В 2010 я поступил в ГрГУ на факультет математики и информатики. Был чуть расстроен ибо мои ожидания от университета были гораздо повыше или я просто не осознавал насколько все запущено, в общем не важно. Где-то с сентября 2010 участвовал в полит. кампании Ярослава Романчука. Был одним из администраторов группы его сторонников в соцсети "В Контакте". В сборе подписей по некоторым причинам не получилось поучаствовать. Перед выборами 2010 с частью однокашников ходили на встречи кандидатов, в общем как и многие. Мы наивно полагали смотря на эту ширму "либерализации", что что-то может поменяться. Тогда на меня еще не оказывали никакого давления и даже на однокашников. По крайней мере такие факты мне не были известны. На утро 20 декабря после выборов первой парой у нас проверили посещаемость, естественно не из-за заботы об несознательных в плане учебы студентов - а ради проверки кто был на Площади. Но это казалось мелочью, чем-то не предвещавшим беды, так же как оправдывание одним из преподавателей избиения беззащитных девушек на площади(мало ли каких ублюдков земля носит), кстати с преподавателем я из-за этого чуть конкретно не поругался. Начались зачеты, экзамены, кстати, зачеты начались ,по-моему, именно 20-го. Сдал сессию. Спокойно себе учился, никто меня не трогал и вроде остальных. После известного заявления Я. Романчука Группу "В контакте" пришлось переделать под группу "Cторонников ОГП" или "сторонников Анатолия Лебедько", точно не помню.
Девальвация.
Весной 2011 начались всем известные проблемы с валютой. В моей семье, к сожалению, заболела бабушка: парализованы ноги, поэтому пришлось забрать ее к себе прямо из больницы. Мне самому какое-то время приходилось спать на надувном матрасе, позже тесниться в квартире у родственников. Семья начала испытывать некоторые фин. проблемы, поэтому пришлось уйти в академический отпуск. Благодаря идиотской политике государства приходилось простаивать с больной матерью(пневмосклероз) в очередях за валютой, чтобы сохранить хоть как-то кровно нажитые. [Ниже фото приказа о предоставлении академического отпуска]
Лето. Молчаливые акции.
В начале лета начались Молчаливые акции.
В это же время продолжались еще суды над Почобутом. Видимо, истец был настолько ранен его статьями, что суд был закрытым, а сам истец не явился - такая у него "тонкая душевная организация".
Сначала я со знакомыми отнесся к идее хлопания в ладоши с долей скептицизма. Позже когда акции чуть набрали обороты начал участвовать сам. Был на большинстве акций. 15 июня меня окружило кольцо из сотрудников органов в форме, благодаря журналистам TVP, которые оказались рядом(освещали в эти дни суды над Почобутом, на которые я тоже ходил.) меня не задержали.
После одной из акций я присоединился к кампании РЧСС, став ее активистом, начал администрировать группу РЧСС Гродно. Примечательно, что таких групп было еще 2, никак не связанных напрямую с кампанией РЧСС. Одна попала под контроль КГБ, вторая была закрыта, потому что парня, который ее администрировал - задержали.
22-го и 29-го тоже все прошло для меня без эксцессов, 29-го даже лучше всего, около 1000 людей на улицах, все думали, что так и будет продолжаться дальше т.к. в Гродно в отличие от Минска не было массовых задержаний. Да и задержания не могли иметь законных оснований, если на то пошло.
Задержание.
3-го июля. Я пришел на акцию - все вроде было нормально. Пару милиционеров в форме и все, вроде как и раньше. Акция началась в 19:30. Появился начальник милиции общественной безопасности Вулькевич Александр Геннадьевич(как оказалось после на суде) и что-то говорил в мегафон, что конкретно невозможно было разобрать из-за хлопков. На суде оказалось, что это были призывы якобы разойтись и то, что акция является массовым мероприятием, что по себе абсурдно т.к. действующих поправок в закон о массовых мероприятиях еще не существовало. Через пару минут после начала акции люди чуть сдвинулись с места - автобусы с неизвестными в гражданском перекрыли улицу, лишив людей возможности разойтись. Часть испугавшихся людей ринулась в летнее кафе "Губерня". Сначала никого не трогали, позже какой-то ублюдок в штатском хотел вырвать у Гражины Шалкевич фотоаппарат и забежал в кафе. Люди попытались защитить ее, при этом милиционеры в форме бездействовали. Прибежали остальные "молодчики в штатском" и, выкрутив большинству руки, затащили в автобусы.
