![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/98931/98931_100.jpg)
Как бы ни привлекательно выглядели намерения политиков (как в Евросоюзе, так и в Украине) помочь базовым отраслям промышленности, наибольшие проблемы возникают на этапе практической реализации. Многие эксперты наиболее сложные проблемы еврозоны склонны относить на счет чрезвычайной забюрократизированности процедуры принятия решений в Евросоюзе и сложностями их реализации.
При этом в Украине, где практически вся власть сосредоточена в руках президента, несоответствия в намерениях и поступках также хватает…
Продолжение. Начало:
Есть ли у вас план? Поддержка металлургии в Европе и в Украине отличаются по форме и по содержанию Одно из важнейших мест в европейском способе поддержки металлургов является желание
стимулировать спрос на металл путем роста его потребления на территории самого Евросоюза. Более 40% совокупного спроса на сталь приходится на автомобильную промышленность и строительную индустрию. Стремясь быть последовательными, евродепутаты кроме Steel action plan решились и на принятие соответствующих программ для автопрома и строителей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/99363/99363_300.jpg)
Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!
Программа Cars 2020, точно так же как и для металлургов, должна обеспечить выход из затяжной рецессии европейского автопрома. Основные аспекты плана будущего автобума - улучшение условий для ведения бизнеса, повышение конкурентоспособности европейских автомобилей на мировом рынке, активное участие дипломатического корпуса в активизации экспорта продукции автопрома из еврозоны, обновления транспортного парка в самом ЕС с учетом снижения выхлопов и использования альтернативных видов топлива. При этом, авторы программы практически не приняли вор внимание тот факт, что эти меры, точно так же, как и активизация участия государства в строительстве и развитии инфраструктуры, потребуют значительных бюджетных инвестиций. А этого большинство стран Европы, обескровленных поиском резервов для борьбы с финансовыми и бюджетными трудностями, не могут себе позволить.
Не вполне согласуются с реальностью и планы по снижению экологических норм для европейских металлургических производств. Приняв план по спасению металлургов Еврокомиссия приступила к внедрению Европейской системы торговли выбросами (EU Emissions Trading Scheme, ETS). В результате сокращение бесплатных квот в период с 2013 по 2020 год составит 11,58% и потребует увеличения объемов закупки сертификатов на выбросы почти на 30%. Вместо предоставления отрасли дополнительных средств для развития евродепутаты решили отнять у них даже те деньги, которыми пока располагают металлурги.
Один пишем - два в уме
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/70786/70786_300.jpg)
Однако ситуация в Украине еще трагичнее.
При всей ограниченности и скудности льгот, которые правительство обязалось предоставить отечественным металлопроизводителям, оно не планирует выполнять многие из пунктов.
В стране катастрофически сокращается внутреннее потребление металла. Противоречивые меры по поддержке автомобильной промышленности скорее направлены на то, чтобы наполнить бюджет дополнительными поступлениями, чем на помощь собственных автосборочных производств, которые используют лишь импортные комплектующие и сырье. После завершения еврочемпионата по футболу ощутимо упали объемы строительства и инвестиций в инфраструктуру. Нефтегазовый комплекс также сокращает объемы потребления трубной продукции.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/19348/19348_300.jpg)
В результате - только за первое полугодие в стране
потребление металлопроката снизилось на 21% и до конца года ситуация вряд ли исправится. И пока сбыт отечественного металла снижается как у нас стране, так и за границей, расходы металлургов продолжают расти. Вопреки нормам Меморандума Кабинета Министров с предприятиями ГМК стоимость перевозки грузов и тарифы на электроэнергию продолжают повышаться.
По расчетам отраслевой ассоциации металлургических предприятий страны Металлургпром
повышение стоимости грузоперевозок в этом году на 10% приведет к дополнительным затратам металлургов в 500 млн грн. А дополнительные расходы на оплату электроэнергии при увеличении энерготарифов на 9,3% составят 2 млрд грн.
Спасение утопающих
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/47985/47985_300.jpg)
Подобное положение вещей не может устраивать предприятия металлургической отрасли. И если внутреннее потребление стали и проката увеличить не удается, то сбыт для своей продукции украинские сталевары вынуждены искать за рубежом и самостоятельно сокращать транспортные затраты.
На традиционных рынках сбыта украинского металлопроката достичь лучших показателей пока не удается, потому потребителей приходится искать в буквальном смысле «за морями-океанами». На днях крупнейший металлохолдинг страны - Метинвест - получил сертификаты бразильской нефтяной компании Petrobras для сварных труб из углеродистой стали
Харцызского трубного завода и для плоского проката из углеродистой стали производства комбината Азовсталь. Получив статус сертифицированного поставщика Метинвест сможет поставлять трубную продукцию и листовой прокат для проектов Petrobras по сооружению газо- и нефтепроводов, строительству морских судов и нефтяных платформ в Бразилии, других странах в Латинской и Северной Америке.
По мере роста аппетитов Укрзализныци вначале комбинат Запорожсталь из Группы Метинвест, а затем и Алчевский МК (Индустриальный союз Донбасса) задействовали морской способ доставки продукции потребителям. Метинвест свои
энергозатраты решил сократить при помощи применения пылеугольного топлива при выплавке чугуна и отказа от сжигания газа на всех своих комбинатах, а ИСД сократил закупки электроэнергии после запуска новой парогазовой электростанции, которая использует в качестве топлива коксовый и доменный газы.
К сожалению, государственные органы власти, которые под взором телекамер и вспышками фоторепортеров так любят «проявлять заботу» о предприятиях ГМК, ни к одной из этих новаций не имели отношения.