Вокруг Качканара: Качканар-Косья-Ис-Качканар
Основное тематическое содержание дня: платина, драги, железо
Продолжаю рассказ о Второй "международной экспедиции"
Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова по Горнозаводскому Уралу августа 2015 года. Репортаж про второй день был
здесь
Утро 11 августа 2015 года было промозглым и дождливым. Лета тем летом мы почти не видели...
В планах дня была "кругосветка" вокруг горы Качканар с последующим подъемом на нее.
Из гостиницы "Гармония", по разбитой ремонтом дороге, доехали до ближайшего супермаркета закупиться сухпайком. Этот магазин нам показали еще прошлым вечером, когда мы пытались найти в Качканаре британское, ирландское или, на худой конец, немецкое пиво. Местный житель сказал, что там точно есть чешское пиво. Чешское пиво действительно было. Российского производства ;-)
Выехали из Качканара на юг, по вчерашней дороге. Проехали знакомый памятник погибшим дружинникам. На Т-образном перекрестке едем прямо. Асфальт заканчивается. Далее идет гравийка, местами из-за глубокой колеи неприятная даже для Нивы. Туман и морось за окном не дают насладиться видами Качканар горы и Качканара города.
Въезжаем в поселок Косья, фотографируя из окна машины старые избы.
Посёлок Шуваловский (ныне Косья) расположен на берегу р.Ис, у западного подножия горы Качканар. Возник в 1825 году как поселение на месте золотых и платиновых приисков. В 1835 году здесь открыта платина. Косьинские прииски входили в Крестовоздвиженский платиновый округ графа Шувалова. Сейчас здесь проживает 325 человек. Добыча платины остановлена по причине истощения россыпей, оставив после себя видный из космоса, меандровый ландшафт, многократно переработанного драгами русла реки.
Заметив на обочине странный памятник, останавливаемся.
12 июня 1997 года в 2 часа ночи на этом месте в здании больницы, которая являлась также домом престарелых, произошел пожар. В огне погибло 17 человек.
Стрелки часов на памятнике навсегда застыли на двух часах ночи...
Следующая остановка на выезде из села у памятника с ковшами драги. Сейчас на Косье не осталось ни одной драги. Они либо порезаны на металл, либо разобраны и перевезены на другие прииски. Но небольшую память о расцвете дражного флота местные жители оставили.
А в Пермском крае не сохранилось ни одного ковша от драг "Уралалмаза", осенью прошлого года разделанных на металл.
Если я не ошибаюсь это 250-ти литровые ковши
Что означают клейма на них мы не поняли. "ЛПЗК"(?)
Едем дальше. Бывшие промысловые поселки вдоль дороги сменяют один другого: Шумиха, Верхний Ис, Борисовский, Артельный, Шуркино, Федино... Дорога дважды пересекает р.Ис, переработанную в постепенно зарастающие дражные отвалы. В самих поселках грейдер сменяет асфальт. Постепенно огибаем Качканар с севера. За все время гора только несколько раз выглядывала из тумана.
Несколько интересных домиков, снятых из окна машины. У этого, несмотря на вполне современную крышу, фронтон украшен резным деревом.
А это какая-то старая деревянная церквушка (?), предположительно снятая в поселке Артельный. Только разбирая фотографии поняли что сняли. Когда-то здесь была администрация окрестных приисков и церковь в поселке в царские времена действительно числится.
Въезжаем в поселок Ис - Уральский Клондайк.
В 1824 г. здесь открыты месторождения россыпного золота и платины.
В 1830-х гг. на берегу р. Ис появился посёлок Конюхово. В середине XIX в. здесь началась «золотая лихорадка». К началу ХХ в. в Исовском и Тагильском платиносодержащих районах (Верхотурский и Пермский уезды Пермской губернии) вырабатывалась до 80 % мировой добычи платины. Россыпями и рудниками владели наследники П. П. Демидова, князя Сан-Донато, и графа П. П. Шувалова.
В 1904 г. в Конюхово была переведена резиденция управляющего платино-промышленной компании, а поселок получил новое название - Екатерининский. После гражданской войны он переименован ещё раз, получив свое современное название - Ис. Статус поселка городского типа с 1993 г. Сейчас проживает 4229 человек.
В 1904 г. на Исовском месторождении был найден самородок платины весом 8395 г. Это самый крупный из известных и сохранившихся (и второй из когда-либо добытых на Урале) самородков платины. «Уральский гигант» хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.
К середине ХХ в. коренные платиновые месторождения на Урале полностью вырабатываются, а новых проявлений не найдено. В настоящее время небольшими старательскими артелями разрабатываются только россыпные месторождения, в третий или четвертый раз перемывают отвалы некогда знаменитых приисков.
