Мирза Мухаммед Али Казем Бек

Aug 21, 2019 08:28


О НЁМ или...           Глава 5

Я был не совсем прав, когда в «О Нём или...», а затем в «Магах» подал мусьё Габино как практически единоличного источника информации о жизни Сейида Али Мухаммеда Ширази и движении бабидов (Никалас и Браун не совсем в счёт). Да, был ещё один (забегу вперёд два) прожектор-  источник информации, чьё сейчас несколько затёрто имя. Учитывая, что Российская империя Романовых являлась самым активным европейским игроком в регионе, то вполне естественно, что этот второй прожектор был русским, ну как русским: разрешите представить: Александр Касимович Казембек



Мирза Касимович Казембек



или Мирза Касимович Казембек, ну или если быть ближе к имени при рождении, то Мирза Мухаммед Али Казем Бек. Его национальная принадлежность указывалась как азербайджанец, перс (так в те годы вполне могли называть азербайджанцев, к примеру Каджары), татарин (так тоже вполне могли называть азербайджанцев).

Его дед- был министром финансов при Фатали- хане Кубинском, но сдаётся мне что это всего лишь местнячковое отражение в Дагестане Фатали-хана Каджара, того самого Баба хана, что шейхистов Ахмед Ахсаи приютил (смотрим гл ; «О Магах»). Отец-Гаджи Касим  родился и вырос в Дербенте. В конце 18в. он переехал в Решт, где получал образования и совершил несколько паломничеств, педивикия утверждает, что в Мекку и Медину, но я напомню, что в то время объектами паломничества у шиитов были святыни в современном Ираке. И вот Вам занятное совпадение, в то же время в Ираке проповедовал Казим из Решта- приемник Ахмед Ахсаи и идейный вдохновитель бабидов. Решт же, напомню, был торговыми, культурными и т.д. воротами в Россию (да и сейчас продолжает оставаться). Гаджи Касим женился на дочери Рештского губернатора, и у них в 1802 родился сын- наш герой Мурза Мухаммед Али Касим-бек. В 1810г., после присоединения Кубинского ханства к России, Гаджи Касим с семьёй возвращается в Дербент, где в последствии становится высшим духовным лицом. В доме отца юный Мирза штудировал Коран и исламское право, также изучал, арабский, персидский и турецкий языки, философию. Отец видел в нём своего приемника и планировал отправить для продолжения обучения в Персию. Но в 1820 Гаджи Казим был обвинён властями в контактах со старыми правителями Кубинского ханства и выслан на поселение в Астрахань.

По некоторым данным отец в Дербенте контактировал с шотландскими миссионерами пресвитерианцами (скажем прямо: разведчиками) и юный Мирза под их влиянием начал изучать английский и древнееврейский языки.

В 1821 Мирза поехал в Астрахань навестить отца, надеясь всё же уехать в Персию для продолжения обучения, но внезапно принял христианство пресвитерианского толка и был наречён Александром. Он поселился в миссии в Астрахани, где изучал европейские науки и переводил европейские книги на восточные языки. В 1825 миссионеры хотели перевезти его в Англию, но вмешалось царское правительство и отправило Казем-бека в ссылку в Омск, преподавателем татарского языка в Омское Азиатское училище, что ещё раз говорит о разведывательном характере деятельности миссионеров.

По дороге в Омск, он остановился в Казани, где попал в поле зрения местной научной элиты и был оставлен на ПМЖ. В Казани преподавал арабский, персидский и турецко-татарский в университете и гимназии и занимался научной деятельностью.

В 1829 «он, уже известный в Европе учёный-востоковед, был избран членом Великобританского Королевского Азиатского общества», напомню, ему 27, а научной деятельностью он в Казани занимается, 3-4 года. Опять же это говорит о том, что собственное востоковедение у бритозов под вопросом.

Александр Касимович разработал методику преподавания турецкого языка, которую использовали во всей Европе вплоть до трудов Жана Дени в 1921, ну там и сам турецкий язык изменялся.

Есть мнение, что помогал в Казани Л.Н. Толстому с поступлением.

В октябре 1849 переехал с семьёй в Санкт-Петербург, поступил на должность на кафедру Персидской словесности в Университет.

Здесь он проявил таланты не только учёного, но и организатора: он воплотил в жизнь такие проекты как: привлечение с Высочайшего Благословения к образованию в Санкт-Петербургском университете студентов с Кавказа (старая имперская практика: создание пятых колонн из местных), за отличное исполнение был произведён в действительные статские советники (аналогично генерал-майору в армии, Ваше Превосходительство); он произвёл объединение высшего военного образования с классическим востоковедением, первые курсы были прочитаны в военной академии в Санкт-Петербурге в годы крымской войны, так в России появились первые военные востоковеды; произвёл централизацию востоковедения в вузах российской Империи.

