К 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова

Jun 18, 2024 21:00


Статья «Бородино» Лермонтова. К 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова» в газете Правда №171 от 22 июня 1941 года.

Суть статьи в том, что артиллерия сыграла решающую роль в главном сражении XIX века, об этом М. Ю. Лермонтов узнал от своих родственников - братьев его бабушки - артиллеристов, участников Бородинского сражения.

Тема решающей роли артиллерии перекликается с недавним по отношению к этой статье выступлением Сталина об итогах Советско-Финской войны, как и перекликается сам характер Отечественной войны 1812 года, с начавшейся в тот день Великой Отечественной войной - активная оборона против превосходящих сил противника, собравшего под своими знамёнами половину Европы, изматывание его сил, накопление собственных резервов и затем решительный разгром неприятеля с бегством до самой его столицы.

Текст статьи:

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ГИБЕЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

В шестом номере пушкинского журнала Современник за 1837 год, где впервые напечатано стихотворение Лермонтова «Бо­родино», среди объявлений о новых книгах помещено извещение о выходе в свет сочинения некоего Николая Любенкова «Рассказ артиллериста о деле Бородинском».

На первый взгляд как будто никакой связи между этими фактами нет. Но стоит только заглянуть в книжку Любенкова, и вам бросится разительное сходство описаний Бородинского сражения в обоих произведениях.

- Мы долго молча отступали, - на­чинает свой рассказ старый солдат в стихотворении «Бородино».

- Мы с терпением переносили отступления, - подтверждает Любенков.



- Досадно было, боя ждали. - про­должает «дядя» у Лермонтова.

- Мы жадно ожидали генеральных сражений, - снова соглашался Любенков,

- Рука бойцов колоть устала, - сказано у Лермонтова.

- ...Неумолимая рука смерти устала от истребления...- читаем мы в «Рассказе» Любенкова.

Кроме этих, и многие другие эпизоды, описанные в книжке Николая Любенкова можно было бы сопоставить со стихотворением Лермонтова. Сопоставить - и прийти к выводу, что Лермонтов написал свое стихотворение по рассказу очевидца Любенкова.

Но вывод этот не получается. Потому что книжка Любенкова вышла в свет только летом 1837 года, когда Лермонтов, сосланный за стихи на смерть Пушкина, уже скитался по Кавказу, а «Бородино» уже было написано.

Кроме того, о Бородинском сражении Лермонтов писал не впервые. Лучшие, наиболее удавшиеся строки он перенес в «Бородино» из своего другого своего стихотворения «Поле Бородина», которое написал ещё в 1830 году. А то время книжки Любенкова не было и в помине.

Любенков тоже не мог знать «Бороди­но». Его книжка вышла в свет несколько раньше «Современника», где было напеча­тано стихотворение Лермонтова. Да если бы даже и знал, то ему, очевидцу Боро­динского дела, незачем было использовать и своем описании стихотворение Лермон­това, родившегося уже после событий 1812 года.

Итак: связи между стихи произведе­ниями как будто бы нет. А между тем сходство эго объясняется просто.

«Забил заряд я в пушку туго», «При­лег вздремнуть я у лафета», «Построили редут», - эти слова показывают, что у Лермонтова, так же, как и у Любенкова, о сражении рассказывает артиллерист. Поэтому если мы возьмем воспоминания других артиллеристов, участников Боро­динского боя, то поразимся обилию новых деталей: мы найдем упоминания об «ула­нах со значками на пиках», о француз­ских драгунах «в касках с конскими хвостами» и многое множество других под­робностей. Мы узнаем, что слова «Ребя­та! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...» - не выдуманы Лермон­товым. С такими словами обратился к ар­мии генерал Д. С. Дохтуров, когда после ранения Багратиона он получил приказ Кутузова принять на себя командование левым флангом. «За нами Москва, - вос­кликнул Дохтуров, - умирать всем, но ни шагу назад - ведь все равно уми­рать же под Москвою!».

Вчитываясь в описания Бородинского сражения, мы понимаем, что Лермонтов описал в своем стихотворении самое важ­ное место сражения - на центральной бата­рее, или, как ее называли еще «редут Раевского» - укрепление, которым фран­цузы пытались овладеть в течет цело­го дня. («Сквозь дым летучий французы двинулись как тучи, и все на наш редут»).

Разгадка всех совпадений таится в статье артиллериста Норова, напечатанной в 1868 году в №11 «Военного сбор­ника».

В число артиллеристов, командовавших в Бородинском бою артиллерийскими ба­тареями, Норов называет имя своего не­посредственного начальника штабс-капитана Афанасия Алексеевича Столыпина, командовавшего «легкой ротой № 2», и вслед за тем рассказывает героиче­ский эпизод, связанный с находчи­востью и мужеством Столыпина. «Доб­лестное бесстрашие, истинно артиллерий­ское хладнокровие и распорядительность в самом сильном огне всегда останутся па­мятными его сослужившим», - читаем мы о Столыпине в воспоминаниях другого артиллериста.

