Давид Галула в Америке

Jul 15, 2013 18:20





Галула вышел в отставку в 1962 году. Скорее всего, повлияло и разочарование после независимости Алжира и желание быть ближе к своей семье, которая к тому времени перебралась в США. Благодаря знакомству с Уилльямом Уестморлендом, будущим командующим во Вьетнаме, Галула получил назначение в Гарвард, где работал вместе с Генри Киссинджером. В это время он публикует ряд работ, обобщающих его опыт ведения противоповстанческих войн. Галула пытался получить хорошую работу в США, но сталкивался с одной и той же проблемой - от него требовали отказа от французского гражданства. В 1960-е годы у Галула было несколько едва замеченных публикаций. В 1967 году он умер от рака.

Интерес к Давиду Галула, незначительный в 1960-е годы, совершенно умер вместе с ним. Американцы вынуждены были уйти из Вьетнама, после чего еще долго не сталкивались с теми проблемами, который Галула старался разрешить в своих книгах. Все изменилось в 2000-е годы. Американцы опубликовали в 2006 году инструкцию FM 3-24, посвященную действиям против повстанцев на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Инструкция прямо ссылалась на французского теоретика, умершего 40 лет назад. Интерес к его наследию резко возрос. Генерал Дейвид Петрэус признавался, что Галула оказал мощное влияние на FM 3-24. До того, его книги не переиздавались в США уже 40 лет, а книга «Pacification in Algeria» вообще не была издана. Во Франции его работы были почти неизвестны, а перевода на французский не существовало до 2000-х годов.



Обложка опубликованной инструкции FM 3-24Когда появилась инструкция FM 3-24, американцы в Ираке и Афганистане прятались в укрепленных пунктах, называемых FOBs (Forward Operating Bases). Утром они выходили оттуда, патрулировали окрестности, а вечером уходили под защиту ФОБов. Галула же писал, что войска должны жить аккуратно там, где и живет местное население, а их позиции не обязательно должны иметь военную ценность. Иначе военные могут сидеть всю войну в своих укрепленных пунктах, не делая ничего, что бы способствовало победе. Один из авторов FM 3-24 доктор Конрад Крейн (Dr. Conrad Crane) писал, что у Галула он и его коллеги позаимствовали следующие идеи:

- революционная война не честна, большинство правил благоприятствуют повстанцам
- всё пронизывают операции, связанные с информацией
- борцы с повстанцами должны признать существование повстанцев и заняться корневыми причинами восстания

Инструкция, вслед за Галула, подчеркивает необходимость единства усилий, объединяющее действия военных и гражданских властей. В главе 2 дается цитата из Галула: «Хотя военные действия и являются самыми существенными, они второстепенны по отношению к политическим. Их первостепенная задача - позволить политической власти иметь достаточно свободы, чтобы безопасно работать с населением». Галула примечателен именно этим акцентом на политические меры. Остальные теоретики его времени это упускают. Американцы видели это лучше других, потому что в 1950-1960-е годы, и особенно в период президентства Джона Кеннеди, они считали социо-экономический прогресс - главным оружием против коммунистов. Во Вьетнаме, как и сейчас в Афганистане, американцы строили и ремонтировали школы, больницы, мосты, приюты, храмы, дома, системы орошения, колодцы и т. п., но ни там, ни там эта работа не была замечена общественным мнением. Галула писал, что Алжиру не хватало управления, и это многое объясняет.

Галула обращает внимание на феномен милитаризации помощи: войска лучше организованы и имеют больше ресурсов, чтобы помочь населению, чем местная власть и чем политическая власть, их пославшая. Правительство склонно взвалить все на плечи военных, что отчасти понятно и оправдано. Вслед за Лиотэ, Галула повторял, что солдату надо быть готовым стать пропагандистом, социальным работником, инженером, учителем, сестрой милосердия и вожатым для детей. Но по возможности, лучше доверить эти задачи гражданским. А главное, нельзя позволить военным контролировать весь процесс.



