НАРОДНАЯ ЗАБОТА О ШКОЛЕ

Jun 13, 2024 21:23

Статья на 1 полосе газеты Правда №171 за 22 июня 1941 года

НАРОДНАЯ ЗАБОТА О ШКОЛЕ

Недавно «Учительская газета» опубликовало письмо колхозников, рабочих и интеллигенции Черепановского района, Новосибирской области, с призывом помочь школам хорошо подготовиться к зиме, организовать в летние месяцы вместо с учителями труд и отдых детей, построить спортивные площадки и физкультурные городки.

Хорошее, нужное дело начали товарищи из далекого сибирского района.

Сколько еще у нас есть болтунов, которые очень охотно распространяются о сво¬ей любви к детворе и пользе просвещения, но на дело палец о палец не ударяют, чтобы помочь школе лучше работать, успешнее обучать подрастающее поколение. Нужно, скажем, обеспечить школы и квартиры учителей дровами - такие работники немедленно отправят заявку на топливо, но не подумают заготовить его па месте; плохо с ремонтом - подписывается заявка на строительные материалы.

Дешево стоит подобная чернильная, бумажная забота о школах! Черепановцы ещё прошлым летом решили действовать иначе. Девять тысяч колхозников участвовали в массовых работах, организованных для помощи школам. Колхозники подвезли дрова, своими силами отремонтировали 47 школ, изготовили в колхозных кузницах топоры, ведра и другой хозяйственный инвентарь, а на сэкономленные общественной помощью 300 тысяч рублей приобрели наглядные пособия и книги для школьных библиотек.

В нынешнем году продолжается, глубже и значительнее становится эта работа. Колхозники не ограничиваются починкой парт, подвозом дров и ремонтом инвентаря. Жители района почувствовали себя настоящими хозяевами школы, гордыми за каждый ее успех, ответственными за любую ее неудачу. Родители школьников помогли учителям организовать кружки юных пчеловодов, трактористов, кружевниц, шоферов, медицинских сестер. Чтобы и дома, в семье, правильно воспитывать своих сыновей и дочерей, сотни колхозников аккуратно посещали родительские лектории.

Словом, в районе было создано то, без чего немыслима успешная педагогическая работа, - тесное содружество семьи в школы.

Почин черепановпев получил широкий отклик по всей стране. В Верейском районе Московской области население строит новое здание для Новозыбенской начальной школы. В Солнечногорском районе колхозники уже сейчас обеспечили сельские школы топливом на весь будущий год. В Мошницком сельсовете, где в прошлом году силами колхозников было пристроено к школе два класса, нынче пристраиваются еще два класса. В Ленинградской области недавно был проведен «День школы». Колхозники ввезли дрова, провели большую работу по хозяйственному благоустройству учебных помещений и т. д. На Каспии, в Кизлярском районе, силами общественности за 23 дня построено школьное здание приобретены наглядные пособия и необходимое оборудование. Школы строятся и ремонтируются и во многих других районах. «Бурят-Монгольская правда» доказывает об общественной помощи школам в селе Сахули, Баргузинского аймака. В «Правду» пишут о том же из Краснодарского края.

Можно привести десятки и сотня примеров такой заботы о школе. Эта забота становится поистине всенародной. Да иначе и быть не может! С первых дней революции партия, правительство, весь советский народ уделяют огромное внимание народному образованию. Миллиарды рублей затратило и тратит государство на строительство школ и их содержание. За последние годы у нас значительно расширилась сеть начальных и средних учебных заведений. Новые шкоды появляются не только в городах, областных и районных центрах, но и в деревнях и селах, часто находящихся за сотни километров от железной дороги.

По государственному плану под руководством партии и правительства ведется эта гигантская работа - одно из важнейших звеньев коммунистического воспитания советских людей. Этой осенью только по РСФСР начнут работу более 110 тысяч начальных, неполных средних и средних школ. В первые классы придет около 2 миллионов ребят, всего же по республике будет обучаться свыше 20 миллионов школьников.
Цифра огромная, вызывающая законную гордость. Развивая год за годом систему народного образования, государство во всей этой работе опирается на издержку широких грудящихся масс.

Забота о школе все глубже входит в быт даже самых отдаленных сел и деревень. О этом красноречиво говорит почин черепановцев и колхозников других районов страны. Сельская шкода долгое время страдала оторванностью от окружающего населения. Часто из стен ее выходили люди, не знавшие сельскохозяйственного труда, лишенные простейших практических навыков. Многие учителя держались в стороне от колхозов, забывая ленинскую мысль, что нельзя правильно, по-коммунистически воспитать и полноценно обучить человека без участия его в жизни окружающего населения, без элементов производительного труда.

Создание пришкольных участков, работа юных животноводов, искреннее желание учителей принять участие во всей культурной жизни сел, готовить людей, любящих труд и умеющих трудиться, привели к тому, что у сельского населения выросли уважение, интерес и любовь к школе. В колхозах о школе стали говорить - наша школа. О школах стали думать, как об очагах культуры на селе, от которых в немалой степени зависит будущее колхозной деревни.

Родилась народная инициатива, которая вносит «поправки» в планы строительства и ремонта школ, которая помогает проведению всеобщего обучения и улучшает самый учебный процесс, систему воспитания. Недаром черепановцы пишут в своем обращении: «...Дети оценили наш труд. Они берегли социалистическую собственность, старались своим поведением и учебой оправдать наши заботы о школе». Забота взрослых поднимает у ребят чувство ответственности, заставляет их лучше учиться.

Народное внимание к школе позволяет отлично подготовиться к будущему учебному году. Необходимо всемерно развивать этот почин, использовать его полностью. У нас есть еще, к сожалению, немало случаев, когда местные организации игнорируют школьные нужды. В прошлом году в Ельниковской начальной школе (Ядринский район, Чувашской АССР) из-за отсутствия топлива на 10 дней были прерваны занятия. Учителя Марьевской средней школы (Пестравский район, Куйбышевской области) зимой мерзли в нетопленных квартирах. Небрежно была отремонтирована и осталась в прошлую зиму без дров Усольская средняя школа (Молотовская область). Такие факты возмутительного, бездушного отношения к школе, к сожалению, не были единичными.

Ничего подобного нельзя допустить в этом году. Не должно быть ни одного случая, когда бы ребята сидели на уроках «в шубах или учитель жил в холодной, неблагоустроенной, неосвещенной квартире. Нельзя допустить ни одного срыва занятий из-за отсутствия дров. Самая возможность таких явлений должна быть исключена.

Было бы вредным и сугубо неправильным, если бы органы народного образования и местные советы, обрадовавшись почину колхозников, успокоились, сложили руки - мол, и без нас все будет сделано. Необходимо организованно и умело использовать, повсеместно развить общественную помощь школам. Органам народного образования тут нельзя терять буквально ни одного часа. Их долг - объявить беспощадную борьбу старым, бумажно-канцелярским методам и работать по-новому, в теснейшей связи с населением. Только такая работа обеспечит хорошую подготовку к новому учебному году, позволит использовать лето для разумного отдыха, полезного труда и спортивных занятий школьников.

Постоянная деловая помощь, любовное внимание к школе должны стать повсеместным явлением, общим правилом. Страна наша заботливо растит новое поколение строителей коммунизма. И все, что помогает школе в ее работе, достойно поддержки всего парода.
Next post
Up