Б. Златоустинский переулок. Часть 6.

Nov 25, 2011 11:53

                 Большой Златоустинский переулок. Часть 6.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.


   Так в 1913 г. выглядел Б. Златоустинский переулок от Маросейки, вдали виднеется главка Златоустовского монастыря, о котором я писала в 3 части.
   Справа на фото первые два дома из целого комплекса домов Хвощинского, оба дома находятся на участке, где ранее располагалось Малороссийское подворье (1669-1730гг.), в честь этого и названа улица, в которую выходит Б.Златоустинский переулок. Здесь останавливались приезжавшие с Украины (Малороссии) дипломаты, купцы, церковные деятели.
Второй дом справа - это современный дом №9\2\13с6 (по Б.Златоустинскому он числится как дом №13), расположен на углу М и Б.Златоустинских переулков.



Дом 1816 г. постройки, в своей основе, возможно, имеет часть древних палат Малороссийского подворья. Кто его построил неизвестно, а перестраивали архитектор И.А. Иванов-Шиц 1893 г.
   Иванов-Шиц Илларион Александрович (1865-1937) - известный архитектор стиля модерн, разработавший собственный узнаваемый почерк на основе Венского Сецессиона и греческой классики.



В 1820-е годы дом снимает весьма известный в светских кругах сенатор, тесть поэта  Дельвига Михаил Салтыков, у которого бывал А. С. Пушкин. Сам Александр Сергеевич ценил его необычайно и писал как-то Дельвигу: «Кланяйся от меня почтенному, умнейшему Арзамасцу, будущему своему тестю, а из жены сделай Арзамаску непременно».
   В 19 веке в доме на углу Маросейки и Златоустьинских разместился один из известнейших московских гастрономов - магазин купца А.Д. Белова. «На доме Хвощинского красуется золотая вывеска, отмеченная свиной головой: такова странная эмблема гастрономии, которою отличил ее купец Белов. Лет 30-40 назад эта свиная голова торговала на всю Москву почти без конкуренции, а ее собственник... покупал дома в Москве».
   По справочнику «Вся Москва» за 1901 г. домовладельцами записаны Петр Абрамович Хвощинский и Ольга Николаевна Булыгина.
   За дом этот шла долгая борьба, то он был включен в список охраняемых объектов, то исключен из него, подробнее об этом здесь. Затем, наконец, в 2009 г. отнесен к объектам культурного наследия народов РФ регионального значения http://mosopen.ru/document/2844_rp_2009-11-02. Однако, глядя на фото, когда за дом шла борьба, он выглядил значительно лучше, в некоторых окнах сохранялась изначальная расстекловка.


Сейчас дом выглядит так. В 1910 году согласно справке, фасады дома еще раз переделывались. Архитектором П.Л. Щетининым.


А это вид дома со стороны двора.


Угловой дом дом №9\2\13 по Б. Златоустинскому переулку и улице Маросейка - это еще один дом из целого комплекса доходных домов П.А.Хвощинского (на старом фото - он первый справа).

   Доходный дом 1872 года постройки, по одним данным арх. А. Л. Обер, по другим данным - арх. И.П. Миронов,  а в 1896 г.,  перестраивал архитектор  И.П. Залесский
   Обер Александр Лаврентьевич (1835-1898) - русский архитектор и реставратор.


Родился в Москве. В 1857-м закончился Московское дворцовое архитектурное училище, получил звание архитектора-помощника. С 1857 по 1882 гг. - архитектор Императорских театров в Петербурге. В 1863 году переехал в Москву. Спустя четыре года, основал с другими архитекторами Московское архитектурное общество. В 1870-е руководил реставрацией Сухаревой башни (не сохр.). Также был помощником по проводимым работам в Оружейной палате.
   Вот старое фото ул Маросейки. Снимок сделан между 1929-1936 годами. Здесь четко видно, что это два разных дома, т.ч. Обер, скорее всего, строил угловой дом, а Миронов
следующий дом по Маросейке, а в 1896 г. перестраивал архитектор Залеский И.П.


Кстати, это видно и на современном фото.


Залесский Игнатий Павлович (1850-1909) - архитектор и реставратор. Окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В начале1880-х гг. переехал в Москву, где проектировал и реставрировал здания в центре города. В 1883 г. Залесский стал академиком архитектуры. Служил архитектором Межевой канцелярии, Екатерининского и Александровского институтов, Вдовьего дома.
   Но вернемся к дому. При первом ремонте дома №9 по улице Маросейка были прикрыты вывески, закрытые алюминиевыми щитами продуктового магазина. До сих пор между угловой частью дома и "американским общепитом" сохранилась еще одна керамическая закрашенная вывеска начала XX века колбасного магазина.


Вывеска магазина стеклянной посуды Дютфуа была изготовлена в 1900-е гг. в смальтовой и керамической мастерских Строгановского училища. В работе над вывесками принимал участи молодой художник, ученик Строгановского училища Федор Фёдоровский (будующий создатель рубиновых звезд на башнях Кремля). Во время реставрации магазина керамические вставки были уничтожены (кроме картушей D), заменены идентичными мозаиками. Мозаики над витринами отреставрированы, но удалены выпуклые детали из янтаря, сердолика, оникса, яшмы.


А теперь, как всегда, заглянем во двор дома и посмотрим как он выглядит со стороны двора.


Здесь видны неоднократные перестройки.
   Ну и на последок хочу привести фото забавного балкончика этого дома.


За последние годы переулок сильно изменился, снесены многие постройки, особенно во дворах, а вот таким его еще застал один из моих любимых современных художников В.Качанов. "В Б.Комсомольском переулке" (сейчас переулку вернули прежнее название).


Использованы материалы: http://sontucio.livejournal.com/317099.html; http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=7944&str=4704; http://www.apartment.ru/Article/48794024.html; http://www.mmsk.ru/people/unit/?id=41187; http://oldmos.ru/photo/view/30477

Другие достопримечательности. Оглавление.

Федоровский, дореволюционные фото, Дютфуа, доходный дом, Миронов И.П., Китай-город, Иванов-Шиц, Прогулки по Москве, старая Москва, архитектура, город, Белов А.Д., Златоустинский Б. и М., достопримечательности, Пушкин, Обер, Москва, Салтыковы, Басманный, портрет, Хвощинский, Лубянка, Залесский И.П.

Previous post Next post
Up