Моя малая Родина в треугольнике на Соколе. Часть 2.
Часть 1.
Улица Панфилова идет вдоль Окружной ж\д (теперь Малое центральное кольцо -
МЦК), это свое название улица получила к Дню Победы, в 1960 году, в честь военачальника, Героя Советского Союза -
Панфилова Ивана Васильевича (1893-1941). Она была проложена только в начале 1950-х годов, когда началась застройка района "сталинскими" домами. Первоначально называлась 2-я улица Левитана.
Для начала сравним две фотографии. Так эта местность, будующая ул. Панфилова, выглядела в начале XX века. За будкой централизации на станции "Серебряный бор", виднеется этот самый бор или другое его название Большая Всехсвятская роща. С 1914 г. - это часть рощи, что видна на фото, станет территорией санатория "Ромашка", о котором я писала в прошлом посте.
С развитием жилого и промышленного строительства в этом районе роща постепенно вырубалась. Частично она пострадала в 1908 г., когда через нее прошла линия Окружной ж\д, затем, часть ее полегла от урагана 1911 г. (позднее, этот ее участок был выделен под строительства городка художников). Однако, еще до ВОВ, на этой стороне, вдоль полотна ж\д роща сохранялась и старожилы района вспоминают как собирали здесь землянику и грибы.
ОЖД. Будка централизации на станции "Серебряный бор" - одна из замечательных построек ОЖД, о них - ниже.. Фото 1907 г.
А вот так стала она выглядеть менее, чем через полвека (угловой дом справа был построен в 1951 г., дома за ним, построенные чуть позже, входили в тот же комплекс построек, что и на ул. Алабяна, строили их те же архитекторы, об этом я писала в прошлой части, поэтому повторяться не буду).
Улица Панфилова. Фото 1963 - 1964 гг.
Увидев впервые последнее фото, я замерла, как будто, вновь вернулась в детство. Именно, такой я помню эту улицу. Один из старожилов района вспоминает - "Мы на этой железной дороге в индейцев играли". А я помню, как мы, играя в "казаки-разбойники", выбегали с ул. Врубеля на ул. Панфилова, оставляя стрелочки мелом на асфальте, затем носились здесь по путям не маленькой такой компанией, человек по 20-30 в каждой, мало того, перелезали через открытые площадки вагонов, чтобы спрятаться с другой стороны состава (в мое время по ж\д ходили только товарники). Еще помню, как родители возили меня зимой кататься с горки, куда-то на ул. Панфилова, но сейчас смотрю на старые фотки, никакой горки вроде бы и не вижу.
2-я улица Левитана (Панфилова). Дома №2 - 4. Фото 1952 - 1952 гг.
Напротив путей, в "сталинках" на первых этажах, размещались продовольственные магазины: овощной, колбасы и рыбный. Особенно, мне памятен последний, туда мы часто ходили. Из его ассортимента помню, стоящие пирамиды из банок с крабами, а еще большие эмалированные лотки с красной и черной икрой на развес. Черная икра была двух сортов: зерничтая - подороже и паюсная - подешевле. Иногда, мама покупала мне 100 гр. последний, на зернистую денег не хватало, а сейчас я и вкус ее уже забыла. Старожилы вспоминают, там были еще выставлены: трепанги, устрицы, гребешки, но это в моей памяти не отложилось, наверное, мы их не покупали.
Но еще больше мне памятен рыбный магазин тем, что сюда привозили воблу. В мое время никто воблу поштучно, как сейчас, не покупал, ее закупали целыми мешками. Их сразу завозили в один из гаражей, стоящих вдоль полотна ж\д, которые стояли там еще до недавнего времени, пока не решили возобновить пассажирское движение по ОЖД.