За акцией наблюдали так же начальник пресс-службы УВД Гродненского облисполкома Георгий Евчар, иные сотрудники органов. Сам Семен Шапиро проскочил и дал комманду на задержание. В автобусах не давали звонить с телефонов, пытались их отобрать. Привезли в РОВД на Озерском шоссе. Сначала составили протоколы опроса, через какое-то время подошло начальство и сказало составить протоколы о правонарушении. Нас согнали в актовый зал, объяснений почему задержали не дали - сказали, что узнаем в суде. Если присмотреться к моему протоколу ниже можно заметить, что незаметно подделано место задержания(на первый взгляд не заметишь). Продержали до пол первого, дали повестки в Ленинский суд на 4-е и отпустили.
Судила меня Ксения Степановна Стасюкевич(та же судья, которая судила ранее Игора Банцера). [Фото судьи]
Вела себя по-хамски. На суде не обратила внимание на мое замечание: что протокол подделанный, никаких предупреждений я не слышал из-за хлопков, меня задержали в ином месте(чем в том что указано в протоколе), я не опознал себя съемке. Ни один из свидетелей не видел меня. Один из них начальник милиции общественной безопасности Октябрьского РУВД Вулькевич Александр Геннадьевич, второй - не помню, по-моему, он на фото выше, как и писал.
Главное, что никаким образом не доказана цель привлечения внимания к проблемам, либо выражения протеста, которая согласно букве закона должна присутствовать, при классификации этой акции как шествия. Ни лозунгов, ни плакатов не было.
После суда судья на мой вопрос: "Как получить копию судебного решения?" - судья грубо наорала что-то типа: "А что зарплату за участие получить надо?!" - так, что даже у секретарь глаза чуть не выкатились от удивления. Хотя тут ничего удивительного, потому что судья даже возле суда умудрялась переходить дорогу в неположенном месте(конкретно возле магазина хлебозавода недалеко от суда). И такой человек еще судит?
Как я уже писал, в университете я взял академический отпуск. После суда мне начала звонить декан Факультета Математики и Информатики - Ливак Елена Николаевна(девичья фамилия Бирюлина) и требовать объяснительную, я отказался, сославшись на отсутствие времени, потому что не считал и не считаю себя виновным, тем более в том, чего и не могло быть даже по закону, но что притянули "за уши".
Наклейки и вызов в КГБ
Во время молчаливых акций кто-то по указке сверху порасклеивал наклейки "Молодежь Гродненщины против оранжевой революции в Беларуси" на автобусах и зданиях. Я и знакомые их часто срывали в свободное время. В один день перед тем, как пойти к родственникам ночевать, я сорвал одну из них рядом с опорным пунктом милиции(в это время он был уже закрыт). Соответсвенно лег поздно. С утра мне позвонили из комитета, и я спросонья подумал, что это из-за наклеек. Точно не помнб как, но я согласился прийти. Пришел, сказали сдать телефон, достал симку, сдал телефон. Сказали сдать еще симку. Ладно, поупиравшись отдал. В комитете меня попугали статьями "О массовых беспорядках". Показали фото, с газетой с суда Почобута, сказав, что это плакат - это меня здорово повеселило, пригрозили, что это может быть расценено как пикет. Пригрозили проблемами на работе\учебе, в том числе и у родителей, взяли расписку, что ознакомлен со статьями о Массовых беспорядках и отпустили.
Выход из академического
После этого всего решил отдохнуть от этой деятельности: ни в пикетах, ни в подготовке к Народному Сходу не собирался участвовать, хотя было желание, но не хотел наживать себе дополнительные проблемы перед выходом из академического отпуска.
Где-то в середине декабря 2011 я пришел в деканат, чтобы узнать на счет выхода из академического отпуска. Мне сказали, что надо лишь написать заявление за какое-то время до начала нового семестра( чтобы оно прошло все инстанции), декан без проблем его подпишет, и, чтобы приходил в январе после праздников. Как и оговаривалось я пришел в деканат после праздников, конкретно 11 января, написал заявление о выходе из академического отпуска. Сказали в какой группе, попрощался. Вышел довольный, думая, что обошлось и никто меня больше не будет трогать, пока я ни в чем не участвую.
