскопках угловой башни кремля, что на предыдущем фото. Тогда от нее была найдена только кладка нижней части фундамента, уложенного на плахи из лиственницы. Нынешний фундамент башни имеет мало общего с оригинальным, равно как и ее внешний вид. Интересно, что в указе Федора Иоанновича (на памятнике посереди городской площади) предписывается возвести только три крепостные стены, а "от реки, от Туры велели поставить хоромы в стену, воеводские..., а городовые стены не ставити". На деле же хоромы были возведены вместо южной стены, а обращенная к реке стена сейчас восстановлена в "первозданном виде" с нуля. Ее видно за раскопом
На общем фоне изгаженности некогда уютного и романтичного кремля глаз выхватывает редкие частички былой старины и верхотурских милых чудачеств. Двери различных учреждений, расположенных в приказных палатах, можно снимать долго и со вкусом. Вот, например, вход в военкомат
Или отдел архитектуры и градостроительства. не удивлюсь, если окажется, что все работники этого учреждения поголовно слепые, ибо не заметить, то, что творится в 50 метрах от дверей просто не возможно.
А вот это замечательное объявление на здании Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника(бывшие государевы амбары), чьи сотрудники надо полагать тоже отличаются либо слепотой, либо, что еще хуже, поголовно солидарны с той стройкой в которую превратился их музей-заповедник.
Дима смотрит на все это безобразие и старается понять техническим складом ума нормально ли это
Выходим за пределы кремля и останавливаемся у северо-западной башни, любуясь видами на Туру
Домишки на правом берегу Туры
Тут мы разделились. Часть из нас пошла обратно, через кремль к висячему мосту, а часть пошла по тропинке между недавно построенной кремлевской стеной и скальным обрывом над Турой. Пошла громко сказано, местами приходилось передвигаться крайне осторожно, чтобы не сломать себе шею, падая с обрыва Троицкого камня высотой 26 метров
Смотровая площадка у юго-западной башни
Вид от юго-западной башни на висячий мост, построенный предположительно в 1946 году по проекту военнопленного инженера Ланге. Подвесной мост через реку Тура стал первым объектом, восстановленным в рамках областной целевой программы «Духовный центр Урала». Церемония его торжественного открытия состоялась 16 ноября 2011 г. Полная реконструкция подвесного моста, соединяющего центральную и заречную части Верхотурья, обошлась в 5 (!!!) миллионов рублей. На эти средства обустроены новый настил, железные опоры, страховочная сетка. В будущем над спуском к мосту будет достроена галерея, чтобы предохранить ступени от наледи. Сохранность моста будет обеспечивать система видеонаблюдения.
18 апреля 2016 г. мост был разрушен во время паводка. Система видеонаблюдения не помогла. Всему виной оказалась новая конструкция моста с защитными сетками, которые задерживали лед и бревна. Такого "усовершенствования" немецкий инженер Ланге и в страшном сне придумать не мог, зато смогли современные инженеры. В Интеренете есть видео как местные жители с помощью кусачек, рискуя жизнью, пытаются снять сетку, чтобы спасти мост, но их попытка не увенчалась успехом.
Источник Источник фото Ну а пока мы любуемся еще целым мостом. В 1989 году я нырял с него в Туру, примерно с этого пролета. Последствия были так себе. Тросы моста, были вымазы мазутом, от таких дураков как я. Потом пришлось отскабливать его песком в Туре, кормя комаров.
После кремля это один из главных аттракторов Верхотурья (не считая православных святынь)
Мост пользуется популярностью у молодоженов - по новомодной традиции оставляют замки. Некоторые очень даже ничего по размерам. Может они мост на дно утянули?
Вот она злосчастная сетка
И тут мы словили котика, который гулял сам по себе
Вид на новостройки кремля с другого берега Туры
Интересный деревянный домик на правом берегу Туры. Фундамент забора явно не соразмерен не только заграждению, но и дому
Про мост, его историю и конструкцию я надеюсь написать отдельным постом, а пока мы возвращаемся к машине и едем к сгоревшему краеведческому музею в доме где когда-то бывал Гришка Распутин. Мы тогда еще не знали, что он сгорел
Проникаем на запретную территорию и осматриваем расположенный рядом с музеем трактор СТЗ-15/30 - детище первых пятилеток. Оба объекта вынесены в один отдельный
репортаж Вдоль монастрской стены передвигаемся ко входу в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. Когда-то здесь была Верхотурская ВТК для малолетних преступников. ныне монастырь используется по прямому назначению. на переднем плане Симеоно-Аннеская надвратная церковь, в прошлом карцер ВТК, на дальнем плане громада Крестовоздвиженского собора
Проходим на территорию и в монастрской лавке закупаемся вкуснейшими пирожками. Такими вкусными, что бегали за ними два раза. Фото называется: "То чувство, когда мелочь звенит в чужой кружке"
Керестовоздвиженский собор. В 1989 году на его купола мы забирались с однокурсниками. Надо поискать фото
Гуляем по территории монастыря и фотографируем достопримечательности
После монастыря уже знакомой дорогой отправляемся на железнодорожный вокзал. Он вынесен далеко за пределы города в поселок Привокзальный
Удивительное по красоте здание Верхотурского вокзала дореволюционной постройки. Территория вокруг него реконструируется. Здесь наша группа разделилась. Снежана отправилась в Нижний тагил, решать вопросы с нашим размещением, а мы возвращаемся в исторический центр Верхотурья
Поселок Привокзальный улица Советская
Здание привокзального сельского клуба. Обратите внимание как выполнена отделка фасадов здания. С одной стороны штукатурка, с другой вагонка
Плакату к 9 мая четвертый месяц, актуален уже для этого года
Верхотурские остановки ввиде башни кремля. Не удивлюсь, если окажется, что эти остановки послужили прототипом для реставрации. За остановкой здание автосервиса с кафе. где мы пообедали. Автосервис так себе, обратился с какой-то мелочью, но мне сказали. что только по предварительной записи
Въезжаем в старую часть города с деревянной застройкой. Сразу замечаем верхотурское своеобразие в установке дорожных знаков. на каждом перекресте установлено по четыре знака 1.6 - пересечение равнозначных дорог. Зачем? Ведь и так понятно. Или это позволяет сделать город более туристически привлекательным?