Переиздание книги Галула "Pacification in Algeria, 1956-1958"Галула написал несколько книг, но всех их ждала непростая судьба. «Pacification in Algeria, 1956-1958» была очень детальным повествованием о работе Галула в Алжире, на низовом уровне борьбы с повстанцами. Однако, чтобы понять эту книгу необходимо гораздо большее знание ситуации в Алжире, чем знание, которым располагает большинство американцев сейчас. Галула считал главным дать населению безопасность, а не гоняться за повстанцами. Нужно изолировать повстанцев от населения, а не стремиться их победить или отчистить от них территории. Когда эта книга вышла в 1962 году, она была классифицирована как «конфиденциальная», то есть на нее нельзя было ссылаться в большинстве видов публикаций. Возможно, это из-за продолжавшегося в Алжире неспокойного состояния и из-за упоминания ряда лиц, связанных с Секретной Армейской организацией (OAS), объединением французских военных, боровшихся террористическими методами за сохранение Алжира в составе Франции. Многие французские военные, в числе которых Жак Массю (Jacques Massu), Рауль Салан (Raoul Salan) и Тринкье, связывались с пытками над алжирцами и участием в OAS. OAS поддерживалась фалангистами в Испании и некоторые ее члены симпатизировали фашизму. На опыт французов как бы падала тень колониализма и фашизма, что не способствовало интересу к этому опыту в США. В США часто больше симпатизировали алжирцам, чем французам. Сам Кеннеди, будучи сенатором, в 1957 году произнес речь под названием «Империализм - враг свободы». Все это сделало «Pacification in Algeria, 1956-1958» почти незамеченной книгой, когда она только вышла в свет в анчале 1960-х годов.

Ограничения на цитирование «Pacification in Algeria, 1956-1958» были сняты только в 2005 году. В 2006 году военный писатель Томас Рикс (Thomas Ricks) добился переиздания книги. Однако все равно другая книга Галула - «Counterinsurgency Warfare» - более известна. Он написал ее в Гарвардском центре международных отношений в 1962-1963 гг. В 1964 году она была издана. Это более теоретическая и более общая работа французского теоретика. Она не требует хорошего знания Алжирской войны, и кроме того, она в три раза короче, поэтому проще воспринимается. Реакция однако была вновь очень сдержанной.



Афиша фильма по книге "The Ugly American"
Тема борьбы против повстанцев стала популярной в США с 1958 года, когда вышел популярный роман двух военных Уилльяма Ледерера и Юджина Бюрдика (William Lederer and Eugene Burdick) «The Ugly American». Было продано более 5 млн копий. Один из героев романа говорит, что в Корее он почитал Мао и понял, что ненавидит то, за что Мао борется, но признает в нем гения. Авторы указывали, что французы не изучали военную теорию Мао. Джон Кеннеди читал эту книгу и даже старался ее распространить среди сенаторов. Сам он был в Индокитае, когда там воевали французы, причем общался там с нужными людьми и видел не только то, о чем пишут официальные реляции. За два дня до принятия должности президента Кеннеди учредил Специальную Противоповстанческую группу, SGCI. Ее возглавил генерал Максвелл Тейлор, но настоящих экспертов по ППВ там не было. Скорее всего, Кеннеди также читал работы Мао Цзедуна, его занимал вопрос ведения ППВ. Он увеличил численность войск специального назначения с 2 000 до 5 000. В мае 1962 года были запущены курсы ППВ для командного состава. В состав бригад стали включать вертолеты, понимая их ценность для конфликтов нового типа. С 1962 года от кадетов Военной Академии США стали требовать чтение Мао, Во Нгуэн Гиапа и Чыонг Тиня. Стали составлять библиографии и ридинг-листы по проблеме ППВ. Все 1960-е годы интерес не слабел. Как выяснила французская исследовательница Эли Тененбаум (Elie Tenenbaum), одна из американских инструкций 1967 года ссылалась на книгу Галула «Pacification in Algeria». Нельсон Брикхэм, один из архитекторов американской политики во Вьетнаме был увлечен идеями Галула.

В Америке тяжело переживали поражение во Вьетнаме. Общим убеждением стала идея, что Америка выбрала во Вьетнаме неверную стратегию. Американцы вели большую войну, а не малую и были сконцентрированы на противнике, а не на населении. Сейчас любой американский офицер может повторить главную мантру ППВ: «центр тяжести это местное население». (Эти слова есть в FM 3-24). Галула старался отделить повстанцев от населения и заручиться сотрудничеством с арабами. Теперь эти принципы проходят проверку в Ираке и Афганистане.

Часть 1. Маршал Бюжо
Часть 2. Галлиени, Лиотэ и французский колониализм второй половины XIX века
Часть 3. Идеи Галлиени и Лиотэ
Часть 4. Давид Галула

Галула, США, война, Франция

Previous post Next post
Up