В марте 2015 мы внезапно решили поехать в Ригу. Ну а чтобы не терять времени, придумали зацепить ещё 7 стран по пути - Европа же!
С этого началась наша Рига. Центральная площадь старого города, в 15 метрах от неё наше жилище.
Чтобы не париться с передвижениями и обладать полной свободой выбора мест, арендовали машину на весь срок поездки. Брали через rentalcars.com, потому что у Тинькоффа на эту компанию была спецакция 10% кешбека на карту. Вышло 27$ на день и 10% вернутся на карту через месяц т.е. 24,3$ по факту. Сюда же включен аналог полной страховки от rentalcars. Как выяснилось позже, rentalcars, подобно многим другим агрегаторам, выдаёт разные цены для разных IP. Через несколько дней я зашёл через
Tor от европейского IP, и получил цены на порядок ниже. А потом и вовсе выяснил, что куда более выгодные предложения есть на economycarrentals.com, через который мы брали машину в Турции, и эти предложения даже переплёвывают спецакцию Тинькова. Опять же через европейский или американский IP цены на 10% ниже.
Достался нам как и обещали новенький VW Polo 1.4 хетчбек. 80 с небольшим лошадей, но этого более чем достаточно для Европы. Почему - объясню позже. Машинка крайне комфортная, просторная, ещё и умная, как оказалось. Кушает 5,6 л / 100км в смешанном режиме. По городу выходит 6л. Красота в общем.
Пошли гулять по Риге.
Старый город очень даже. Но оттуда больше фоток не будет, т.к. в целом всё довольно типично: брусчатка, крутые церкви, куча кафешек и жизнь кипит даже в марте.
В центре протекает небольшой канальчик от реки Даугавы. Очень много общественных пространств, скамеек, площадей, парков. Естественно всё крайне чисто и культурно. Очень много полиции на улицах, все полицейские молодые, выглядят дружелюбно.
Памятник Лукашенко (на самом деле нет).
Крутой собор Рождества Христова.
Дом Братства Черноголовых. Согласно Википедии:
...на раннем этапе было объединением иноземных купцов и судовладельцев, существовавшим в Ливонии (на территории нынешних Эстонии и Латвии) с середины XIV века до 1940 года. ... Очень быстро Братство стало военно-торговой корпорацией с тесными связями с Таллиннским мужским монастырем Святой Катарины доминиканского ордена. ... По окончании Великой Северной Войны главным образом стало общественной организацией: членами Братства могли стать значимые члены общества: профессора университета, владельцы аптек, народные просветители.
Подарок Латвии от Нидерландов в честь 20-летия независимости.
Не всё в Латвии идеально. Много где чуется дух советского прошлого.
В том числе Латвии от "советов" достались люки на дорогах. А я думал, такое есть только у нас. Фотки люков не будет. Кстати достаточно много люков с надписями на русском "Латвийская ССР".
Вот как правильно должен выглядеть безопасный пешеходный переход. Должен быть подсвечен пешеход, а не знак, как у нас. А в идеале сам переход должен быть приподнят до уровня тротуара. Таких тут кстати очень много, ровно как и подсвеченных ПП. Дибильных лежачих полицейских, отбивающих подвеску, замечено не было.
Поехали в музей транспорта, а он оказался закрыт на реконструкцию. Зато на улице разговорились с бабулей. Оказалась русская, всю жизнь прожила в Латвии. Крайне недовольна происходящим вокруг. Считает, что Евросоюз врёт как дышит, Соловьёв говорит правду, а эти негодяи пытались отключить русским российские каналы, но правозащитные организации помогли отстоять право смотреть пропаганду первый канал. Крым конечно же наш, ведь он и был нашим как и Севастополь. Рассказала, что живёт с "паспортом негражданина". Это такой документ, который придумали на Прибалтике для русских, которые остались тут жить после развала СССР. Паспорт негражданина позволяет жить тут и работать, но нельзя голосовать и въезд в некоторые страны не такой свободный как для граждан ЕС. Латвиский паспорт получить не проблема - нужно только сдать экзамен на знание языка и истории, но бабуля сказала, что для неё это оскорбительно. Язык и историю она знает, но сдавать экзамен для неё, прожившей тут всю жизнь, это унизительно. Мы не очень поняли, что тут унизительного, ну да ладно. Ещё сказала, что она себя считает родом из Перми, потому что её родители оттуда. А в Риге сейчас по её словам грязно, люди мусорят, убирают плохо. Побывала бы она сейчас в Перми. Вот фото грязи вокруг:
Гуляем дальше. Был замечен плакат Стенд-апа. Похоже только 4 резидента получили визы :)
По дороге за город меня поразил мужик со странными сиськами на плакате. На следующий день я его сфоткал.
Выезжаем за город, на знаках появляется Псков. До России совсем близко.
Геннадий Хазанов сыграет в местном театре с латвийской актрисой.
Отдельно остановлюсь на автомобильной теме. В Риге почти везде в городе платная парковка, которая поделена на зоны. В старом городе самая дорогая парковка - 4 евро в час. Чем дальше от центра тем дешевле. Я сам являюсь сторонником снижения автомобилизованности населения, но тут я испытал всю боль от этих мер на себе. Нам сложно представить, чтобы нельзя было приехать в центр и не бросить где-нибудь машину на несколько часов или на сутки. В Екб вы всегда найдёте место, пусть не прямо у подъезда, но в соседнем дворе или за 2 квартала полюбому. Здесь - нет! Просто нет. За один час придётся отдать порядка 100-150 рублей. О парковке на день речь даже не идёт. Все дворы закрыты, на всех парковках цена такая же или чуть ниже. Лучшее, что удалось найти в километре от центра - парковка за 6 евро в сутки (390 рублей!). Позже узнали, что можно бесплатно парковаться в платных зонах с 20 вечера до 8 утра, чем и стали пользоваться, но всё равно это страдания и боль.
Паркомат в зоне B
Блатной номер
Чек из паркомата кладётся под лобовое стекло.
Были замечены квадратные номера, а также короткие номера на японских машинах. Видимо, тут вам сделают номер любой формы по вашему запросу.
Почти на всех основных дорогах запрещён поворот налево в течение дня. Иногда, чтобы развернуться или повернуть, придётся проехать полгорода или использовать поворот направо.
Вообще крайне много знаков, которые действуют только в определённое время. Знаки тут - целая наука, новичку будет сложно понять все тонкости сходу.
Угнетение автомобилистов компенсируется развитым общественным транспортом. 3 вида трамваев:
Новенькие троллейбусы
Конечно же есть и автобусы. И конечно же нет маршруток! Вообще! Вы можете по ошибке назвать маршруткой маленькие автобусы, курсирующие на окраинах, но это именно автобусы, так как они вписаны в общую тарифную сетку, подчиняются общим правилам, у них есть расписание и от больших братьев их отличает только размер. Но для малонагруженных пригородных направлений больше и не нужно.
Мы не взяли с собой тёплой одежды, но кто же знал, что в Европе бывает холодно, как у нас. Под 0 градусов, дождь с ледяным ветром. Пришлось прикупить курточку на месте.