Наша следующая остановка Свято-Покровский женский монастырь, точнее его старая барочная часть. На дальнем плане церковь Покрова Пересвятой Богородицы (1744-1753 гг.), на переднем руины церкви Рождества Иоанна Предтечи (осн. 1754 г.). Ныне центральную часть монастыря занимает раонная больница, а в южной части постройки монастыря используются по религиозному назначению
Выезжаем по улице Комсомольской и сразу фотографируем из окна самую знаменитую верхотурскую аптеку. Здание построено в 1888 году для земской аптеки и стех пор используется по своему прямому назначению. говорят, в аптеке есть уникальный холодильник, который позволяет поддерживать низкую температуру без электричества и льда вот уже скоро 130 лет. Глядя на это здание опять вспоминаю как председатель псковского ВООПИКа меня убеждал, что в нашем климате деревянные здания так долго не сохраняются и именно поэтому в Изборске избы постройки начала ХХ векацелесообразно разобрать и собрать по новой. Собрали - из сырого леса...
Выезжаем на южную окраину Верхотурья на красивый, заросший соснами утес над Турой. Когда-то на этом утесе располагалось небольшое мансийское городище Нером-Кар. Именно рядом с ним и возникло Верхотурье
Вид на скалы на противоположном берегу Туры
На площадке городища с трудом читаются следы обваловок либо жилища, либо оборонительной системы
Неолитическая стоянка Нером-Кар. В ее центре в 1989 году стоял заброшенный домик, а на огороде среди картошки можно было пособирать подъемный материал
Нынедомик не сохранился, а территория стоянки постепенно зарастает
На южной окраине Верхотурья по дороге с Нером-Кара осматриваем памятник жертвам Гражданской войны 1918-19 гг.
Покидаем Верхотурье, с которым у меня связаны воспоминания о приключениях археологической молодости
Выезжаем на трассу Екатеринбург-Ивдель и фотографируем очередную стеллу про Верхотурье. На стеллу навязаны ленточки, как на Пасху где-то в Украине. Тут у нас произошла занятная история с машиной. Настало время заправляться и зная, что на все Верхотурье всего две заправки, мы выбрали наименее беспонтовую где-то по дороге к этой стелле. Как оказалось зря. Машина не побежала... Об обгоне даже и не могло быть речи. Не знаю что за бензин нам залили вместо 95-го, но до Нижнего Тагила мы с трудом тащились со скоростью 80-90 км/час и дважды разбавляли его 98-м, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Уже потом, я где-то на форумах прочитал, что ни в коем случае нельзя заправляться в Верхотурье - там самый паленый в Свердловской области бензин. Честно скажу, я не думал, что он на столько паленый...
Следующая точка нашего маршрута - город Кушва. Проезжаем город насквозь, делая несколько фотографий застройки
Кушва возникла подобно многим другим уральским городам как центр горнорудной промышленности.
В мае 1735 года Семен Ярцев подал заявку на месторождение железной руды в версте от реки Кушвы. А уже в сентябре 1735 г. В. Н. Татищев прибывает в районе месторождения. Железной горе дано имя - Благодать. Утверждены места для строительства Кушвинского и Верхнетуринского заводов.
С 1754 по 1763 заводами и горой владел граф П.И. Шувалов.
В 1935 году на Кушвинском заводе впервые освоена выплавка чугуна из ванадиевых руд.
В 1985 году город награжден орденом "Знак почета"
Цель нашего визита в Кушву - гора Благодать и Центральный карьер Горноблагодатского рудоуправления. С горы Благодать открывается замечательная панорама на город
Центральный карьер Горноблагодатского рудоуправления. Здесь добывают железную руду открытым способом
В огромной воронке трудолюбивые БЕЛАЗы день и ночь возят руду
На высшей точке того что когда-то было горой Благодать расположен памятник вогулу Степану Чумпину. установленный до революции. Согласно легенде здесь его сожгли живьем за то что он показал залежи железной руды
Видео разработок железнорудного месторождения и видов на Кушву
Click to view
Пока мы доосматривали Верхотурье и любовались видами с горы Благодать Снежана следовала электричкой в Нижний Тагил
Фотографируя по пути станции, уральские природные красоты и индустриальные пейзажи
А вот и наше жилье на ближайшие три дня в Нижнем Тагиле. Здесь мы все и встретились вечером. Уставшие, но довольные
Продолжение следует...
Фотографии
Дмитрия Шелехова,
Снежаны Карпович и мои
Навигация по материалам экспедиции