Не успел я дойти до кафе "Березка", как мне позвонили из деканата со словами: "Станислав, а вернитесь, пожалуйста, в деканат." Я вернулся с чувством опасения. Не успел открыть двери деканата, как увидел нашу декан - Ливак Елену Николаевну, которая даже не удосужилась поздороваться. Начала хамским тоном "наезжать" на меня. Запись и приблизительное содержание разговора ниже слушать с 00:20
После этого, где-то в феврале, я приступил к учебе. Сначала учился спокойно без давления, думал, что уже отцепились ведь я никуда не лез. Но это осознание было ложным. Весной начался снова цирк, даже Игорь Кузьминич, которого вынудили уйти рассказывал об вызовах именно весной 2012, это дает основания предполагать, что велась целенаправленная акция по зачистке университета, как среди преподавателей, так и среди студентов. Игорь Кузьминич: Скоро услышим о многих случаях давления на преподавателей
Началось, а точнее продолжилось, с мелких гадостей, например, не работал пароль для университетского интернета. Сколько я не пытался разузнать почему не работает пароль - мне отвечали, что должен работать. В итоге пришлось входить с чужих логинов, за помошь спасибо ребятам. Другой, явно не мелкой гадостью была попытка навесить на меня ложный долг. Я учился на платном, когда я вышел с академического мне сказали: "платите по договору", если открыть договор видим такую картину:
Если внимательно глянуть пункт 5.2 и 5.3 оплата производится с 1 по 25 марта. В противном случае надо было договор перезаключать. Оказалось, что якобы оплачивать надо было до какого-то числа февраля месяца. Позже мою фамилию вывесили в списке должников, я подошел в бухгалтерию 202 или 202а кабинеты, где мне сказали сумму пени. Я же сказал, что у меня в договоре указаны иные сроки оплаты.
Меня попросили принести договор. Я принес, меня проще говоря "послали", сказав, что это не тот договор. Бухгалтер сказала что это должен быть договор 2012 года, не обращая внимания, на то, что я был в "академке" и договоров со мной не перезаключали. Запись беседы ниже:
Я и не собирался платить за этот долг. Куратор постоянно упрашивала оплатить долг, чего я не собирался делать. Позже мне сказали, что могут из-за долга отчислить. Тогда я пришел с матерью, не знаю откуда они узнали, что я не один приду - видимо на основе телефонных разговоров. Но когда мы пришли, задолженность внезапно из 200 тысяч превратилась в 20 бел. руб. Это учитывая то, что комиссия в банке не менее 30 рублей, кассир здорово повеселилась. Кстати, ГрГУ Комитет Госконтроля уличил осенью 2012 в чрезвычайном увеличении цен на обучение, т.е. выше разрешенного коридора.
Дальше. На одну из пар пришла декан и категорически заявила, что все митинги, которые проводятся - несанкционированные, часть одногруппников эта клоунада забавляла. Я тогда вышел и этого не слышал. Однако через мин 10-20 после моего возращения декан пришла и повторила то же самое уже при мне.
Многие слышали тогда о том, что в польскую школу № 36 чиновники хотели ввести классы с русским языком обучения, что действительно было бы угрозой для школы.
За 2 недели или меньше точно не помню - я согласился прийти на акцию при наличии времени и возможности. Я помнил то скотство, которое государство сделало с Союзом Поляков в 2005 году, в то время я даже сам на себе испытал - остался на какое-то время без возможности изучать язык и так же моя сестра ранее обучалась в этой школе. Акция была намечена на 1 июня.
31-го мая как раз перед сдачей зачетов и курсовой мой телефон поступил звонок из деканата с просьбой явиться в деканат. Я подумал, что по поводу акции, решил сходить, чтобы понять, чего от меня хотят. На акцию, кстати, я не собирался идти т.к. в это время стояла защита курсовой, а перед этим надо было сдавать еще зачет. Где-то около 4 часов я пришел к декан. Однако, мое удивление было очень большим, потому что мне начали говорить, что я что-то, где-то пишу, при этом не указывая где. Подробности в записи и ее тексте.
К моему удивлению, 1-го числа цирк продолжился, сначала мне позвонила сотрудница из деканата во время сдачи зачета и сказала, что декан передала, чтобы во избежание несчастного случая, вы были на парах. Через пару минут сама декан пришла, кинула пару фраз по поводу сдаваемого предмета. Но позже заявила на всю аудиторию при преподавателе: "А вы, Станислав, у меня под личным контролем!". Преподаватель была удивлена.
Вызовы в деканат и звонки продолжались почти перед каждым экзаменом.
Из деканата: Добрый день Я: Добрый день Из деканата: Это Станислав? Я: Да Из деканата: Это эыы.. вас беспокоят с факультета Математики и Информатики с деканата Я: ага Из деканата: Вам срочно надо явиться к Елене Николаевне, у декану или завтра до 10-ти или с 12-ти. Обязательно чтоб завтра вы ее посетили и обязательно пообщались Я: ой... Из деканата: Ясно? Я:ясно.
