Наша страна все больше напоминает старинного витязя на распутье. Какую бы сторону не повернула Украине, везде ее подстерегают опасности и гипотетические потери. Наиболее приемлемый сейчас вариант - выбор собственного, независимого пути развития. Но для этого верховная власть в стране должна обладать изрядной долей мужества. А с этим у нас всегда было сложно…
Продолжение, начало:
Заклятые друзья? Многовекторность украинской власти сильно бьет по карману страны Между выбором стратегического пути развития страны и браком «по расчету» провести определенные аналогии, то сам процесс определения потенциальной кандидатуры «партнера по жизни» должен быть прост. Взяв за основу статистику внешней торговли, казалось бы, не представляет трудности определить, кто сможет нам гарантировать «обеспеченную старость». Если судить по данным внешнеторгового баланса страны в 2012 году, то Украина все больше зависит от «дружелюбия» и щедрости ближайших соседей. Но показатель экспорта товаров тут нам не советчик. Если за 2012 год общий объем экспорта товаров и услуг в страны СНГ (т.е. в Восточном направлении) сократился на 3,4%, то страны Евросоюза за этот же период - на 3,3%. Разница в падении не столь существенна, как в объемах поставок: экспорт СНГ превысил $31 млрд., в ЕС - $20,8 млрд. Доля экспорта в страны Европы (25,4% вместо 26,3% в 2011 году) и в экс-СССР (38% в сравнении с 39,5% в предыдущем году ) в общей структуре внешней торговли Украины тоже снизилась, Таким образом, торговать с бывшими соседями по «Союзу нерушимому» все еще выгоднее? Скорее да, чем нет. Ведь и объемы импорта изменились. Объемы импорта из стран СНГ уменьшились на 7% (до $35,7 млрд.), а от поставки товаров и услуг из европейского региона выросли на 2,23% (до $29,8 млрд.).
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/44700/44700_300.jpg)
Таким образом, торговать с Востоком нам пока выгоднее, но страна все больше зависит от европейских товаров. Учитывая, что экспорт украинских товаров в Европу сократился, а ввоз - вырос, отрицательное сальдо внешнеторговых операций со странами Евросоюза выросло до $9,1 млрд., а коэффициент покрытия импорта экспортом снизился до 0,65, хотя еще 2011 году он составлял 0,70. Европа, по прежнему, получает от нас 24,8% экспортных товаров и обеспечивает 30,9% импортных поступлений.
Основная статья экспорта в Евросоюз - продукция черной металлургии (22,7%) и зерновые (11,6%). К тому же страны ЕС остаются наибольшими инвесторами экономики Украины. На конец 2012 года общий объем инвестиций из европейских стран составил $43 млрд. или 78,9% всех иностранных инвестиций в страну. Большую часть иностранных капиталов получили промышленные предприятия (33,9%), а главными «промышленными» инвесторами стали Германия и Нидерланды.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/44042/44042_300.jpg)
В качестве альтернативы западному, европейскому вектору развития нашей страны, все чаще звучат призывы активизировать интеграцию с постсоветскими государствами. Украина стала членом СНГ за три года до подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. И спустя 20 лет с момента независимости Украине предлагают «поделиться» частью ее экономического суверенитета обмен на преимущества Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Что сулит нашей стране Восточный путь?
Эффективность многих межгосударственных экономических союзов принято оценивать по показателю интеграционной тесноты. Про сути это доля «внутренней торговли» стран-участниц такого союза сравнении с общим внешнеторговым оборотом. Среди десяти крупнейших торгово-экономических союзов мира по этому показателю Таможенный союз находится на последнем месте. Доля «внутренней» торговли стран-участниц Таможенного союза составляет всего 11%, что в шесть раз меньше, чем в Евросоюзе, или в пять раз ниже, чем в Китай-АСЕАН. И доля внутриблоковой торговли в СНГ сократилась почти вдвое за последние полтора десятилетия. Учитывая тот факт, что все страны Таможенного союза вышли из СССР с примерно равным уровнем развития технологий и одинаково зависят от сырьевого экспорта, на внешних рынках они зачастую выступают конкурентами, чем партнерами. В структуре экспорта стран СНГ около 63% - минеральное топливо. В мировой торговле продукция обрабатывающих отраслей составляет более 70%, а минеральное топливо - всего 17%.
