Кудринская (Баррикадная) улица в былые времена. Часть 1.
Четная сторона.
Написать про Кудринскую улицу я решила случайно . Стала рассматривать ее на старых фотографиях и поняла улицы больше нет, из ее старой застройки сохранилось только два дома и оба нежилые. Интересно еще и то, что на ней нет ни одного жилого дома, знаменитая высотка не считается, она числится по Кудринской площади.
Улица эта прежде всего ассоциируется с революционными событиями 1905-го - 1917 г., неспокойно на ней было и в наше недавнее прошлое, я же хочу показать ее просто как одну из старых улочек Москвы, какой она была в разные времена.
Улица образовалась в конце XVIII в. на месте с. Кудрина, известного с XIV в., а в XVII в. бывшего патриаршей слободой. Фото 1901 - 1903 годов.
Такой видели начало улицы жители города в начале прошлого века.
Дом №2. Самой древней постройкой на ней является замечательный памятник московского ампира - Вдовий дом, сохранившейся до наших дней. В XVIII веке здесь располагалась летняя усадьба рода Апраксиных, построенная в стиле барокко, с садами, спускавшимися к речке Пресне. Эта старейшая часть входит в состав правого крыла дома. Сначала владения эти принадлежали адмиралу Апраксину Федору Матвеевичу (1661 - 1728), ближайшему сподвижнику Петра Великого, но он в Москве бывал мало и переселился сюда только в 1728 г. и в том же году скончался.
Дом в Кудрине он завещал своему брату - графу Апраксину Андрею Матвеевичу (1663 - 1731), который не прославился в сражениях или на государственной службе, но был приближенным Петра I являясь, также как и его брат, членом "Всешутейшего и всепьянейшего собора", у него была кличка "Бесящийся".
После Апрактиных владения переходят к генералу Глебову Александру Ивановичу (1722 - 1790). Будучи незнатного происхождения, Глебов добился расположения графини Гендриковой, родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Та, узнав, что готовиться их свадьба, тут же пожаловала жениха в обер-прокуроры, сказав: "сестра моя сошла с ума, влюбилась в Глебова, как ее отдать за подьячего?" Так и началась его карьера. Способный, изворотливый, он добился немалых чинов и званий: генерал-прокурор, генерал-аншеф, не брезговал он торговлей и взятками. "У Глебова, - говорила Екатерина, - большие способности, соединенные с равным прилежанием; это олицетворенная находчивость, но он плут и мошенник". В конце концов его все-таки удалили от дел, и Глебов поселился в Москве.
К своему участку в Кудрине он в 1771 г. прикупил часть соседнего владения, а в 1785 г. бывший дом Апраксиных был увеличен и перестроен по проекту архитектора И.Д. Жилярди.
После его кончины наследники Глебовых продают дом и он переходит в казну. С 1790-х годов он занят разными учреждениями и перестраивается под их нужды: сначала занят Главной аптекой, потом Александровским мещанским институтом (закрытым учебным заведением для детей захудалых дворян, чиновников и мещан), который устраивает здесь еще и домовую церковь во имя св. Марии Магдалины, затем в 1803 году этот дом решили отдать Благотворительному ведомству императрицы Марии под богадельню для вдов и сирот военных и чиновников - отсюда его название "Вдовий дом". Вокруг здания возводится красивая ограда, на воротах которой был герб Ведомства императрицы Марии с фигурами пеликанов, кормящих птенцов из собственного зоба - символ милосердия.
В 1812 г. сюда поступило несколько тысяч воинов, раненых на Бородинском поле. После оставления Москвы, раненные, которых не успели вывезти, остались в доме, когда пришли французы, они учинили в здании погром, обстреляли его из пушек и подожгли. В результате в огне погибло около 700 раненых воинов, а от дома остались только стены.
Восстановлением здания занимался в 1813 г. тот же архитектор Д.И. Жилярди, а позднее его сын - И.Д. Жилярди, который сохранил стены, расширил здание, восстановил церковь, а разновременность правой и левой частей дома скрыл надстройкой третьего этажа и главным композиционным элементом, который "держит" фасад протяжённого здания - мощным восьмиколонным портиком-лоджией с гладкими стволами большого дорического ордера и венчающим их фронтоном.