В августе 1855 был учреждён Факультет восточных языков Санкт-Петербургского университет, первым деканом был избран Александр Казимович.  По его инициативе была создана особая кафедра истории Востока

На посту декана активно содействовал направлению студентов и выпускников факультета в страны Востока для практики.

В 1868 году представил план «изучения Туркестана», активно колонизируемого Российской империей в те годы. План предполагал командирование молодых востоковедов под руководством профессора на летние каникулы в Туркестан «для изучения памятников древности, средневековых рукописей и сбора лингвистического, этнографического, нумизматического и эпиграфического материала» ( и как только не назовут разведку). В 1869, для осуществления плана, он отправился в заграничную командировку, но болезнь и смерть внесли свои коррективы. Скончался в Санкт-Петербурге в 1870г.

Многие учёные характеризуют его как основателя не только отечественного востоковедения, но и мирового. «По мнению известного русского востоковеда и ираниста В. В. Григорьева, Казем-Бек был одним из тех, кто поставил изучение Востока в России на научные, академические рельсы, вывел российскую науку о Востоке на уровень, не уступающий европейскому, а подчас и превосходящий достигнутое востоковедами Западной Европы»

Ну да ладно, зачем я здесь всё-таки всех собрал. Сей учёный муж издал в 1865 году интереснейший труд: «Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844-1852 годах» СПб 1865г. Это крупный труд по  религиям Персии, на него опирались практически все исследователи движения бабизма в России. Одним ярким отличием исследования от других концепций (Габино)  является то, что Казем-Бек, прекрасно знакомый исламским правом, считал Али Мухаммеда Ширази не отступником, а приверженцем ислама: а последующие искажения- были внесены последователями (прямо как у Булгакова: «эти добрые люди... ничему не научились и перепутали всё, что я говорил») Ещё одним из отличий было, что автор считал протест бабидов не религиозным, а политическим, правда отдельные личности во времена Советов пытались придать движению социально-политический окрас и приравнивали его к эсерам, что в итоге привело к некоторому забвению этого труда. Но книга не является чем-то недосягаемым. В 1985 году была выпущена книга М. Казем-Бек



«Избранные издания» куда вошло и это произведение, правда в отредактированном виде. но всё же. Можно даже и оригинал издания найти



стоит, конечно, дорого, но...
Ладно, я не об этом.

Мирза Мухаммед Али Казим-Бек выпустил свой труд в 1865, то есть спустя 15 лет после смерти Баби, что согласитесь достаточно долгий срок для возможного искажения информации. Да и сведений о его нахождении в Персии в те годы я не нашёл (лукавлю, находил информацию, что он посещал Тебриз и беседовал с очевидцами событий, но отношусь к этому с сомнением). Он был награждён в августе 1855 Насретдином орденом Льва и Солнца, но их знакомство похоже было заочным, так как шах посетил Россию позже, а Казем-Бек жил и работал в Казани и Санкт-Петербурге. И я практически 100% уверен, что его дед был министром именно у того Фатали-хана, что носил титул Баба-хан и был покровитель Ахмада-Ахсаи, а его отец всё же мог оказаться тем самым Казимом Решти, но это бы дало знание только об истоках течения, а здесь один из самых подробных разборов, на который до сих пор ссылаются даже сами адепты веры...

Так откуда же информация?

Архив внешней политики Российский империи. Движение бабидов сразу же привлекло внимание  сотрудников МИД, и сотрудники дипломатической миссии в Иране стали собирать информацию на всех уровнях. Туда стекались донесения дипломатов и доступны эти материалы были лишь узкому кругу лиц. И Казембек, был одним из немногих, кто имел к данной информации доступ, мог её обработать и систематизировать в ценное исследование.

Вот небольшой и далеко неполный список авторов чьими документами пользовался Казимбек, чьи имена попали в моё поле зрения и информация о ком попалась мне на просторах интернета:

- граф Александр Фридрих (Александр Иванович) Медем из курлянского дворянского рода, дипломат в третьем колене (1803 Митава-1859 Шанхай), тайный советник. генеральный консул в Египте (1838-1841), чрезвычайный и полномочный министр в Персии (1841-1845), посланник в Бразилии (1848-1854) и в Вашингтоне (1854-1855).

