Збараж-Тернополь-Теребовля

May 21, 2013 09:24

После осмотра замка Збараж я очень по-быстрому решил посмотреть старый город, буквально из окна машины. Путь мне предстоял не близкий, через усеянные замками небольшие местечки Западной Украины до Каменец-Подольска. Ситуацию осложняла не только разбитая дорога (по настоящему разбитых дорог я тогда еще не видел), но отсутствие украинской налички. В пасхальные выходные поменять деньги оказалось очень проблематично, а карточку в готелях не принимали.


Узкие разбитые улочки с односторонним движением сами вывели меня туда куда надо, надо было только спуститься с замкового холма. Днем Збараж мне чем-то напомнил Себеж, только без синевы озер.
Городская доминанта - грандиозный костел Святого Антония Падуанского Бернардинского монастыря. Монастырь был основан в 1627 году и помимо культовых, выполнял оборонительные функции в системе городских укреплений. От оборонительных элементов построек монастыря и костела ныне не осталось и следа. Костел после многочисленных разрушений и пожаров был отстроен практически заново в середине XVIII века по проекту архитектора из Силезии в барочном стиле. В конце XVIII века после пожара он был восстановлен в стиле ренессанса . В монастыре хранились хроника и другие документы, с которыми работал Генрих Сенкевич при написании романов "Потоп" и "Огнем и мечом". В 1989 году костел и монашеские кельи возвращены монашескому ордену францисканцев. Интересно, много их там?


Чуть проехав дальше костела я развернулся на городской площади среди так непривычного после Беларуси мусора. Банки не работали... Спустившись к реке Гнезна, я неожиданно увидел на противоположном берегу один из нижних бастионов системы укреплений замка. Пешеходная дорожка поднималась к замку, где я только что побывал


Под замковой горой катила свои мутные воды река Гнезна


На плотине городского пруда по которой я подъехал к самому бастиону местные рыбаки удили рыбку. Сам пруд ранее был просто проточным озером


Вот такой вот он старый город. Через частную застройку справа проходит единственный проезд с плотины в старый город по односторонней пыльной улице - там жесть. Над этой частью города возвышается действующая греко-католическая церковь Воскресения Господня постройки 1764 года. Левее какое-то позднее советское здание с банками и магазинами за которым пыльная и замусоренная городская площадь. На переднем плане на берегу пруда почти мертвый автомобиль семества ВАЗ - обычная картина. Если верить Интернетам, городские укрепления в старой части города не сохранились. К началу XIX века они были полностью срыты и разобраны.


Крутнувшись еще раз по Збаражу, я помчал в Тернополь. Въехав в город со стороны северо-востока по широкой и подразбитой дороге заправился на АЗС "ОККО". То, что карточки Сбербанка здесь принимали меня обрадовало. Далее были долгие поиски Тернопольского представительства Сбербанка для того чтобы снять наличку с карты. По дороге одним глазком глянул остатки старой застройки. Таковое нашлось напротив ж/д вокзала, но оказалось закрыто. Банкомат при входе отсутствовал. Пришлось идти к таксистам, а они отправили буквально через дорогу к веселой кучке менял. Добрые люди поменяли мне российские рубли на украинские гроши по курсу 100 рублей - 24 гривны, что на 1 гривну меньше официального курса.
Далее интуитивно сориентировавшись в многочисленных улицах с односторонним движением я выехал из города в направлении Теребовли. Всего от Збаража до Теребовли 52 километра.
Примерно на полпути до места назначения в деревне Кровинка мне внезапно попался вот такой живописный железнодорожный мост. Я не мог проехать мимо и, сдав назад, остановился на несколько минут.


Эта железная дорога Тернополь-Копычинцы была завершена постройкой Австро-Венгрией в 1896 году и связывала два магистральных направления. Чувствуется австрийское качество. Дорога так и осталась однопутной, хотя колею несколько раз перешивали. Австрийские дороги в Карпатах меня поразили, никогда ранее такого не видел. Как можно заводить локомотивы туда, куда и машина то с трудом забирается. Вообще железнодорожная сеть на Западной Украине весьма развита. ведь этот регион и при Австро-Венгрии и при Польше оставался житницей Европы.


Вид на деревню и ставок






По этой, почти горной дорожке мне очень захотелось проехаться. Как потом я узнал она вела в бывший пионерский лагерь.


Въехав в старую часть Теребовли я заметил что в городе происходит какой-то ажиотаж. Уж не меня ли встречают? - мелькнула мысль. Оказывается, только что закончилась служба в костеле Успения Девы Марии бывшего монастыря кармелитов. Собственно сейчас это никакой не костел, а Свято-Владимирский собор Украинской автокефальной православной церкви. Монастырь возник в 1617 году. Несмотря на наличие укреплений неоднократно разорялся казаками, татарами и турками. Сохранившийся ренессансно-барочный костел был построен в 1781. В советское время в монастыре была размещена известная фабрика елочных украшений. В 1987 году храм пострадал от пожара, а в 1990 году монастырь передали церкви.
Завидев на возвышающемся на городом холме замок я практически не отснял монастырь, приняв его стены за новодел, а ведь они оригинальные. Посмотреть фотографии монастырских укреплений можно здесь.


Еще меня сбила с толку выходившая со службы веселая и праздничная толпа народу, особенно бросались в глаза молодые женщины в ярких платьях с достаточно короткими юбками. Почему-то подумал об Италии


Это вид на улицу перед костелом еще до окончания службы. Вдалеке задание в стиле конструктивизма, в нем училище культуры. Я заметил, что практически в каждом украинском местечке обязательно есть училище культуры. А над училищем возвышается башня замка


Нам туда - на замковую гору


О замке я расскажу в следующий раз
Навигация по всем материалам о поездке в Западную Украину http://starcom68.livejournal.com/1134107.html

Украина, Замки, Монастыри, Ж/д, Туризм, Храмы, Городская среда, Фортификация

Previous post Next post
Up