Эта разновременность постройки здания хорошо видна со стороны двора.
За время своего существования дом неоднократно перестраивался разными архитекторами.
Со стороны двора сохранились еще некоторые старинные служебные постройки Вдовьего дома. Раньше за Вдовьим домом располагался огромный сад, часть территории которого впоследствии была передана зоопарку.
В 1818 г. во Вдовьем доме (впервые в России), были обучены пятьдесят вдов в сестер милосердия для бесплатного ухода за тяжело больными.
В детские годы с 1874 г по 1877 г. здесь, вместе со своей матерью, жил знаменитый русский писатель А. И. Куприн. В рассказе "Святая ложь" он описал его так - "Неслышным шагом проходит он (герой рассказа - Семенюта) сквозь ряды огромных сводчатых палат, стены которых выкрашены спокойной зеленой краской, мимо белоснежных постелей со взбитыми перинами и горами подушек, мимо старушек, которые с любопытством провожают его взглядом поверх очков. Знакомые с младенчества запахи, - запах травы пачули, мятного куренья, воска и мастики от паркета и еще какой-то странный, неопределенный, цвелый запах чистой, опрятной старости, запах земли - все эти запахи бросаются в голову Семенюте и сжимают его сердце тонкой и острой жалостью.
Вот наконец палата, где живет его мать. Шесть высоченных постелей обращены головами к стенам, ногами внутрь, и около каждой кровати - казенный шкафчик, украшенный старыми портретами в рамках, оклеенных ракушками. В центре комнаты с потолка низко спущена на блоке огромная лампа, освещающая стол, за которым три старушки играют в нескончаемый преферанс, а две другие тут же вяжут какое-то вязанье и изредка вмешиваются со страстью в разбор сделанной игры. О, как все это болезненно знакомо Семенюте!... ".
В конце 1880-х годов по воспоминаниям Никифорова Д.И. "в церкви дома собиралось фешенебельное общество Москвы, а в большие праздники впуск был по билетам, во избежание тесноты".
После революции богадельню и церковь закрыли, а здание передали Народному комиссариату здравооохранения, который открыл здесь Институт социальной гигиены. В советские годы здесь размещался институт усовершенствования врачей,
а сейчас дом занимает Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО) и медицинский информационный центр.
Дом №4с3 и с2. В начале XVIII в. здесь находилось владение князя Ю. С. Нелединского-Мелецкого (деда поэта Ю.А. Нелединского-Мелецкого,
о котором я писала тут), а в конце того же столетия оно, также как и соседний апраксинский участок, перешло к Медицинской конторе. В начале следующего столетия тут располагался инструментальный завод Главной аптеки. В 1812 г. постройки сгорели, и впоследствии в поправленных и построенных заново зданиях поместили Пресненскую полицейскую и пожарную часть. Фото 1913 - 1914 гг.
Интересные воспоминания об этой местности, оставила одна из жительниц, жившая в доме, изображенном на фото слева (не сохранился). Приведу их частично, полностью их можно прочитать
здесь.
"В глубине располагалась пожарная часть... Слева располагались конюшни (потом их перестроили для проживания людей) и деревянная трехэтажная вышка для тренировок пожарных...
Входа в дом было два: со двора и напротив милиции. Со стороны двора дом был двухэтажный. Если смотреть со стороны милиции было видно два с половиной этажа, а с улицы - все три этажа. Низкой пристройки со стороны улицы не было. Ее, наверное, разрушили, а на ее месте был разбит палисадник. Наверх вела лестница из белого гранита. От лестницы шли коридоры направо и налево. На каждом этаже огромная кухня (метров 40). В одном из коридоров находились две уборных для всех жильцов этажа... 5-ти метровые потолки казались бесконечными.. Подоконники - глубины необыкновенной... Дом был построен с толстенными стенами. Жильцы жившие до нас в этой комнате разобрали часть стены, в нишу которой впоследствии поместился гардероб...".
В доме справа №4с2, отделение милиции сохранялось вплоть до перестройки, что сейчас не знаю.
