Вторая экспедиция "Индустриальное наследие Урала - 2015". День четвертый - U-235

Jan 10, 2016 18:30

Качканар-Лесной-Нижняя Тура-Верхотурье
Основное тематическое содержание дня: уран и плутоний
Продолжаю рассказ о Второй "международной экспедиции" Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова по Горнозаводскому Уралу августа 2015 года. Репортаж третьего дня был здесь


Проснувшись рано утром все в том же номере гостиницы "Гармония" мы обнаружили, что погода нам благоприятствует, а из окон открывается замечательный вид на Качканар.
Немного фотографий города уже мелькало в предыдущем репортаже, например, сквер Строителей. Но на детальный осмотр у нас уже не хватало времени. Так что представление о городе моим читателям придется составлять по фото из окон гостиницы или автомобиля.

Качканар - центр одноименного городского округа Свердловской области с населением 40 тыс. человек, которое неуклонно снижается. Название городу дано по горе Качканар (887 м) у подножья которой он раскинулся. К сожалению, на вершину горы мы не сомгли попасть. Город основан в 1957 году для обеспечения разработки группы месторождений полезных ископаемых. Градообразующим предприятием является Качканарский ГОК ОАО "ЕВРАЗ", часть объектов которого мелькало в предыдущем репортаже.
Удивителен ландшафт города: перепады высот и девятиэтажные высотки соседствующие с деревянными домами частного сектора


На дальнем плане виднеется водно-шламовое хозяйство Качканарского ГОКа и гора Луковая


Чтобы попасть в центр города, приходится ехать по частному сектору






Грузимся и выезжаем из гостиницы через центр города в ЗАТО Лесной. На одной из центральных улиц города - улице Свердлова нас вышла провожать корова




Магазин бытовой химии "Сказка". Что-то мне подсказывает, что когда-то здесь было кафе. Или я не прав?


Выезжаем из города по направлению к Качканарскому ГОКУ


Опять фотографируем промышленные электровозы НП1. Их попискивающие гуки мне до сих пор снятся.
Правильное название: тяговый агрегат переменного тока НП1. Предназначен для работы на открытых горных разработках. Выпускается Новочеркасским электровозостроительныйм заводом.
НП1 выпускается с 2003 года для работы на переменном токе 10кВ по заказу Качканарского ГОКа. Касательная мощность в течении 15 минут - 7600кВт. Состоит из электровоза и двух моторных думпкаров или одного электровоза. Грузоподъемность думпкаров - 30 тонн. Конструкционная скорость - 65 км/ч, номинальная 25 км/час. Номинальная мощность всего агрегата - 7600 кВт. Тяговые двигатели коллекторные, типа НТК-650 кВт. Оснащен тормозами: реостатным, пневматическим, пневматическим прямодействующим, ручным и магниторельсовым. Токоприемники центральные и боковые, для возможности погрузки экскаватором в думпкары. Срок службы 25 лет.
Эксплуатируются на Качканарском, Лебединском, Стойленском, Северном ГОКах России и Бочатском и Кедровском угольных разрезах.
НП1 № 006


Промышленный электровоз НП1 № 052


Через 33 километра за окном машины показался волшебный город, огороженный по периметру несколькими рядами заграждений из колючей проволоки и прочих специальных охранных систем.
Это ЗАТО Лесной или Свердловск-45. Градообразующим предприятием является комбинат "Электрохимприбор" по производству ядерных боеприпасов.
6 июня 1947 года было принято решение Совета Министров СССР о создании завода № 418 по электромагнитному разделению изотопов. Завод также назывался База № 9.
В июле 1947 г. одобрено предложение о строительстве этого завода северо-западнее посёлка Нижняя Тура.
7 августа 1947 г. создано Управление исправительно-трудового лагеря и строительства № 1418 МВД СССР для возведения завода № 814 и жилого посёлка при нём. Посёлок получил название Горный.
К началу 1950 года был смонтирован магнит высотой около 21 метра и весом около 3 тысяч тонн с разделительными камерами, расположенными в зазорах сердечника электромагнита на пяти этажах. Осенью 1950 г. на заводе начался выпуск изотопов.
Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1951 г. № 3506-1628сс/оп было намечено строительство в 1951-1952 гг. второго в СССР завода, на площадях «Объекта № 814», для серийного изготовления изделий «501-М», мощностью производства 60 единиц в год при двухсменной работе. Срок ввода в эксплуатацию этого завода был установлен на 1-й квартал 1953 г. Ядерный заряд «501-М» для атомных бомб РДС-2 и РДС-3 - модернизированный вариант ядерного заряда «501» с усовершенствованной фокусирующей системой.
В 1954 году посёлок получил статус города и стал именоваться Свердловск-45. В 1994 году город получил название - Лесной. В 1996 году он стал центром муниципального образования «Город Лесной». С 2006 г. переименован в городской округ «Город Лесной».
Основа экономики городского округа «Город Лесной» - промышленность, основная отрасль - машиностроение. Градообразующее предприятие - ФГУП «Комбинат „Электрохимприбор“» - многопрофильное предприятие, выпускающее военную продукцию, в том числе осуществляет утилизацию, сборку ядерных боеприпасов, производство стабильных изотопов, гражданскую продукцию, товары народного потребления, а также реализующее ряд конверсионных проектов.
По мнению российского издания «Форбс», Лесной находится в списке 10 закрытых городов России, в которых стоит побывать.
К сожалению, нас в Лесном никто не ждал и мы объехали город по периметру, стремяь к очередной цели нашего путешествия.


