![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/98490/98490_100.jpg)
Экономический кризис оказался беспощадным и неразборчивым. Спад потребления металлопродукции отразился на большинстве стран. Даже Китай, который несмотря ни на что продолжает увеличивать выплавку стали и выпуск проката, не может задействовать все имеющиеся мощности в металлургической отрасли. Тем временем в Европе последствия кризиса оказались наиболее ощутимыми. После 1977 года правительства стран, ныне входящих в Евросоюз, не считали целесообразным задействовать широкомасштабные меры по поддержке собственных металлопроизводителей. Но прошлогодние решения концерна ArcelorMittal о закрытии ряда производств во многий странах ЕС, стали катализатором процесса разработки плана по спасению металлургии в Европе.
Аналогичный план спасения разрабатывали и у нас в стране. После почти годичного промедления (а первые признаки спада в сталелитейной промышленности стали заметны еще летом прошлого года) это документ был подписан правительством и представителями крупнейших металлургических холдингов страны в середине июня. Несколькими днями ранее свой вариант спасения металлургом озвучили и европейские политики. Естественно, что различия масштабов обеих регионов и уровень развития промышленности разнятся, что и наложило отпечаток на содержание двух документов, впрочем, как и на цели, которые планируется достичь в ходе их исполнения. Но и общих моментов тоже достаточно, особенно тех факторов, которые могут помешать в их реализации.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/98080/98080_300.jpg)
Индустрия завтрашнего дня
Особенность европейского рецепта спасения металлургов в том, что Еврокомиссия решилась на долгосрочные прогнозы. Срок окончания реализации плана Steel action plan намечен на 2020год, а оценка перспектив от нововведений рассчитана на период до 2050 года. С другой стороны, прогнозы на такой промежуток времени вряд ли сбудутся, ситуация в мире меняется настолько стремительно, что актуальность таких расчетов уже через пять лет будет практически нулевой. А вот
основные ориентиры для металлургии в Европе обозначены вполне четко и с расчетом на перспективу. Прежде всего, от отрасли ждут дальнейших новаций и замены устаревших производств, который и в Европе пока вполне достаточно. После того, как с 2007 года спрос на сталь в еврозоне снизился на 30%, оказались незадействованными сталелитейные мощности, способные выпускать до 60-80 млн. тонн продукции в год. Примерно 20 млн. тонн мощностей уже не имеют шансов «вернуться в строй». Тем не менее, евро-План не предусматривает жестких норм по закрытию производств, что вполне объяснимо: п
овышение безработицы никому из политиков не сулит ничего приятного. А среди мер по оживлению отрасли предлагается упростить доступ к кредитным ресурсам и снизить налоговую нагрузку на производство. Среди прочих новаций - увеличение выплавки стали из металлолома вместо руды, что вчетверо снижает энергозатраты и позволяет экономить около 90% сырьевых материалов. Европолитики также настаивают на том, чтобы металлурги увеличили потребление электроэнергии из возобновляемых источников. При этом предусматривается, что для металлургических производств могут ославить требования по ограничению выбросов парниковых газов, что должно ощутимо снизить фискальную нагрузку.
Без особых усилий
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/98047/98047_300.jpg)
Украинский вариант государственной поддержки сталелитейной отрасли больше похож на все предыдущие аналогичные документы, которые практически все правительство страны применяли в кризисных ситуациях. Главный недостаток - краткосрочность действия договоренностей, которые должны закончиться летом будущего года. А также
нежелание властей содействовать техническому развитию отрасли и стремление скорее приостановить спад, чем простимулировать рост показателей. Многие важные моменты нынешнего Меморандума просто перекочевали из текста предыдущего варианта соглашений с отраслью: заморозка транспортных и энерготарифов, своевременный возврат НДС. На практике, экспортный НДС правительство и так обязан, а
транспортные тарифы и стоимость энергоресурсов поднялась до такого уровня, что это вынуждает промышленность сокращать перевозки в пользу более дешевых видов транспорта (доставка водным путем). К тому же от предложения снизить ставку налогов на ввоз более современного оборудования для реконструкции заводов власти тоже отказались. По-видимому, Киев вполне устраивает ситуация, когда все большую часть валютных поступлений обеспечивают сырьевые сегменты ГМК: поставки руды, чугуна, угля и полуфабрикатов.
Вследствие такой политики властей, модернизация оборудования на предприятиях ГМК в Украине практически топчется на месте, а участие иностранных инвесторов в реконструкции предприятий происходит в единичных случаях. Одним из последних можно отметить
проект совместного строительства воздухоразделительной установки на Енакиевском метзаводе, где 75% необходимых затрат оплачивает французская сторона и лишь четверть - Метинвест Холдинг.
Что может помешать в реализации спасательной операции для ГМК -
Гладко было на бумаге. С реализаций мер по поддержке украинской металлургии возникли проблемы.