Кофейная "Циклист" и "Анахыч" или дополнение к прогулкам по Всехсвятскому и Соколу.
Я уже не раз писала о замечательных людях, проживающих в селе Всехсвятском. А на днях, когда готовила матералы для своего очередного поста и писала
о станции "Серебряный бор", наткнулась на сайте
ПастВью вот на эту замечательную фотографию, которая подписана так: -
"Поилец-кормилец" московских велосипедистов П.М. Анахов. Фото 1903 г.
Вначале я просто хотела добавить эту фотографию в свой старый пост, тк. писала об этом человеке ранее, но прочитав текст статьи из журнала "Циклист" (№17 за 1903 г.) между которым была выставлена эта фотография, решила написать отдельный пост и вместе с велосипедистами прогуляться по старому селу Всехсвятскому, а также объединить в одном посте все, что известно, о владельцах и их заведениях, упомянутых в журнале (ссылки на статью и др. использованные материалы в конце поста).
Речь в статье идет о двух велосипедных гонках, происходивших 6 и 15 августа 1903 г. Обе гонки начинались у знаменитой кофейной "Циклист", упомянутой во многих краеведческих книгах, а заканчивались, первая гонка в Серебряном бору, где вручались призы победителям, а вторая там же, где и начиналась. О последней журнал сообщает - "По окончании гонок раздача призов происходит в кафе "Циклист". Публика широким потоком устремляется в маленький садик кафе, и там буквально негде яблоку упасть, Раздача призов происходит на деревянной площадке для танцев..." (фото
отсюда, но, к сожалению, не ясно, то ли это действительно кофейная "Циклист". то ли просто удачно подобранное фото, не нашла я и год снимка).
По сведениям создателя веломузея Андрея Мятиева, владельцами "Циклиста", открытого в 1897 г., были известные велосипедисты-тандемщики братья Смирновы А. и Ф., а т.к. они еще были и талантливыми фотографы, то рядом открыли фотоателье, а интерьеры самой кофейной украсили фотоснимками гонок, спортсменов и деятелей велосипедного дела. О дальнейшей судьбе братьев известно немногое - в 1910-х годах они переехали в Ялту, где также основали фотоателье, просуществовавшее до революции.
От себя скажу, я тоже пыталась разыскать информацию о братьях Смирновых, но уж слишком это распространенная фамилия, а из их имен известны только первые буквы, поэтому найти, что-либо очень трудно. Судя по фотографиям, представленным
здесь А. Мятиевым, возможно, фотографом был только один из братьев Смирновых,т.к. они подписаны в единственном числе.
В справлчниках Москвы за эти годы упрминается некий фотограф
Смирнов Федор (Моховая, д.Баженова), в Петровском парке мог быть филиал этого фотоателье. На
том же сайте, по этому же адресу, упоминается еще один фотограф Смирнов Александр Федорович, но те ли это Смирновы, не знаю
Июнь 1897 г. Старт гонки на велосипедах-тандемах на Каменноостровском циклодроме в Петербурге. На тандеме слева - братья Смирновы, владельцы кофейной "Циклист" (
фото отсюда).
А вот с утверждением того же автора, где находилась кофейная "Циклист" я не согласна. Андрей Мятиев пишет, что кафе находилось "в Петровском парке за Тверской заставой (нынешняя территория стадиона «Динамо»)".
Во-первых, он сам упоминает о велоаллее или велодорожке, открытой в 1898 г., на Петербургском шоссе и тянувшейся от Тверской заставы до совр. ст. м. Аэропорт", я тоже упоминала о ней, когда писала о
"Ленинградском проспекте".
Велодорожка. Фото 1010- 1914 гг.
А в выставленном им рекламном объявлении сказано "конец аллеи, дача Яковлева", т.е. кофейная была ближе к ст. м. "Аэропорт".
Кроме того, того в справочниках за 1903 и 1904 г. я нашла дачу Яковлевой Екатерины Николаевны, жены ст. сов. (как известно, тогда было принято записывать недвижимость на жен). Дача эта числится как дом №78 по Петербургскому шоссе, это 4-я дача за Зыковским пер. (сейчас ул. Степана Супруна). Кстати, московский адрес Яковлевой Е.Н., у которой братья арендовали дачу, в справочнике
1903 г. указан - Моховая ул., здание университета, а фотоателье Смирновых, тоже было на ул. Моховой, допускаю, что они могли быть знакомы.
Кроме того, я нашла еще одну рекламу этой же кофейной из книги И.Ф. Токмкакова, которая подтверждает мою правоту.
Ну и, наконец, последний аргумент. На фото ниже запечетлено место финиша велосипедных гонок Тверь-Москва 1915 г., как раз напротив Алексеевского убежища, видимо, тоже у кофейной, но уже после отъезда братьев.
Финиш велогонки Тверь-Москва. Фото 1915 г.
Теперь, когда мы установили местонахождения кофейной, отправимся вместе с гонщиками в путь, их маршрут описан в том же номере журнала - "Место старта выбрано опять у кафе "Циклист". В праздничный день гонщикам приходится мчаться опять по многолюдному с. Всехсвятскому, переезжать, у поворота по Петербургскому шоссе, шлагбаум и затем линию Виндавской дороги".
Так мог выглядеть старт (фото
отсюда).
И так, что же видели гонщики на своем пути, слева они проезжали
часовню во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины, храм Александра Невского и аптеку при Александровском убежище для увечных и престарелых воинов. Фото 1883-1890 гг.
Далее справа по шоссе Мыловаренный и химический завод под фирмою
"Польза" (правда, простоял он недолго).Фото 1898 г. За ним стоял другой завод, "Изолятор".