В марте 1908 г. во время налета полиции на типографию РСДРП в Ново Чухинском пер., 7 (ныне Зоологическая ул., дом не сохранился), был арестован В. Маяковский и некоторое время содержался здесь, в доме Пресненской полицейской части.
Вид дома 4с2 и 4с3.
В доме №4с3 - до сих пор гараж для пожарных машин.
На более раннем фото 1905 г., отображены грозные события, происходившие на этой улице, полицейский дом еще с каланчой. Часть зданий, виднеющихся за полицейским домом, были сожжены, еще во время кровопролитных боев того же года, на их месте появлялись новые строения, но сейчас снесены и они.
Вот тот же отрезок улицы, только с противоположной стороны, через несколько месяцев, дома за каланчей разрушены. Фото декабрь 1905 г.
На следующем фото того же года видим разрушенные дома купца Бабурина Егора Пименовича (участок №6-8), торговца кожей и крупного домовладельца. В его домах размещалось садовотство Дюкова А.М.,
колониальная и мясная лавка Соколова В.Е.
Дом №8. Точный год постройки и архитектор этого здания неизвестен, но в 1911 г. купец Бабурин еще владелей участка, т.ч. дом для Женского медицинского института построен не ранее 1912-1913 г.
С этого времени участок принадлежит Статкевичу П.Г. и Изачику А. Б., по их заказу строят здание, в нем они создают Женский медицинский институт, который считался одним из факультетов Московского университета, хотя и был платным.
Статкевич Павел Григорьевич (1879 - после 1917), доктор медицины, профессор. Окончил медицинский факультет Киевского ун-та. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию. Экстраординарный профессор кафедры физиологии медицинского факультета Московского ун-та (1912-1917). Организатор и директор Женского медицинского института в Москве.
Из воспоминаний Турманиной Е.П.: "Павел Григорьевич Статкевич был что называется “кровь с молоком” - с ярким румянцем на бледном лице. Большие карие глаза были быстры и внимательны. В общем, он был красив. Несчастная судьба заставила Павла Григорьевича занять место, оставленное Л.А.Кассо, и сделала его непримиримым врагом революционно настроенного студенчества".
Его компаньон, Изачик А.Б - занимался в институте хоз. частью.
Вот так выглядел этот отрезок улицы до революции, справа от института дом №6 - Емельянова Ег. Ег., здесь располагалась его булочная и пекарня. еще правее дом №4, о котором я приводила воспоминания одной из его жительниц. Фото 1909 (датировку надо сдвинуть на 1912 г - см. выше) - 1913 г.
Дом №10 (не сохранился) Слева (предположительно) дома на участке Благовещенского И.И. п.п.гр.
Фото 1957 г. Крайний справа уже с полисадником - дом №4с1, по воспиминанияс той же жительницы, на доме была табличка, гласившая: "В этом доме в 1917 году располагался штаб Красной Гвардии Пресни", далее д.№6 и 8. При открытии вестибюля станции метро Баррикадная все они были снесены. Как сейчас выглядит это место -
см. здесь.
Дом №12. За зданием инститита виднеется угловой дом, сохранившийся до наших дней, на фото 1959 - 1960 гг. крайний справа.
Участок этот в 1910-х годах принадлежал Мариинской школе благотворительного общества, в справочнике "Вся Москва" он указывается как "земля" Мариинской школы, т.е. не был застроен. Сама школа располаналась рядом, на Б. Краснопресненской (сейчас -Красная Пресня) ул. в д. 12 (не сохранился). На стром фото 1959 г. , 2-й дом справа.
Перед самой революцией участок перешел к некоему Иванову, но застроил его он или же это постройка уже советского времени, сказать не могу.
Современный вид здания.
Окончание. Нечетная сторона.
Часть 2. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
https://pastvu.com/ ;
http://www.apartment.ru/Article/48712229.html ;
http://www.yourmoscow.ru/city/street/kudrinskay_plochad ;
http://um.mos.ru/houses/2042/ ;
http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob5_1.html ;
http://www.rusalbom.ru/photo/default/22643?_path=/photo/default/577 и др.