Падение промышленного производства в Донецкой области лишь следствие общего «обнищания» предприятий региона. Теряя заказы и сбыт продукции предприятия декларируют миллиардные убытки, но вынуждены финансово поддерживать развитие городов и поселков, где живут их работники. Ведь надежды на помощь из столицы становится все меньше.
Продолжение. Начало:
Область невезения. В «обласканном» властью Донбассе растут долги по зарплате Невыплата зарплаты ведет к падению доходов местных бюджетов и уровня расчетов населения за услуги ЖКХ. Снижение наполняемости областной казны обеспечивает и спад в производстве области, ухудшение финансовых показателей крупнейших предприятий, особенно в ГМК. Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича первый квартал года закончил с убытком 472,881 млн. грн. Еще
один металлургический гигант из группы Метинвест, Енакиевский металлургический завод в том же периоде «заработал» 354,067 млн. грн. убытков. Такая же ситуация на многих заводах. С января по апрель индекс промышленной продукции Донецкой области по сравнению с аналогичным периодом 2012 г снизился на 9%. Производство в угольной промышленности сократилось на 1,8%, выпуск кокса и нефтепереработка - на 9,7%, металлургическое производство - на 15,8%, машиностроении - на 18,7%. Очевидно, что при составлении бюджета Донецкой области на этот год, допускался и такой вариант развития событий. Как иначе объяснить тот факт, что область, которую ее жители традиционно считают «кормилицей страны» половину бюджетных затрат планировала оплачивать за счет средств центрального бюджета? При общем размере доходной части бюджета Донецкой области в сумме 10 847 млн. грн., 5 817 млн. грн.
планировалось получить из Киева. И лишь 92 млн. грн. должны были «выровнять перекосы» в наполняемости местных бюджетов.
Даже эти суммы не смогли радикально исправить ситуацию в городах и поселках области. Примечателен пример крупного промышленного центра области - Мариуполя.
При составлении бюджета на 2013 год местный исполком уже готовился к тому, что все будет «очень плохо», поэтому составлял этот документ по жесткому варианту экономии. Если в 2012 году дотирование Мариуполя со стороны государства составляло 65 млн. грн, то в 2013 году эта цифра уменьшена до 35 млн. грн. Все надежды возлагались на рост доходов работников градообразующих предприятий: ММК им. Ильича, Азовстали, Азовмаша. Для максимального развития и финансирования расходов рост фонда зарплаты в городе должен составить 30%. В бюджет заложили прогноз на уровне 15,8%. Но по подсчетам градообразующих предприятий реальный рост ФОТ мог составить не более 8,9%. Поэтому содержание органов местного самоуправления планировали профинансировать на 92%, образования - 99%, физкультуры и спорта - на 56%. Хуже всего обстоят дела в ЖКХ области. Долг населения за коммунальные услуги превысил 2 млрд. грн., а бюджеты области, городов и районов, могут обеспечить лишь четвертую часть потребности ЖКХ.
Лишенные финансовой поддержки местные власти Донбасса вынуждены снова идти на поклон к руководителям крупных предприятий. В прошлом году транспортный парк Мариуполя пополнился 2 трамваями и 4 троллейбусами за счет средств местных предприятий Метинвеста и завода Азовмаш. В этом году более 15 млн. грн.
для реализации городских программ выделяют ММК им. Ильича (8,5 млн. грн.) и Азосталь (7,5 млн. грн.).
А с теми, кто не готов делиться доходами добровольно профилактические беседы ведут налоговики. В этом году на заседаниях комиссий по повышению уровня зарплаты работников Донецкой области проведено 1,5 тыс. «воспитательных бесед» с руководителями местных предприятий. После чего в бюджет Донецкой области дополнительно поступило почти 3,5 млн. грн. налога на доходы физических лиц. Интересно, что в сообщении о результатах таких «собеседований» пресс-служба налоговой службы в Донецкой области нигде не упоминает, что в ходе встреч выявлены нарушения налогового законодательства. Тем не менее, деньги в бюджет потекли. Как еще можно назвать подобную практику, как не рэкетом налоговых органов Донецка?