Как мы и обещали, расскажем о том, что за эту неделю произошло на Пятницком раскопе.
Во-первых, во вторник мы определились с конфигурацией Пятницкого-II раскопа.
Решили прирезать его к Пятницкому-I с юга и востока. Полномасштабную прирезку с востока решили оставить на попозже. Соответственно, площадь нового раскопа составит до 250 кв м., а новые участки получат названия «В» и «Г».
После того, как эпохальное решение было принято, мы начали снимать верхний (т.наз. техногенный) слой. Имеются в виду напластования XX в., насыщенные строительным мусором и сильно перемешанные войной и новейшими земляными работами. Делается это обычно механизированным способом, при помощи экскаватора. Экскаваторщик нам попался замечательный - всё сделал в лучшем виде. Сняли примерно 50-60 см слоя и остановлись, выйдя на менее потревоженные напластования (очевидно, рубежа XIX-XX вв.). Исключение составила северная часть участка «В», где были вскрыты валунные и кирпичные фундаменты стоявшего здесь дома. Пришлось их выковыривать тоже экскаватором, вкапываясь несколько глубже. Дальше будем работать вручную, лопатами.
Во-вторых,немецкая мотопомпа показала себя с хорошей стороны и к пятнице потихонечку мы-таки откачали основной объем Пятницкого-I раскопа. Показался законсервированный материк и очень значительные осыпи стенок.
Таким образом, к субботе мы были готовы к следующему этапу - пробивке сетки квадратов на Пятницком-II раскопе. Штука здесь в том, что сетка должна быть общей с Пятницким-I. А сохранившиеся в нем колышки находятся на глубине 6-ти метров, что крайне затруднило бы переноску линий сетки обычными средствами (длинными рулетками).
Но тут нам на помощь пришло очередное чудо немецкой техники - лазерный тахеометр фирмы Leiсa. При помощи этого замечательного дивайса (и заглянувшего к нам в гости Кирилла Владимировича Шмелёва) мы во вторую половину дня субботы совершили этот титанический подвиг. Перенесли сетку и условную нулевую высотную отметку (т. наз. «репер»), а также пробили основные опорные колы.
Появились и первые находки. Все они связаны с верхними слоями и относятся к XX- концу XIX вв.
Прежде всего это многочисленные осколки фарфора. Судя по клеймам, прежде всего Кузнецовского.
Хотя одна чашка эльфийская, завода Храпунора (прекрасное эльфийское имя) Новаго (шутка; на самом деле, конечно же, Храпунова Новаго).
Кроме того, большое количество стеклянные бутылок и бутылочек.
Некоторые из них несут на себе надписи.
Вот, например, осколки бутылки с надписью «Старорусский пивоваренный завод».
А вот ещё одна бутылка, на этот раз с надписью «ALE COQ LONDON».
Вначале даже удивились: эль прямиком из Лондона. Поискав немного в интернете, выяснили что это бутылка из-под портера произведённого фирмой «A.Le Coq & Co» (не сочтите за рекламу). Как оказалось, эта марка до сих пор жива.
Такое пиво производиться в Эстонии, более того - в Тарту, гости из которого нас посещали неделю назад.
Марка «A.Le Coq & Co» была основана в Лондоне в 1807-ом году бельгийцем Альбертом Ле Ког’ом. Фирма занималась разливом и сбытом пивной продукции. Поставлялась она и в Россию, где наибольшее признание получил так называемый «Российский императорский портер», темный и крепкий сорт пива, созданный специально на экспорт. За время морской транспортировки он приобретал особый вкусовой оттенок. Естественно, что у столь ходового товара сразу же появились подделки. В конце концов, владельцы фирмы решили переместить производство портера в Россию.
Подходящий пивной завод был найден в Тарту (тогдашний Юрьев). В 1913-го году пивной завод «Tivoli» был переименован в «A.Le Coq & Co». И началось производство различных сортов пива самым популярным из которых был «Imperial Extra Double Stout». Это пиво поставляли 0,38-литровых портерных бутылках в Петербург, Москву, Варшаву, Одессу, Баку, Минск и во многие другие города от Польши до Сибири и Кавказа. Так эта бутылка и попала в Старую Руссу.
А вот пузырёк с надписью «EAU DENTIFRICE DU DOCTEURE PIERRE» (в вольном переводе: "зубной эликсир доктора Пьера").
Как выяснилось, это средство, производимое во Франции, было крайне популярно в конце XIX - нач. XX в. Марка тоже до сих пор процветает (опять же, не сочтите за рекламу).
А вот бутылка с надписью: «ММП Промкомбинат Дзер(жинс)кого райсовета г. Ленинград». Содержимое, кстати, еще плещется внутри. Очевидно, какая-то техническая жидкость.
Бронзовый нательный крест -
Неведомое орудие -
Первое, что приходит на ум - оружие восставших крепостных. Но, похоже, этот предмет использовался как мясницкий тесак (как по спинке лезвия, так и по пятке рукояти неоднократно лупили со всей силы чем-то вроде молотка. Очевидно, разрубали кости). Это, впрочем, не объясняет втульчатой рукояти этого непонятного образца.