Финансы Украины к началу марта

Mar 11, 2014 12:53

Оригинал взят у zhu_s в Финансы Украины к началу марта

1. Хотя более-менее исчерпывающая статистика опубликована только за январь, а за революционный февраль - лишь отдельные цифры, некоторую общую картину составить можно. Вполне ожидаемо, ситуация с внешними платежами Украины, по предварительным оценкам платежного баланса, в первые 2 месяца года резко обострилась как из-за замораживания российского кредита, так и из-за проведенных НБУ крупных интервенций на валютном рынке, направленных на стабилизацию курса гривны (см. пояснение).

К слову сказать, первый транш в 3 млрд. долл. российского кредита, предоставленного в декабре, никак не повлиял на платежеспособность страны, т.к. почти в точности такая сумма была выведена из экономики в январе в виде чистого оттока частного капитала, из которых 710 млн. пошло на увеличение наличной валюты на руках у населения (а всего за 3 месяца - ноябрь-январь - прирост наличной иностранной валюты вне банков составил более 2.8 млрд. долл., т.е. почти полностью сумму российского транша).

Дефицит платежного баланса в январе (сальдо текущего счета плюс сальдо финансового) составил 1.9 млрд. долл., в основном из-за оттока средств по финансовому счету. Дефицит текущего счета (137 млн. долл. США) почти не изменился по сравнению с январем прошлого года, однако объемы и экспорта, и импорта упали до самых низких уровней за 3 последних года, с сокращением стоимостных объемов экспорта за год на 11.7 % (в т. ч. машиностроительного - на 30% из-за приостановок поставок в Россию локомотивов), стоимость импорта снизилась на 9.1% (включая сокращение стоимости импорта газа на 36 из-за уменьшения цены).

Крупное отрицательное сальдо финансового счета (отток капитала) сложилось из прекращения притока прямых инвестиций в страну, погашений долгосрочных кредитов реальным сектором, и крупных, по масштабам экономики, покупок наличных валюты небанками (в основном, очевидно, населением) из-за возросших девальвационных ожиданий. Частично сложившийся дефицит был компенсирован краткосрочными займами банков (сальдо привлечения по межбанковским операциям overnight составило 827 млн. долл.). Остальной дефицит был профинансирован продажей резервов, которые пошли также и на плановое погашением кредита МВФ (649 млн. дол. США). По состоянию на 1 февраля НБУ располагал 17.8 млрд. долл. США, что находилось уже ниже критической черты (финансирование импорта товаров и услуг будущего периода в течение 2.0 месяца.)

В феврале сокращение резервов продолжилось. Нетто-объем продаж валюты НБУ в этом месяце достиг 1,721 млрд. долл. (по утверждению украинских властей, значительная доля продаж иностранной валюты компенсировала платежи за импортированный природный газ, хотя российские власти, со своей стороны, заявляли о росте задолженности за газ - не зная действительного объема оплаты за импорт отток капитала в феврале нельзя оценить даже примерно). В итоге ЗВР страны на 1 марта снизилась до менее 15,5 млрд. долл. (с учетом расхода на обслуживание долга перед МВФ в сумме 376 млн. долл.). Нетрудно подсчитать, что при таких темпах расходования резервов (даже без учета выросшей краткосрочной задолженности банков перед нерезидентами) до конца текущего года стране могло бы потребоваться 17-20 млрд. долл. внешнего финансирования.


2. Бюджетная ситуация в Украине представляется не менее сложной. Тут невольно напрашивается аналогия с Германией в январе 1923, когда в ответ на франко-бельгийскую оккупацию Рура (одновременно - "раз пошла такая пьянка" - литовские повстанцы прихватизировали Крым Мемельскую область Восточной Пруссии, при неформальной поддержке зеленых человечков полиции, вторгшейся из Литвы, грубо нарушив статью 90 Версальского договора) социалистическое правительство канцлера Вильгельма Куно призвало народ к «пассивному сопротивлению», состоявшему, главным образом в неуплате налогов и забастовках, оплачиваемых из бюджета, в результате чего покупательная способность рейхсмарки снизилась к ноябрю в триллион раз. Однако, судя по первым заявлениям, новое правительство Украины решило вести себя существенно более ответственно в финансовом плане.