Главный недостаток Таможенного союза в том, что его создатель сам не заинтересован менять сложившуюся ситуацию. Доля товарного экспорта России в другие страны Таможенного союза составляет всего 7,4%, а на импорт приходится еще меньше - только 5,7%. А от внешнеторговый оборот с ЕС достигает половины экспорта. Остальную часть уходит в страны других регионов мира и больше всего - на Китай. Во внешней торговле России на страны ЕврАзЭС приходится в среднем 8% оборота, а на страны - члены ВТО - 88%. И если еще три года назад этот оборот составлял 8,7%, то с момента создания Таможенного союза он снизился до 7,8%. А импорт в Россию из Китая уже превысил импорт из СНГ. К тому же Россия импортирует из стран СНГ только 3% высокотехнологичных товаров, но 35% - из стран ЕС и 62% - из остальных стран мира. Способен ли тесный экономический союз с таким торговым партнером поднять на новый уровень технологическое оснащение предприятий Украины? Ответ на этот вопрос слишком очевиден. К тому же во внешнеторговом обороте Украины доля стран СНГ также сократилась с 56 до 36%, а доля ЕС и других стран мира - выросла. Отдельно стоит отметить, что структуре высокотехнологичного импорта в Украину на ТС приходится 24%, а основная доля- на ЕС (40%) и 36% - на другие страны. И как бы политики не убеждали в выгодности таких межгосударственных союзов, предприниматели обоих стран торгуют с теми партнерами, которые обеспечивают более выгодный сбыт товаров.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/44943/44943_300.jpg)
Подобная диверсификация внешней торговли применяется как в самом Евросоюзе, так и в других торговых союзах.
Невыгодность взаимной торговли привела к тому, что
доля России в украинском товарообороте сократилась с 39,2% в 1995 г. до 29,3% в 2008-м. Вместе с тем доля Украины в российском товарообороте сократилась с 11% в 1995 г. до 4,9% в 2009-м. А действия властей обоих стран только углубляют эту пропасть. Постепенный отказ Украины от закупок российского газа значительно снизил доходы российского Газпрома. Недавнее введение квот на импорт коксующегося угля и запрет на импорт кокса (преимущественно - российского) уже скорее может создать массу проблем для угольных предприятий северного соседа. Ведь для них Украина - наиболее близкий территориально, и к тому же емкий рынок сбыта.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/43776/43776_300.jpg)
В свою очередь, ведение Россией утилизационного сбора на импортные автомобили, практически сделало невозможным ввоз машин украинской сборки. А
снижение квот на поставку труб большого диаметра приведет к еще большим финансовым потерям Харцызского трубного завода - крупнейшего производителя труб такого класса на территории Восточной Европы. И лишь поставки украинского проката сбытовыми подразделениями группы Метинвест в прошлом году продолжали увеличиваться, но и то за счет освоения тех территорий и товарных ниш, которые не в полной мере были освоены местными, российскими металлургическими гигантами. Такое «перетягивание каната» привело к тому, что после распада СССР интеграционные процессы между Украиной и Россией ослабились почти вдвое. А доля продукции машиностроения в структуре внешнего товарооборота двух стран сократилась на ту же величину. В России ограничения экспорта украинской продукции применены на $1,2 млрд, что составляет 14% общего украинского экспорта в Россию. В Украине введены таможенные барьеры в отношении российского импорта на $124 млн., что менее 1% общего импорта из России.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stal_expert/51460913/43653/43653_300.jpg)
Присоединение Украины к ТС могло бы гарантировать отмену таких изъятий, но за короткий период функционирования ТС в нем возникло уже немало проблем. За 2012 год экспорт в рамках ТС вырос почти на 9,9%, но из России в Беларусь и Казахстан - на 13,9%, а экспорт из Казахстана в Россию и Беларусь сократился на 9,8%. Импорт в рамках Таможенного союза сократился на 5%, но за счет падения импорта в Россию из Беларуси и Казахстана - на 36%, хотя импорт из России в Беларусь и Казахстан продолжал расти на 18,2 и 6,9%. После анализа всех этих показателей создается впечатление, что замысел создания Таможенного союза заключается лишь в том, чтобы при помощи экономических рычагов превратить соседние страны в своеобразных сателлитов,
ограничив их возможности конкурировать с российскими товарами на внешних рынках.