Весть о том, что в гаражах продают воблу, распространялась в наших корпусах на Врубеля с неимоверной скоростью, мы бежали сообщать об этом родителям, а затем бежали к гаражам занимать очередь. Стояли три-четыре часа, т.к. кто-то вновь приходящий, встречал знакомых и становился вперед. Наконец, вожделенный мешок был приобретен и принесен домой. Тут начинался новый ритуал, выбиралась самая жирная вобла (иногда не одна, чтобы можно было поделиться с неудачниками, которым мешок с воблоц не достался) и с ней я выскакивала на детскую площадку около дома. То же делала и остальная ребятня. Начиналось коллективное поедание рыбы. Через некоторое время вся детская площадка была усеяна шелухой от воблы (урн никаких тогда на площадке не было).
Дом №6. За ул. Левитана, чуть в глубине, в 1952 г., по типовому проекту архитектора Степановой Л. А. построили школу №693, в ней в основном учились дети из поселка художников, с 1976 г. в ней расположился кулинарный техникум, а сейчас колледж сферы услуг № 10.
Дом №6б. Перед школой сохранилась одна из старых построек Окружной ж\д на станции "Серебряный бор" - это здание казармы.арх. А.Н.Померанцев, инж. С.Карейша.
К сожалению, это пока только выявленный объект культурного наследия, хотя здание сохранилось практически в первозданном виде, сохранились даже деревянные кронштейны и прочие детали.
Изменена только расстекловка окон (речь идет только о внешнем виде здания).
Вот так оно выглядело первоначально (см. верхний правый чертеж). Здесь вид на казарму с противоположной стороны.
Я уже неоднократно писала об интересных людях, так или иначе, связанных с селом Всехсвятским. Прочитав, что инженером постройки казармы (как, впрочем и многих других построек на ж/дороге) был Карейша С. Д., я вспомнила, что прежде уже упоминала человека с такой фамилией
здесь, когда писала о заводе "Изолятор". Некоторое время, в конце XIX века, завод этот принадлежал Торговому дому
"Чоколов, Карейша, Шидловский и К", правда, в приведенном документе нет инициалов владельцев Торгового дома. Я решила проверить не один и тот же ли это человек.
Карейша (в некот. документах его фамиоия пишется Корейша) Сергей Демьянович (1854 - 1934) - видный учёный-путеец, крупный специалист по станциям и узлам. Корейша окончил в 1877 г. Санкт-Петербургский Институт Инженеров Путей Сообщения, после защиты диссертации в 1895 г., вскоре стал профессором этого же института, а позднее, в самые трудные для страны годы (1911 - 1917 гг.), являлся его ректором. К 1917 г. - тайный советник.
Ранее,
здесь, я подробно писала о другом владельце ТД и завода "Изолятор" - Чоколове С.П. - тоже инженере-путейце, руководиле строительства
Московско-Ярославско-Архангельской ж\д, а Карейша С.Д. исполнял обязанности помощника начальника работ по постройке Вологодско-Архангельской линии на этой же ж\д, и безусловно они были знакомы.
Т.о., можно с большой долей вероятности сказать, что некоторое время одним из совладельцев Торгового дома и завода "Изолятор" был, именно, Сергей Демьянович Карейша, правда, меня несколько смущает, что С.Д. жил в Петербурге.
Кроме того, мне удалось выяснить еще некоторые интересные факты биографии Сергея Демьяновича Карейши. Он родился в дворянской семье, его отцом был знаменитый археолог Демьян Васильевич Карейша, проводивший раскопки во многих городах в Крыму: в Керчи, Херсонесе, Тамани и др. За найденные там артефакты Д.В. был награжден золотым перстнем с бриллиантами с царской руки, а также причислен к Кабинету ЕИВ, а сами эти артефакты ныне хранятся в Эрмитаже, там же хранится и 107 монет из коллекции Д.В., которые он подарил музею. А его матерью была Анна Сергеевна Голенищева-Кутузова, отец которой Сергей Васильевич (дед Карейши С.Д.) был прямым потомком известного в России семейного древа Голенищевых-Кутузовых, из этого же рода был и наш знаменитый полководец М.И. Кутузов.