Пока имеется отчет Минфина за январь (кстати, как и на всех правительственных сайтах Украины, здесь поддерживается русский язык), согласно которому госбюджет сведен с небольшим дефицитом, составившим 2.5% годового лимита, утвержденного Верховной Радой, и профинансированных внутренними заимствованиями. По заявлению Минфина, в феврале и начале марта мандатные (они же защищенные) расходы бюджета (зарплаты, пенсии) финансируются на 100%, включая АР Крым, о дефиците бюджета и источниках финансирования данных пока нет. Впрочем, никаких заявлений регионов не перечислять налоги в госбюджет, как это было на излете существования СССР, вроде пока не озвучивалось. В итоге пока сложно сказать, в какой мере для покрытия расходов бюджета придется прибегать к печатному станку (заимствованиям у НБУ) и каких инфляционных последствий можно ожидать.

На неделе временное правительство объявило о необходимости подвергнуть госрасходы жесточайшему секвестру, по сути оставив в бюджете лишь защищённые статьи. Досрочно прекращено выполнение 15 государственных целевых программ, которые уже не финансировались, и предполагается, после соответствующих обсуждений с бюджетополучателями, отменить, или, по крайней мере, адаптировать к экономической ситуации, еще 82 решения предыдущего правительства, запускавшие проекты общей стоимостью в 48 млрд. гривен (порядка 300 млрд. руб. в эквиваленте по ППС).

Всем министерствам и ведомствам предложено провести инвентаризацию государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных учреждений, находящихся на балансе органов государственной власти и в двухмесячный срок передать их фонду государственного имущества для реализации в установленном порядке. Запрещено приобретение автотранспорта, мебели, мобильных телефонов, ноутбуков, бытовой техники и проведения ремонтов, а иные расходы, включая обслуживание мобильных телефонов, оплату чартерных рейсов и т.п. Предполагается, что число автомобилей, закрепленных за бюджетным учреждением не может превышать 1, если иное не установлено законом. Запрещено заполнение вакансий в бюджетных учреждениях и выплата каких-либо денег, кроме зарплаты. Все это должно сохранить в бюджет, по подсчетам Минфина, до полумиллиарда гривен.

В ближайшее время начнется сокращение штатов центральных органов управления. Соответствующие задания по увеличению доходов местных бюджетов и сокращению расходов спущены на нижестоящие уровни. Их средства должны быть использованы исключительно на выплату зарплат и оплаты энергоносителей, и только при отсутствии задолженности зарплате бюджетников можно будет осуществлять какие-то еще расчеты.

В отношении госдолга правительство заявило, что вопросы реструктуризации и / или обмена краткосрочного долга на другие обязательства пока не прорабатываются Министерством финансов, но оно готово в кратчайшие сроки рассмотреть такие предложения. Пока, однако, непонятно, удастся ли осуществить все эти решения, особенно учитывая, что в ходе предстоящих 25 мая выборов претендентам, вероятно, придется раздавать какие-то популистские обещания.

3. В целом можно, наверное, можно прогнозировать, что Украине, возможно, удастся уйти от некоего цугцванга в состоянии финансов (сложившегося совершенно независимо от эксцессов последних месяцев), каковой так или иначе лечился лишь шоко-революционным путем, вроде СССР начала 90-х. Возможно, лидеры половчее могли бы в обоих случаях посидеть подольше на кредитах. Но тем больнее было бы похмелье.

На неделе Киев посетила миссия МВФ, очевидно, осуществляющая необходимый мониторинг для подготовки предоставления кредита. В свое время переговоры о предоставлении кредита стенд-бай МВФ в размере 15 млрд. долл. зашли в тупик из-за неприемлемости для правительства Украины предложенной фондом программы оздоровления финансов Украины (отмены субсидий к ценам на газ и т.п.) Теперь эти препятствия, очевидно, снимутся. Во всяком случае вчерашний пресс-релиз по итогам посещения Киева существенно отличается по тону от аналогичного документа от 19 декабря прошлого года, в котором за дипломатичным языком в каждом слове читается, что с людьми, олицетворявшими тогда власть в Украине, просто не о чем разговаривать на адекватно описывающем ситуацию языке - примерно как с советскими академиками или советниками, это - иная человеческая порода.

Какие-то, правда, довольно скромные с точки зрения потребностей, деньги, кажется, были обещаны и на двустороннем межправительственном уровне. США вроде бы выделяют 1 млрд. долларов, правда не денег, а гарантий правительства. ЕС предварительно пообещал 11 млрд. евро (около 15 млрд. долларов), но европейские механизмы сложны и неторопливы. Путин на встрече с журналистами также намекнул на возможность предоставления оставшегося российского транша через механизм МВФ. Ранее Силуанов предлагал предоставить оставшуюся часть кредита Украине в виде распределенных в 2009 году России СПЗ МВФ, учитываемых в составе международной ликвидности Банка России, каковых имеется на 9 млрд. долл., т.е. вести кредитование на уровне не правительств, а Центральных банков 2-х стран.

Данные к графикам в Excel
Previous post Next post
Up