Еще раз про набивший оскомину технический монумент в Кунгуре.
Про него мы знали и он был включен в обязательную программу. С утра первым делом направились на улицу Ситникова в юго-восточную часть города чтобы прикоснутся к реликвии славного прошлого индустриализации страны.
Однако, нас ждало полное разочарование в виде голого постамента стремительно убегающего в даль (умели раньше простые формы делать) перед бывшим зданием сельскохозяйственного техникума.
И где он?
На этот вопрос я попытался найти ответ в заднии, что находится за пустым постаментом.
Мне отчасти повезло. Там оказался отдел культуры Кунгурского района. Сейчас не помню, с кем из начальства я там разговаривал, но мои вопросы о судьбе трактора его весьма насторожили. Короче, там мало что знали и могли сказать только, что трактор на реставрации и лучше о его судьбе спросить у мужичков в боксах. Странно, да? Отдел культуры района не знает о судьбе памятника, что расположен у него под окнам.
Мужички в боксах тоже были не совсем в курсе, но посоветовали проехать к новому комплексу сельскохозяйственного колледжа на выезде из Кунгура по Плехановскому тракту. Это на другом конце города. мы мотанулись туда. И, о счатье! Трактор нашелся. недавно поставленный на банальные бетонный плиты (где уж современный памятникостроителям до создания нормального постамента) и свежевыкрашенный.
Детально фотографируем изделие в три фотоаппарата. Вокруг монумента свежая земля. Хорошо что не было дождя.
Колесный пахотный трактор СТЗ-15/30, иногда обозначаемый также, как СТЗ-1, стал первым отечественным трактором, выпускавшимся массово на конвейере. Его появление можно считать таким же важным событием в истории индустриализации страны, как освоение производства автомобилей ГАЗ на Горьковском автозаводе.
В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о строительстве первого в стране тракторного завода в Сталинграде. Место выбрали в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки завода. Сталинградский тракторный входил в число первых промышленных объектов, возводившихся по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов.
Нет ничего удивительного в том, что в 20-е годы в стране еще не был накоплен собственный опыт проектирования недорогих массовых тракторов и, главное, создания технологии их крупносерийного выпуска. Поэтому первый трактор, как и многие другие машины тех лет, приобрели в США. Проектировала Сталинградский тракторный завод фирма Albert Kahn Inc., основанная знаменитым американским архитектором Альбертом Каном. А конструкцию трактора позаимствовали у компании Mc Cormic, которая, кстати, успешно действует и в наши дни, предлагая современную сельскохозяйственную технику на рынке России XXI века. По результатам испытаний различных зарубежных тракторов, проведенных в Советском Союзе летом 1926 года, лучшей моделью был признан легкий Mc Cormic Deering 10/20. Его и рекомендовали в качестве прототипа первого сталинградского трактора. Но советские инженеры вовремя выдвинули идею, что для нашей страны нужна более мощная модель трактора, обладающая запасом прочности и надежности, увеличенным моторесурсом в тяжелых условиях эксплуатации. В результате, к серийному производству в Сталинграде приняли более мощный и тяжелый трактор из модельного ряда той же компании Mc Cormic International 15/30. У советской версии этого трактора остался американский цифровой индекс через дробь.
Первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера новенького завода в Сталинграде 17 июня 1930 года в 15 часов. Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки. Между тем, в 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе с индексом СХТЗ-15/30. Согласно технической документации, первые СТЗ и СХТЗ предназначались для выполнения работы с двухкорпусными, трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для приведения в действие стационарных машин.
Как и большинство пахотных тракторов того периода, СТЗ-15/30 был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста - стальные штампованные. И колесные обода тоже стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам привинчены мощные треугольные шипы грунтозацепов, или как их еще называют, почвозацепов. Трактор не предназначался для езды по дорогам с твердым покрытием, а на пашне 30-х годов шины еще казались излишеством, да и исключалась необходимость освоения выпуска сложных и недешевых резино-технических изделий.
Карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель работал, как и у других тракторов 20-30-х годов, на керосине. Он развивал мощность 30 л.с. (22 кВт). Тракторист оперировал трехскоростной коробкой передач. В результате, машина развивала скорость в диапазоне от 3,5 до 7,4 км/ч., а максимальное тяговое усилие на крюке достигало 15 л.с. (11 кВт).
Первый трактор встающей на ноги индустрии воплощал в себе простые, удобные в производстве и эксплуатации технические решения. Компоновка трактора СТЗ-15/30 была классическая, основание рамное. Литая чугунная рама трактора совмещалась с масляной ванной трансмиссии. Для повышения надежности и ресурса двигателя применялись масляный насос (передовое решение по сравнению с еще встречавшейся тогда смазкой подшипников и трущихся пар разбрызгиванием) и фильтр в системе смазки, масляный воздухоочиститель в системе питания. Система зажигания высокого напряжения работала от магнето, как у многих автомобильных и мотоциклетных моторов 30-х.
Наряду с тракторами «Фордзон-Путиловец» и более легким «Универсалом», СТЗ-15/30 активно входил в хозяйственную жизнь советской деревни. Железного коня бок-о-бок с колхозниками осваивали колхозницы.
В середине 30-х годов Научный автотракторный институт НАТИ в Москве разработал гусеничный трактор средней мощности, получивший обозначение СТЗ-НАТИ. Под его выпуск перепрофилировали сначала Сталинградский, а потом и Харьковский тракторный заводы, что поставило крест на производстве СТЗ-15/30. Официально гусеничные тракторы вытеснили своих колесных предшественников с конвейера в 1937 году. Но по некоторым данным, изготовление тракторов типа СТЗ-15/30 в небольшом количестве продолжалось в Москве на Втором авторемонтном заводе до 1948-1950 годов. В общей сложности всеми заводами было выпущено примерно 397 тысяч тракторов этого типа.
ТТХ Трактора СТЗ-15/30
Двигатель Карбюраторный, четырёхцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, работает на керосине.
Мощность 31,5 л.с.
Тяга на крюке 15 л.с.
Собственная масса 3011 кг.
Диапазон рабочих скоростей 3,5-7,4 км/ч.
Использован текст:
http://gvtm.ru/traktor_stz-15/30 Детали
И в завершении я. собственной персоной, за фотографированием артефакта. Фото Дмитрия Шелехова. В этот день нас ожидал залаз в одну из пещер Пермского края.
Другие мои репортажи о поездках по Пермскому краю в 2014 году можно посмотреть здесь:
http://starcom68.livejournal.com/1592184.html