Остановились на южной окраине города у пешеходного понтонного моста через пруд. Странно здесь все, странно и красиво. Понтонный мост в никуда у лодочной станции. По сути это своеобразная набережная города, но работает здесь КПП или нет, мы так и не поняли.




Нам надо ехать вон в те лесистые холмы, где у горы Колпаковский камень спрятался арсенал ядерных боеприпасов Свердловск-45 и заброшенный военный городок при нем - "51-ый квартал".


Добрались.
Ниже будет несколько фотографий для затравки, а подробный репортаж выйдет позже.
Сам арсенал представляет собой комплекс подземных и наземных хранилищ, а так же корпуса в которых происходила сборка и обслуживание специзделий. Все это хозяйство приурочено к бетонке, полукругом охватывающей с юга гору Колпаковский камень. Сначала мы проехали до крайней точки с караулкой по восточному "усу" и оттуда планомерно начали осматривать объекты, двигаясь по дуге с востока на запад.


В литературе крайне мало сведений о том когда был построен этот арсенал, что и как здесь хранили.
Будем исходить из формальной логики. Если 814-ый завод производил специзделия «501-М» для атомных бомб РДС-2 и РДС-3 начиная с I квартала 1953 года, то будет справедливым считать 1953 год - годом ввода в эксплуатацию арсенала. Следует отметить, что первые советские ядерные бомбы хранились в разобранном виде. Часть изделия (какая?) хранилась в наземном хранилище, другая в подземном. Более того, первые советские бомбы РДС-2 и РДС-3 отличались друг от друга своими зарядами. Странно, что у обоих тип заряда один и тот же - изделие "501-М"? В РДС-2 использовался плутониевый заряд Pu-239 имплозивного типа, во внутрь ядра которого для усиления реакции синтеза помещался тритий. А в РДС-3 использовался комбинированный заряд из Pu-239 и U-235 в соотношении 1/3. Это было обусловлено нехваткой оружейного плутония.
Хранилище 1. Здесь подземные помещения оказались затоплены.


Довольный Дима. Только что саданул мне крышкой багажника по больной руке и ехидно улыбается пока я корчусь в муках


Катя


Тыкаясь в стороны от бетонки ищем в лесу различные объекты. Вдруг, в прогал между деревьями мы увидели нечто. Это так называемы "шарик" - наземное железобетонное хранилище. Его общий вид вынесен на заглавное фото. Мне кажется, что при проектировании этого объекта не обошлось без сумрачного, грустного и пленного германского гения.


Дима и Шастье


Внутри "шарика" вот такое маленькое помещение, ныне отсутствующие бронедвери которого прикрыты прямым сквозником. Задняя стенка представляет собой нишу, обшитую листами железа. Судя по всему в нее подавалась горячая вода из пристройки. Остатки труб присутствуют. Мне кажется, что здесь реализован принцип казематов крепостей XIX, где для избежания образования конденсата сооружались вентиляционные галереи и камеры в торцах казематированных построек. Стены данного помещения тоже когда-то были обшиты листовым железом, но уже только в качестве противооткола. Какая часть специделия хранилась здесь - загадка


Осмотрев первый "шарик" обедаем


Хранилище 2. Здесь подземная часть не затоплена и доступна для осомтра. Спускаемся по каким-то бревнам и пустым бочкам. Сначала Дима со Снежаной, потом, как была получена обратная информация, что есть что смотреть и я полез, понимая, что с одной рукой могу обратно и не вылезти.




Проходим в глубину и темноту по коридору


Внутри три зала, закрыващиеся бетонными затворами


Залы примерно такого размера. Пол покрыт замерзшей водой, на потлке кристаллы льда. Было боязно провалиться под лед, который местами потрескивал. Именно здесь и хранились компоненты специзделий


Видео с "шариком" и Хранилищем 2

image Click to view



Осмотрев хранилище 2 (выбрался я из него легчем чем забрался) едем дальше и почти сразу на новом своротке вправо находим второй "шарик". Снимаю Катю на входе в сквозник


В сквознике


Внутри таинственной комнаты сохранилась "дверь в каморку папы Карло". Вдруг за ней забыли компоненты специзделия?