1961 году в Исе создан музей добычи золота и платины. Уникальным экспонатом является паровая машина начала ХХ века. К сожалению, музей мы не посетили...
В марте 1932 г. в поселке Ис был открыт «Исовский вечерний дражно-гидравлический горный техникум». В СССР это было первое среднее специальное учебное заведение для подготовки специалистов золотоплатиновой отрасли. Первая учебная группа из 30 человек обучалась по специальности «Горный техник». В качестве преподавателей работали сотрудники управления Исовскими приисками.
В 1934 г. было построено собственное учебное здание. В 1936 г. открылись две новые специальности: обогатители и маркшейдеры.
Сейчас здание техникума пребывает в руинах, но выделяется конструктивистской архитектурой
В 1941 г. техникум временно (до 1942 г.) прекратил свою работу. Здания отвели под учреждения, эвакуированные из Ленинграда. Общежития стали эвакогоспиталями. В годы войны были открыты новые специальности: «Геолог» (1942 г.) и «Горный электромеханик» (1944 г.).
В 1947 г. техникум был преобразован в геологоразведочный. В 1990 г. техникум переведен в г. Нижняя Тура, но сохранил прежнее название - «Исовский геологоразведочный техникум».
Вход в один из магазинов на центральной улице поселка
В Исе у нас была главная цель дня - "поймать драгу". Сначала мы интуитивно проехали через центр поселка и свернули к реке. Не ошиблись.
Вот она, вот она красавица - кричали мы под дождем...
Мощное сооружение - 350-ти литровая драга № 27 (
зеленая) построенная в 1930 году на Мотовилихинских заводах
Несмотря на то, что для нас с Дмитрием это вторая драга, смотрели мы на нее как завороженные. Ведь это была работающая драга в отличии
от увиденной на Колчиме алмазодобывающей драги ИЗТМ № 141
Платина - один из самых дорогих металлов, встречается в десятки раз реже золота, сложна для обработки в силу тугоплавкости. Годовой объем производства - около 250 тонн. Из всех металлов - этот самый устойчивый к внешним воздействиям: практически не подвергается деформации, устойчив к действию кислот и окислительных реакций.
В 1824 г. в России открыты Нижнетагильские россыпи платины - единственные богатые месторождения металла в Старом Свете. На карте Урала появились целые платинодобывающие районы, наибольшую известность получили Качканарско-Исовской, Кытлымский и Павдинский. В это время ежегодная добыча платины достигала 2-3 тонны.
В 1820-е - 1840-е г.г. из уральской платины чеканили монету. Платина в то время стоила в 2,5 раза дешевле, чем золото. На изготовление монет, выпущенных с 1828 по 1839 гг., пошло около 1250 пудов сырой платины. Это вызвало быстрый рост добычи. Однако в 1839 г. чеканка монет была прекращена из-за неустойчивого курса на платину и ввоза в Россию поддельных монет.
В 1867 г. разрешено частным лицам добывать и перерабатывать платину, а также допускалось свободное обращение сырой платины в стране и вывоз ее за границу. Главным центром по добыче россыпной платины на Урале становятся районы в бассейне рек Ис и Тура. Значительные размеры исовской россыпи, протянувшейся более чем на 100 км, позволили применять на ней более дешевые механизированные способы добычи, включая, появившиеся уже в конце XIX века драги.
Хотя до 1917 г. Россия являлась монополистом в добыче (на Урале вырабатывалось 90-95 % платины в мире), в стране металл за редким исключением не находил применения. 9/10 его уходило в Англию за бесценок. После Первой мировой войны металл стоил в 3-4 раза дороже золота. Ситуация изменилась только в 1922 г., когда в Советской России был создан трест «Уралплатина», перерабатывать и использовать метал стали внутри страны.
За неполные сто лет (с 1824 по 1922 г.), на Урале было добыто около 250 тонн металла, и еще 70-80 тонн добыто незаконно. Уральские россыпи до сих пор являются уникальными по количеству и весу добытых здесь самородков. Абсолютно справедливо, что данный тип месторождений получил в специальной геологической литературе собственное название - “уральский” или “нижнетагильский” тип месторождений.
Источник и
Источник
Найти драгу было сравнительно легко. Осталась пустяковая проблема - попасть на нее. Надо думать, нас там не ждали...
Около часа ушло на утряску формальностей с Невьянском, именно там находится управление старательской артели, которой принадлежит драга и мы, не разбирая дороги, несемся на драгу, по пути успев сфотографировать небольшой домик на берегу Иса, явно дореволюционной постройки
В общем мы поехали не по той дороге...
