“Edge of the Axe / Al filo del hacha” (На острие топора) (1988). В маленьком городке под названием Пэддок творится неладное. Однажды днем на автомойке умирает одна из клиенток, прямо в своей машине. Топор со свистом разрезал воздух, затем раскрошил в клочья лобовое стекло автомобиля, а следом - и девичий череп. Орудовал этим опасным предметом психопат, чье лицо скрыто белой маской, напоминающей ту, что носил известный малолетний хоккеист, охотившийся за юными парочками близ «Хрустального озера». Затем обнаруживается дурно пахнущая находка в одном из баров города; если быть точным, в чулане питейного заведения.
На место прибыли двое истребителей крыс, Джеральд и Ричард, но грызунов не нашли. Зато нашли изуродованный труп официантки на антресолях. Местный шериф считает, что это было самоубийство. Так стражу правопорядку проще жить: нет смысла открывать еще одно дело об убийстве, лучше заняться решением собственных дел на рабочем месте, или просто считать ворон за окном. За несколько дней до этого шериф отшил еще одного местного жителя, заявившего о том, что некто убил его свиней, а затем подложил отрезанную голову хрюшки в супружескую постель фермера, чем испугал до смерти его жену.
Через некоторое время случается третья по счету (человеческая) смерть: рядом с железной дорогой найдено тело 35-летней женщины, что подрабатывала в баре и готова была переспать с кем угодно за приличную сумму в сто баксов. Шериф называет это досадное происшествие несчастным случаем. Благо жизнь в городе течет своим чередом: то, что в Пэддоке орудует серийный убийца, причем, судя по всему, прекрасно знакомый многим из горожан, никого не волнует. Пока это не коснется их самих. Например, Джеральда и его новой подружки… Которая внезапно узнает, что этот парень старательно коллекционирует все заметки об убитых в его родном городе.
«На острие топора» - ярчайший представитель той категории слэшеров, о существовании которых мало кто знает, но если бы о них вообще никто не знал, трагедии бы точно не случилось. Испанский режиссер снял типичный американский фильм, рассказывающий о группке не слишком симпатичных подростков, живущих в не слишком симпатичном городке, где власть представлена не слишком симпатичным шерифом, и где при этом орудует не слишком симпатичный психопат в не слишком симпатичной белой маске.
Сцена первого убийства, с которого, в общем-то, и начинается эта лента, насколько эффектна, настолько и глупа: вы часто встречаете «джейсонов вурхисов» на автомойках при свете дня? Зато кровь хлещет, стекла рассыпаются сотнями острых осколков, топор вскрывает нежную девичью плоть. Правда, на маньяков, из тех, которые предпочитают сочный «шашлык», обозреваемый фильм вряд ли произведет сногсшибательное впечатление. Убийца не слишком креативен - однажды взял топор, так ему и не изменяет. Смерти идентичны одна другой. Резано-колотые раны, много крови, да и все.
В остальном этот слэшер делится на две части. Первая: более-менее атмосферные моменты, в ходе которых умирают жители Пэддока (кровь, капающая с потолка с тарелку с водой, гром и молния за окном - классика жанра!). Вторая: бессмысленное развитие бессмысленного сюжета. Джеральд сходит с ума по компьютерам и милашке Лилиан, которая стала свидетельницей того, как ее двоюродный брат раскроил себе череп, упав с качелей, и попал в психушку (ага!). А Ричард тоскует по нормальной жизни и новым знакомствам с обладательницами юных аппетитных тел, но вынужден делить постель с ненавидимой им женой.
Настолько тусклых героев, которым уделяется ТАК много экранного времени, даже в слэшерах встретишь нечасто. Личность убийцы раскусить непросто. Как и его мотивы. Хотя бы потому, что по мере просмотра этот вопрос перестает быть актуальным - настолько фильм скучен, настолько неинтересен. Да, это вполне качественная продукция, не имеющая ничего общего с «Пятницей 13-ой» и ее многочисленными клонами. Ее авторы честно пытались избавиться от штампов, создать что-то новое, удивить зрителя поворотами сюжета, не такого уж и простого, одномерного, если сравнивать с аналогами. Но… «between the murders we have a film that goes nowhere and does nothing», говорится в одной из рецензий. Так и есть.
«На острие ножа» - как Volkswagen Passat. Правильный, «умный», во всем хороший. Но рука так и тянется к пульту с кнопкой “stop”. Не хватает хотя бы одной искорки, разжигающей костер интереса… Да и уже на пятидесятой минуте все хитроумные секреты таковыми быть перестают - если отключить попкорн и включить мозг. Совсем не шедевр. К просмотру необязательно даже тем, кто рьяно охотится за редкими слэшерами восьмидесятых. А уж тем, кто надеется увидеть очередную серию «Пятницы» или «Хэллоуина», о самом существовании этого фильма вообще стоит забыть, раз и навсегда. Его создатели оказались настолько умны, что перехитрили сами себя.
4/10