Афанасий Алексеевич Столыпин - родной брат Елизаветы Алексеевны Ар­сеньевой - бабки и воспитательницы Лермонтова. Рассказы Афанасия Столы­пина о действиях гвардейской артил­лерии под Бородиным - вот тот источник, откуда Лермонтов почерпнул под­робные сведения о ходе исторического сражения и на основе которых создал свое стихотворения «Поле Бородина» и заме­чательное «Бородино».

Однако было бы непростительной ошиб­кой утверждать, что Лермонтов потому описал в своем «Бородине» артилле­риста, что дед его служил в артил­лерии. А если бы Столыпин служил в пехоте? В том-то все и дело, что Лер­монтов рассказал о Бородинском бое устами артиллериста потому, что был уверен в том, что русская артиллерия сы­грала решающую роль в исходе Бородин­ского сражения. И в стихотворении своем описал, таким образом, самое главное, са­мое существенное.

И действительно, роль русской артилле­рии в Бородинском бою была огромной. Недаром участник Бородинского боя, ка­питан французской конной артиллерии Шамбре писал о том, что утром следую­щего дня Наполеон, «объезжая поле сра­жения, обагренное кровью множества уби­тых и раненых, велел переворачивать тела убитых, чтобы видеть, от каких они пали ударов. Почти все носили следы артиллерийских снарядов».

«Такова была битва, - пишет известный военный историк В. Ф. Ратч, - в которой, по расчету французов, приходилось по 100 выстрелов в каждую минуту с их стороны; а со стороны русских не могло быть менее, если обратить внимание на превосходнейшее число наших орудий».

После окончания кампании 1812 года прусский генерал Гнейзенау восторгался русской артиллерией, отменяя ее превос­ходство над другими родами оружия:

«...Я видел, как маневрировала и сра­жалась артиллерия в действиях против неприятеля и преисполнен удивления вы­соким достоинством сего рода службы, превосходством механического ее сооруже­ния, легкостью, скоростью и точностью движений, храбростью офицеров и солдат и правильностью во внутренней службе».

Лермонтову была хорошо известна роль, которую сыграла русская артиллерия в общем ходе Бородинского сражения - сражения, где, по словам Норова, «преиму­щественно действовали орудия».

На действиях артиллерии при Бородино сказалось влияние статей «Артиллерий­ского журнала», который начал выходить в свет в 1808 году. В нем были затрону­ты и развиты многие существенные во­просы военной теории и практики: «Пер­вый из наших молодых офицеров, - пи­шет Ратч, - печатно высказавший свое мнение об употребления артиллерии, был гвардейской конной артиллерии поручик Дмитрий Столыпин».

Это новое и важное сведение.

Дмитрий Алексеевич Столыпин - второй брат бабки Лермонтова Елизаветы Алек­сеевны Арсеньевой. До сих пор из био­графии Лермонтова о том было известно только, что он был дружен с декабристом Пестелем и умер скоропостижно во время арестов, после 14 декабря 1825 года. Теперь выясняется, что Столыпин был крупным военным теоретиком.

После кампания 1805-1807 гг. он вы­ступил на страницах «Артиллерийского жур­нала» со статьей. В ней на четырех стра­ничках Столыпин изложил свое мнение и ввел новое условие - время, - отсутствовавшее в работах других авторов.

Для нас важно, что даже через пять­десят лет крупный военный историк Ратч высоко оценивал статью Столыпина в ее влияние на действия гвардейской артил­лерия во время Бородинского боя.

Совершенно ясно, что Лермонтов не только хорошо знал подробности Бородин­ского боя, но и глубоко был уверен, что артиллерии Наполеона в Бородинском бою была противопоставлена новая тактика русских артиллеристов, в том числе и Дмитрия Столыпина.

Артиллерийский генерал Бонапарт, по­бедоносно прошедший со своей артиллерией через Европу, впервые столкнулся в Бо­родинском бою с сильнейшей русской артиллерией и впервые не смог победить.

Об этом и рассказал Лермонтов в своем стихотворении. В ответ на частые и 1830-х годах споры о том, кто помог русскому народу изгнать французские пол­чища из пределов России - тактика от­ступлений, пожар Москвы или морозы,- Лермонтов написал свое «Бородино», в котором просто и безыскусственно, от лица рядового солдата рассказал о глав­ных эпизодах исторической битвы, о па­триотическом подъеме, охватившем русскую армию, и о мужестве русских артиллери­стов.

«Курган, на который вошел Пьер, - читаем мы в романе Льва Толстого «Война и мир», - был то знаменитое (потом известное у русских под именем курган­ной батареи или батареи Раевского...) ме­сто, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции... Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами ме­сто, на котором стояло и стреляло не­сколько пушок, было самое важное место в сражении».

Это «главное место» - редут Раевского и описал Лермонтов в своем стихотворении. Недаром Толстой сказал: «Его Бородино» - это зерно моей «Войны и мира». Глубокое знание Бородинского сражения, точность лермонтовского описания, его верность в передаче народного характера Бородинского боя Лев Толстой прочел в «Бородино» еще и то время, когда только приступал к созданию своей грандиозной эпопеи.

ИРАКЛИЙ АНДРОНИКОВ

газета Правда, история, Великая Отечественная война

Previous post
Up