В этом "шарике" почти уцелели интерьеры. нет только гермодвери и пилонов, поддерживающих потолок


Идем обратно на бетонку восточного "уса"


Слева от бетонки расположен "сборочный корпус". У меня создалось впечатление что "шарики" приурочены ко второму хранилищу, которое соседствует со сборочным корпусом. А вот у крайних хранилищ под условными номерами 1 и 6 "шариков" нет да и до сборочных корпусов от них далеко. Если я не ошибся в выводах, то такое расположение объектов было свяхзано именно с технологией сборки боеприпасов


Внутри сборочного корпуса 1




Хранилище 3 в этом репортаже я пропускаю. Постепенно приближаемся к центральной части дуги, где расположен главный въезд на территорию арсенала. Почти напротив него расположен еще один корпус для сбора или обслуживания специзделий


Интересно "Kесные Cучки" II сезон это такой сериал?


Катя


Выезжаем на западную часть дуги. Судя по логике где-то почти сразу должно быть Хранилище 4, но его мы не нашли. Зато слева за забором был расположен какой-то корпус, идентифицировать который дистанционно и по гугловским фото мы не смогли. Может быть это укрытие для транспортных машин? Сейчас это частная территория - вход закрыт.


Еще один "сборочный корпус" почти аналогичный тому что мы видели в восточной части "уса"


Интерьеры главного зала


Надписи на стенах не позволяют расслабиться


Проезжаю корпус насквозь с некоторой долей оправданного риска. Видео Дмитрия Шелехова

image Click to view



Вид с другого торца


Катя


Далее идет уже знакомый нам комплекс из одного подземного Хранилища 5 с расположенными рядом двумя "шариками" и Хранилище 6. Оба подземных хранилища оказались затопленными


После осмотра объектов арсенала с дуру поехали по лесной дороге в продолжение "уса". На викимапии там было отмечено место расположения завода № 814. Дорога не простая, проехав две трети, сообразили, что точка, скорее всего фейковая и едем мы просто по старой лесовозной дороге. Поворачиваем обратно и в прогале фотографируем гору Колпаковский камень у подножия которой расположены объекты арсенала


На обратном пути схватили в траве валун, который слегка помял дурацкую "сковороду" защиты и катализатор. Проезжаем через восточную часть арсенала и едем в военный городок "51-ый квартал". Про 51-ый квартал будет отдельный пост, а сейчас только несколько фото по верхам.
На въезде осматриваем здание с наиболее яркой архитектурой. Как вы думаете, что здесь было?


Проезжаем через весь городок, по пути осматривая руинированные или целые здания и выскакиваем на большую поляну под которой находится крупное убежище вот с таким удивительным башеннообразным оголовком запасного выхода.


Убежище оказалось затопленным. Дмитрий осматривает его через один из штатных входов


А это мы готовимся к спуску через запасной выход с оголовком


Водичка внизу присутствует


Дима все-таки полез


Процесс спуска на видео

image Click to view



Может лучше через другой?


Фотографируемся всей группой у оголовка. Правда странное сооружение? От чего могла защищать такая нашлепка? От прямого попадания?


Фото на выезде, на заднем плане сохранившаяся остановка и руины какого-то здания


Из городка едем опять к ЗАТО "Лесной" и обедаем на берегу известного нам пруда


Там, за понтоной переправой, виднеется Нижняя Тура


Въезжаем в Нижнюю Туру, про нее репортаж вынесен в отдельный пост. Здесь только основные маркеры.


Саша пошел делать деньги за 15 минут


Город нас поразил количеством аляповатой рекламы и бестолковых вывесок родом из 90-х


Местная достопримечательность - памятник самовару на фоне баннера "Совет да любовь"


Кружка ароматного чая заполнена мусором, а на закуску предлагается дохлый чижик...


Едем из Нижней Туры в Туру Верхнюю или Верхотурье


В Верхотурье, слегка ошарашенные ценами в гостинице, решили заночевать в Доме отдыха "Актай", расположенном в бывшем подворье Свято-Николаевского мужского монастыря.


Фотографии мои, Дмитрия Шелехова и Снежаны Карпович

Продолжение следует...

Навигация по материалам экспедиции

Бункеры, Свердловская область, Арсенал, Убежища, Холодная война, Техноген, Ж/д, Памятники, 12 ГУ МО, Урал, Городская среда

Previous post Next post
Up