Совершенно случайно написание этого поста и рассказа о постройках станции "Серебряный бор" совпала с открытием МЦК. бывшей ОЖД, поэтому коротко поговорим об ОЖД и о сохранившихся и уничтоженных постройках на этой станции.
Комплекс зданий и сооружений Окружной железной дороги был построен в 1903-1908 гг.(архитектор А.Н.Померанцев, начальник работ - П.И.Рашевский, инженеры: Л.Д.Проскуряков, С. Д. Карейша, П.Я.Каменцев).
За годы, прошедшие после открытия дороги, многие ее здания и сооружения были снесены или утратили свой первоначальный вид. Начнем с той же будки централизации. Сравним три фото, на которых она изображена. На втором фото (сверху) 1960-х годов видно, расстекловка окон уже более крупная, чем на первом, а на этом и вовсе одно окно заложено, другое сужено. Кроме того, вид на нее с путепровода теперь будет закрыт строящемся зданием вокзала, виднеющимся на заднем плане, т.к. теперь станция "Серебряный бор" будет находиться на новом месте у путепровода.
Прежде "Станция "Серебряный бор" находилась напротив совр. ул. Врубеля. Посмотреть, где какие постройки находились на современной местности можно у уважаемого
iterekhin,
здесь.
Станция "Серебряный бор". Слева направо: пакгауз, жилой дом, здание станции, жилой дом, здание туалета (отхожее место, так оно тогда именовалось). Фото 1907 - 1908 гг.
Между зданиями станции и трехэтажными жилыми домами сейчас проходит ул. Панфилова, последние снесены, один из них стоял на месте совр. дома №10 , а другой на пересечении ул. Панфилова и Врубеля.
В здании вокзала находились пассажирские залы I, II и III классов, контора начальника станции, телеграф, оно сохранилось, но утратило некоторые архитектурные элементы, кроме того, деревянные рамы заменены стеклопакетами. На заднем плане дом №10, 1960 г. постройки, в нем находилась моя детская поликлиника. Кажется, этот дом был построен для железнодородников, а вот старожилы район
здесь пишут, что "дом №10 называли в округе "Шанхай", а дом слева №12 - "Сайгон". Вероятно, эти их "кликухи" возникли уже после моего отъезда из района. Буду рада узнать, с чем связаны эти их прозвища.
МОЖД. Станция Серебряный бор. Пакгауз (склад для хранения багажа пассажиров). Фото 1907 - 1908 гг.
Сейчас на его месте стоит вот это здание, год его постройки я не нашла, но в первоначальном варианте его не было. Возможно, в него включен объем здания пакгауза.
МОЖД. Станция Серебряный бор. Фото 1907 - 1908 гг. (Справа - жилой дом, слева бывший туалет).
То же здание на современном фото.
Кроме того, эта станция включала в себя еще ряд построек, которые находились уже на противоположной стороне от ул. Панфилова или между путями ж\д.
Водоемное здание на станции Серебряный бор. Фото 1907 - 1908 гг. (Его остатки до недавнего времени можно было увидеть на фото
здесь, сейчас фото исчезло,там же можно и прочитать о нем).
Фото 1907 - 1908 гг.
Воинский переходный мост на станции Серебряный бор. Фото 1907 - 1908 гг.
И хотя, постройки, изображенные на двух последних фотографиях ниже, находились на приличном удалении от ул. Панфилова, на противоположной стороне ж\д, в глубине, я не удержалась, чтобы не представить их тут. Обе они давно снесены.
Столовая при продовольственном пункте на ст. Серебряный бор. Фото 1907 - 1908 гг.
Кухня при продовольственном пункте на станции Серебряный бор. Фото 1907 - 1908 гг.
Продолжение.
Часть 3. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
Википедия;
http://bookz.ru/authors/arkadii-veksler/moskovsk_966/page-9-moskovsk_966.html ;
http://korenev.org/index.php/ru/2011-04-07-13-55-37/2011-04-07-14-16-28/155-otets-rektora-iipsa-izvestnyj-arkheolog ;остальнеые в тексте.