Как и просили, 12-го я пришел в деканат. Сначала хотел зайти, но декан меня не пустила под каким-то мелочны предлогом, начала совещаться по телефону. Я подошел через пару минут - ее не было. Позже мне знакомые сказали, что она вообще пошла на какое-то совещание к ректору , поэтому пришлось немного прогуляться. Ниже запись беседы с декан Ливак Е.Н. и текстовая версия:
Где-то 10-20 июня на Гродненское Телевидение выпустило фильм-агитку "В сетах" с целью запугать и придавить любую сетевую активность, как обычно без указания авторов. Уровень анимации конечно никакой, будто и студент клепал, возможно даже тот, которого декан якобы спасла от отчисления, о чем было сказано выше в записях. В фильме можно увидеть интервью с замазанными лицами. [В Сетях - фильм Телерадиокомпании Гродно]
В фильме первый человек(8-я минута видео) с замазанным лицом говорит, что админстрировал группу, которую переименовал по просьбе Дианова. На самом деле такой группы не существовало. Была лишь группа, которая попала под контроль КГБ, либо была под его контролем изначально. В какое-то время в ней начали публиковать клевету, вплоть до того, что независимые правозащитные организации отказывают в помощи людям. Администратором этой группу был человек подписывающийся как Олег Ком.
Второй человек(10-я минута) говорит, что в социальных сетях достаточно много призывов к действиям, которые могут повлечь последствия для людей Га заднем фоне виден двор главного корпуса ГрГУ. Ниже кадр из фильма и мои фото для сравнения. Место из съемки левее по сравнению с местом, с которого я фотографировал, камера оператора повернута на парк Жилибера.
Почти все экзамены тогда я сдал. Перед одним из экзаменов пришла куратор по заданию декан(со слов куратор). Начала объяснять группе, что не надо участвовать с сборе подписей, пикетах и прочим, тем более зарабатывать этим деньги. Все это мотивировалось тем, что лучше набивать руку в программировании. Препод, который принимал экзамен не выдержал и сказал, что он не берет кураторство, чтобы вот такой именно ерундой не заниматься.
Осталась высшая математика - это, кстати, тот предмет, на зачет по которому Ливак приходила и говорила, что я у нее под личным контролем. Перед экзаменом вообще заявились тетеньки из деканата и начали раздавать бумаги про доплату за обучение, что-то около 35 тыс. Спрашивается, почему потом добавить в стоимость обучения нельзя? Ближе к делу. Этот экзамен я фактически сдал, однако препод вдруг передумала и отправила на пересдачу якобы в сентябре. Позже ее сделали вообще 29 августа, выложив информацию только числа 20-го. Перед пересдачей я зашел в университет оплатить ее. Увидел что декан будет принимать пересдачу - еще больше разнервничался. К пересдаче я был готов, однако меня завалили и отчислили.
Давление на мою девушку или возможная провокация против меня.
У меня в это время была девушка. Она жила в другом городе. С ее слов весной к ее отцу наведались из комитета, по причине общения с Андреем Тенютой. Это случилось приблизительно, как начались у меня экзамены. Ни я, ни Андрей, этого проверить конечно, не могли, поэтому и узнать, что ей могли вбить в голову сотрудники мы не могли. Тогда она казалась очень напуганой. Мы с ней за год договаривались, что она поступит в Гродно ко мне. Позже, в конце июля-начале августа, она начала вести себя странно, например, обиды, за то что я на белорусском разговаривал. В итоге она поступила в иной город. Не знаю почему она соврала, однако позже оказалось, что поступив в иной город она живет то-ли с подругой матери, то ли со своей крестной, брат которой работает в УКГБ.
Попытка номер 2
Зимой 2013 я снова пришел в университет узнать или можно восстановиться. Точно не помню, когда это было, т.к. на работе постоянно менялись выходные, соответственно месяцы были напряженные с большим количеством беготни. Я встретил декан в коридоре. Спросил или можно восстановиться. Она ответила, что учеба с такими взглядами не совместима с учебой в гос. университете. Что мягко говоря мне тут нечего делать, хватает уже десятка проблемных. О чем ниже в тексте. Кстати, позже выплыли слова председателя облисполкома Семена Шапиро: «В университете шестнадцать человек, которые призывают свергнуть власть. Эти неназванные ненадежные элементы не просто призывают свергнуть власть, но еще и… ездили на велосипедах и хлопали в ладоши.»
Факты давления на других студентов
Оказалось, что на моем факультете было еще от 10 и выше человек, которых, например, заставляли выходить из групп по-типу: "Надоел нам этот Лукашенко" и прочих, ниже скрины переписки.