Когда долгожданное соглашение о государственной поддержке горно-металлургического комплекса Украины обрело «бумажную» форму, оказалось что его содержание настолько поверхностно и противоречиво, что его Кабмин тут же отправил на доработку. Даже поверхностный анализ документа свидетельствовал о том, что авторы документа готовили очередную «отписку», которая не имела никаких шансов на успех.
После того, как правительство Азарова с подачи президента приняло Государственную программу активизации развития экономики Украины на 2013-2014 года, металлургическая отрасль замерла в ожидании, что давно обещанная поддержка отрасли не ограничится лишь предоставлением госгарантий по кредитам на 10 млрд. грн. Для коренной перестройки крупнейших предприятий отрасли эта сумма не была слишком значительной. К тому же предоставление таких гарантий не меняло в корне условия, в которых отрасли приходится работать сейчас. И вот, наконец, к началу июня в Кабмине родился проект Меморандума между предприятиями ГМК и государством. Там не менее первые же отзывы о нем были слишком негативны. В этом документе госаппарат решил превзойти все свои прежние достижения по расплывчатости формулировок и неконкретности критериев. С таким подходом еще можно было бы согласиться, если бы несколькими месяцами ранее этот же Кабмин не подписал вполне конкретный и аналогичный по сути документ с двумя ферросплавными заводами страны, которые контролирует группа Приват Игоря Коломойского. Тут как раз все нормы были выписаны настолько четко, что из всех электрометаллургических заводов страны льготами по оплате за электроэнергию
смогли воспользоваться лишь Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов. А их коллеги из Никопольского предприятия до сих пор безуспешно добиваются расширения сферы применения льгот и на их завод.
В предложенном варианте Меморандума сами министры (налогов и сборов, экономики и торговли, финансов, юстиции) нашли такое количество неувязок и отсутствие элементарных просчетов, что 42 замечания к тексту небольшого документа заняли более 22 страниц текста. С другой стороны и общественность возмутилась тому факту, что государство готово предоставить обширные льготы без четкого указания взаимных требований. Сохранение рабочих мест, уровня зарплаты и отчислений на развитие регионов - несомненно, важный фактор, но нет требований в отношении обязательной модернизации существующего устаревшего оборудования или
снижения энергозатрат на производстве. Опуская эти факторы и сосредотачивая внимание исключительно на социальных опросах правительство Азарова прежде всего стремилось руками владельцев металлургических предприятий
предотвратить социальный взрыв и волну всенародного недовольства в промышленных регионах страны будущим ухудшением уровня жизни в стране.
В
то же время предполагаемая отмена взымания НДС и таможенных сборов на ввоз в страну современного оборудования
способна активизировать инвестиционную деятельность, которая с начала года практически замерла. По итогам работы за 1 квартал 2013 года, освоение капитальных инвестиций в целом по металлургическим предприятиям составило 849 млн грн, что на 579 млн грн (59 %) меньше, чем в 1 квартале 2012 года. Удельный объём инвестиций на 1 тонну произведенной стали за 1 квартал 2013 года составил $13,2 против $22,2 в 1 квартале 2012 года. А от потребности таких инвестициях растут день ото дня. Уровень износа основного оборудования в отечественном ГМК приближается к отметке в 75%. До кризиса успели обновить оборудование лишь на Алчевском МК. В то же время потребности других холдингов в привлечении инвестиций измеряются многими миллиардами. Один только проект строительства нового конвертерного цеха на комбинате Запорожсталь оценивается в $1-1,2 млрд., что практически рано сумме всех госгарантий для отрасли за два года. Да и к тому же более значительный инвестиционный ресурс металлургов уже «заморожен» на счетах государства. На данный момент по подсчетам металлургов сумма долгов государства перед ними составляет 16,2 млрд грн. Из этой суммы 11,9 млрд грн. - остаток невозвращенных сумм по НДС, еще 4,3 млрд - переплата по налогу на прибыль. Власть на словах декларирует готовность отдать все и сполна, но на практике эти намерена провести неким суррогатом: то ли векселями, то ли облигациями. В итоге крупнейшие предприятия страны смогут получить назад далеко не все свои деньги и не сразу.
Все же в документе есть и некоторые положительные моменты. Особенно те, что касаются тарифной политики природных монополий: электроэнергетики и железнодорожного транспорта. И те, и другие привыкли компенсировать свои убытки за счет роста стоимости услуг для крупных предприятий. Меморандум предполагает ограничить рост их «денежных аппетитов» на 5% за год.
Но самый большой подвох кроется в расплывчатости критериев отбора кандидатов на «присоединение» к будущему Меморандума. Как водится в Украине, именно такие условия позволяют власти отсекать от бюджетной кормушки неугодных промышленников и протягивать бюджетную руку помощи тем фирмам, которые зачастую не имеют никакого отношения к данной отрасли. Если эти нормы останутся и итоговой версии Меморандума с ГМК, можно не сомневаться что вся эта затея была придумана только затем, чтобы сделать богаче вполне конкретных людей. А достаточно серьезные проблемы металлургической отрасли использовались исключительно как
ширма для вывода денег в оффшоры.