Все было можно сделать на много проще, но мы запутались в хитросплетении дамб и польдеров, а космосъемка показывала устаревшую информацию, рельеф здесь меняется на глазах
Сначала дорога была относительно нормальная. Близок локоток, да не укусишь...
Но по мере приближения к цели она делалась все хуже и хуже
По бокам от дороги среди зеркала воды виднелись старые отвалы или хвосты, да и сама дамба была сложена из мытых и перемытых отвалов с еще изрядным содержанием платины. Сейчас технология добычи драгами изменилась и стала более экологической. Создается несколько прудов и драга плавает в них, а река течет стороной по искусственному руслу. Муть поднятая драгой оседает в водоемах и в реку почти ничего не попадает. Работники промысла говорили нам, что сейчас в этих прудах разводят рыбу и гнездятся перелетные птицы.
Форсируем протоку в брод
И наконец, заложив приличный крюк, добираемся до драги. Но на нее еще надо как-то попасть
За нами высылают лодку и мы идем на погрузку
О том, что мы увидели на драге № 27 будет отдельный репортаж.
Через пару часов мы едем уже обратно и фотографируем драгу в лучах чуть проглядывающего солнца
Сказочно
Стакер, похожий на яйцеклад гигантского насекомого, сбрасывает отработаную породу обратно
А за спиной у нас распологаеться вот такое новорусское поместье с видом на плещущееся и скрежещущее железное чудовище
На выезде из поселка Ис осматриваем еще один памятный знак, посвященный поселку и дражному флоту
Если я не ошибся, это 350 литровый ковш, но маркировку расшифровать не могу
Следующая точка - позиции бывшего зенитно-ракетного полка С-200. Едем через поселок Сигнальный. После него сворачиваем на лесную дорогу с глубокими лужами. Ползем 3,5 км, пока не упираемся в глубокую промоину, через которую надо строить мост. Оставалось 2,5 км - ни то, ни се... Идти пешком под дождем и терять время особо не хотелось. Попытка найти объезд через поле не удалась - уперлись в болотину. Едем обратно. На шоссе нас поджидает указатель на населенный пункт Маломальский. Смешное название, есть версия, что ехать надо было через него
Чуть не доезжая Качканара останавливаемся перед комплексом зданий Рудоуправления Качканарского ГОКа компании
"ЕВРАЗ".
КГОК разрабатывает Гусевогорское месторождение титаномагнетитовых железных руд, содержащих примеси ванадия. Содержание ванадия позволяет выплавлять высокопрочные легированные сорта стали. Гора Качканар является единственным источником ванадиевой руды в России.
Идея широкого промышленного использования руд с очень низким содержанием железа была чрезвычайно смелой, не имевшей прецедента в мировой практике. 30 сентября 1963 года состоялся пуск Качканарского горно-обогатительного комбината. Продукция КГОКа (агломерат и окатыши) поступает на Нижнетагильский металлургический комбинат и Чусовской металлургический завод.
На большом пустыре где расставлены образцы различных пород нас поджидает памятник с буровой установкой и ковшом карьерного экскаватора
Заглянул в дырочку, пробуренную в камне
Идентифицировать буровую установку не удалось
Красота, особенно в сравнении с человеческим ростом
Ковш карьерного экскаватора
Въезжаем в Качканар
Впереди дамба по которой карьерные электровозы вывозят руду
Попасть в буддийский монастырь и на вершину горы Качканар нам не свезло. Охрана западного карьера нас завернула.
Вид с дамбы обрано, на шламовый пруд и насосную станцию Качканарского ГОКа
Железная дорога по которой возят руду с карьеров Качканарского ГОКа
Карьерный электровоз № 094. Мне до сих пор чудятся их свистки, смешные такие...
Пошли смотреть природу
Нижневыский пруд
Башня водосброса
Карьерный электровоз № 064
Карьерный электровоз № 017
Едем в город и под дождем осматриваем парк "Строитель", посвященный основателям Качканара
выставка военной техники, про нее, а особенно про танк будет отдельный рассказ
ЗРК С-75
ПТ-76, щелевидный дульный тормоз пушки Д-56Т как бы говорит нам, что, возможно, перед нами машина ранних выпусков (до 1957 года) с низким корпусом. Однако, фара на лобовом листе, спаренная со звуковым сигналом отсутствует, а на катках присутствует оребрение. Ближайший аналог имеется
в Бресткой крепости.
БТР-60ПБ
Заключительное фото дня снято перед Качканарским ЗАГСом
В репортаже использованы мои фото, а так же
Дмитрия Шелехова и
Снежаны Карпович Продолжение следует...
Навигация по материалам экспедиции