Слева виднелся
храм Всех Святых в селе Всехсвятском. Фото 1890 - 1897 гг.
За храмом и заводом "Изолятор" по обеим сторонам стояли вот такие домишки (правда, здесь зима и фото более позднее, но тем не менее картина была,примерно, такая же). Фото 1933 г.
Затем велосипедисты переезжали, у поворота по Петербургскому шоссе, шлагбаум, ехали дальше уже по Волоколамскому. Фото 1903 г.
Волоколамское шоссе. Фото 1930 г. (на этом, уже более позднем фото виден путепровод Окружной ж\д, но в 1903 г. его еще не было, и где-то здесь, гонщики въезжали в Серебряный бор, который тут виднеется вдали).
Напоследок, они переезжали Виндавскую железную дорогу, справа видна усадьба Покровское-Стрешнего (прежде эта дорога проходила ближе к усадьбе).
Покровское-Стрешнево от Виндавского ж/д моста. фото 1904 г.
Участники первой гонки, как сообщает та же статья, заканчивали свой маршрут в Серебряном бору у павильона "Анахыча", т.к. ее устраивал один из сотрудников Анахова, здесь им вручали призы. А участники второй гонки, видимо, немного передохнув, отправлялись в обратный путь. Как предположили форумчане, на представленной ниже фоторафии, на ней изображена середина пути второй гонки.
"Мотоциклисты в деревне Щукино, близ Покровского-Глебова". Фото 1903 г.
Также они предположили, что недалеко от этого места, находился и павильончик "Анахыча". Остановимся здесь и мы. Как выглядел павильончик и где точно он находился не известно.
Остатки какого-то строения в совр. Всехсвятской роще, может быть, это и есть фундамент бывшего павильона "Анахыча"?
Под павильоном, видимо, подразумевалось кафе, о котором упоминается в путеводителе 1902 г. Я уже приводила эту цитату раньше, но здесь самое место ее повторить - "Влево от самого села (Всехсвятское) тянется прекрасный, обширный лес, известный под именем Серебряного Бора: это бывший дворцовый сад: теперь это любимое место прогулок велосипедистов; прекрасные плотно укатанные дорожки, живописная местность, прохлада и отсутствие пыли, благодаря значительному расстоянию от шоссе (около версты) придают особую прелесть этой старинной роще. В глубине её кафе, куда ежедневно по вечерам съезжаются любители велосипедного спорта". Предполагаю, что владельцем этого кафе и был Анахов П.М., недаром его фотография подписана, как "Поилец-кормилец" московских велосипедистов".
Дополнение. Кофейная Анахова в Серебрянном бору, Вывеска - реклама торгового дома "Банцгаф", продававшего в Москве велосипеды марки "Экспресс". Фото 1903 г.
Тут же была и велосипедная мастерская (напомню, первую гонку устраивал велосипедный мастер, сотрудник "Анахыча", орудующий на аллейке), а, возможно, и прокат велосипедов.
Дополнительные сведения сообщаются в одном из журналов "Циклист", об этом пишет ув. И. Баранцев, - "Упоминаемый в заметке П.М.Анахов или же "Анахыч", как его звали московские велосипедисты, владел чем-то вроде станции в Серебряном бору. Возможно(!), снимки сделаны именно там. Журнал еще сообщает, что в конце августа 1903 года "Анаховка" переносится в другое место из-за строительства Окружной железной дороги, а также об отчуждении 190 сажен в бору под её строительство. Кроме того, в "Циклисте" упоминается, что в бору напротив "Анаховки" некий "владелец вышивальной фабрики Т." выстроил башню с наблюдательным пунктом на самой вышке: "Вздумает приехать воздухом подышать, ну, и есть где чайку напиться. Внизу аппетит удовлетворит, а на вышку полезет окрестностями любоваться..."
Многие знают, что под владедьцем вышивальной фабрики "Т" подразумевается Тимашев Семен Павлович, о нем и его дяде, основателе фабрики, я писала
здесь.
Удивительно, что не сохранилось фотографий, сделанноых с этой вышки, а их, наверняка, было немало. Может быть краеведы поищут на сайте ПастВью, среди неопознаных фото.
И так, Анахову пришлось переехать, а вот о его новом местопребывании упоминает в одной из радиопередач другой знаменитый журналист, историк автомобилизма Лев Шигуров (к сожалению, ныне уже покойный). Эти воспоминания я привела в своем посте
здесь, частично повторю их - "На Ленинградском шоссе в начале XX века от Тверской заставы до села Всехсвятского со стороны Петровского дворца была устроена специальная дорожка для велосипедистов... велосипедисты кружили до села Всесвятского, там была кондитерская. Владелец ее был Анахов, ее называли "Анаховка". В "Анаховке" они считали своим долгом, это был ритуал у велосипедиста, прийти, выпить чашечку кофе и съесть пирожное. И потом кружили обратно... Находилась, примерно на том месте, где сейчас начинается Песчаная улица, там стоит в начале серый дом. Слева в этом доме был книжный магазин, потом какая-то забегаловка, пельменная, еще что-то. То есть, дом между Песчаной и Чапаевским переулком". В какие годы существовала эта кондитерская Анахова во Всехсвятском, Лев Шугуров не уточняет, возможно, она находилась в одном из домиков, которые видны на этом старом фото, 1926 года (на этом месте сейчас стоит д. №65 по Ленингралскому пр.).
Конец прогулки.
.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
https://yadi.sk/i/d0uWKWLMhaixQ ;
https://yadi.sk/i/-zRzyAjshaj2j ;
http://provelomag.ru/pdf/1-2(2009)_108-112.pdf ;
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003706106#?page=11 ;
http://echo.msk.ru/programs/parking/32316/ ;