- князь Дмитрий Иванович Долгоруков (1797 Москва-1867 Москва) тайный советник, сенатор. С 1819 чиновник Коллегии иностранных дел. Работал секретарём при миссиях в Константинополе, Риме, Мадриде, Лондоне, Гааге, Неаполе. В 1843 советник при миссии в Константинополе. В период 1845-1854 полномочный министр при Персидском дворе в Тегеране.  Считается, что лично убедил Насретдина занять нейтралитет во время Крымской Войны (Мамлюкат Каджар во время Крымской Войны  штурмовал Герат- крепость пробританских Дуррани, осаду с Герата сняли британцы, можно сказать, что Каджары воевали на стороне России). В доносах постоянно указывал на зверства правящего дома по отношению к бабидам (помните в Евангелии аналогии?). Выражал протесты шаху по поводу заключения Баби и его сторонников. Участвовал в отмене смертного приговора Бахаулле и предлогал ему укрытие в Российской империи.

из письма Долгорукова Аничкову:
Учение Баба, приобретая со дня на день более последователей в Персии, должно обратить на себя исключительное внимание наше, и посему я покорнейше прошу Ваше Высокородие употребить зависящие от Вас средства к собиранию возможных сведений о догматах и ходе сего учения и сообщить оные мне для соображения с теми, которые я успел собрать в Тегеране. Присутствие самого Баба в Тавризе, может быть, доставит Вам, Милостивый] Государь], возможность получить достовернейшие и 'ближайшие сведения о сем крайне интересном предмете

из ответа Аничкова Долгорукову:
но персияне, кажется с намерением, искажают учение это в рассказах о нем, а потому доселе нельзя было собрать еще ничего положительно известного по этому предмету. Теперь я надеюсь достать на несколько дней от Хамзе-Мирзы подлинную рукопись Баба и постараюсь извлечь из нее славные пункты учения

- Николай Адрианович Аничков (1809 Москва- 1892) из московских дворян, дипломат, тайный советник. Закончил Московский университет, работал в департаменте внешней торговли, затем в минфине, с 1834 в азиатском департаменте МИД. В 1836 получил назначение в Тебриз генеральным консулом. С 1854 глава миссии в Тегеране. В 1858 чрезвычайный посланник и полномочный министр при дворе шаха. В 1863 ушёл в отставку по состоянию здоровья. Имел влияние при дворе шаха.

- Сергей Иванович Черняев (1818-1888), после учёбы и работы в Санкт-Петербургском университете, в 1836 поступил на службу в Азиатский департамент МИД и был отправлен переводчиком в Персию, где изучал язые и литературу. Участвовал в научных экспедициях. В 1846 открыл консульство в Астрабаде, где проработал до 1852. В период 1852-1857 находился на слубе в МИД в России и занимался публикацией литературных трудов о Персии и Турции в «Современнике», «Отечественных записках», «Санкт-Петербургских ведомостях», его работы приковывали интерес читателя к Востоку не хуже, чем байки торговцев и моряков. 1857-1862 сново в Персии- генеральный консул в Тебризе. 1857-1863 служил при кавказском наместнике. Уволен по состоянию здоровья. В 1870, после смерти Казембека пришёл в СПбУ на кафедру восточных языков. В 1861 вновь на службе в МИД, но совмещал с преподавательской деятельностью вплоть до смерти в 1888.

- Николай Владимирович Ханыков (1822 Калужская губерния- 1878-Рамбуйе), российский учёный-ориенталист. Служил в Средней Азии, написал много трудов, переведённых на немецкий и французский. 1853-1857 управляющий генконсульством в Тебризе. Участник множества военных и научных экспедиций. Автор капитального труда «Иран» 1874.

- Василий Севрюгин переводчик при генконсульнстве в Тебризе, отец фотографа Антон Севрюгина, оставившего большой фотоотчёт об Иране на рубеже веков, ученик Казим-Бека

-Александр Николаевич Мошнин, переводчик в генконсульнстве в Тебризе, впследствии консул в Трапезунде, ученик Казим-Бека.

- Александр Александрович Мельников (1827-1913) вице-директор Азиатского департамента МИД, сенатор, действительный тайный советник. 1854-1860 служил при миссии в Персии. Участвовал в разграничении Закаспийской области от Персии (Российская империя мирным путём приобрела Мерв).

-  императорский консул  в Астрабаде Ф.А. Бакулин

естественно. это лица управлявшие дипломатическими миссиями. сколь ещё оставшихся безымянными переводчиков, клерков и прочих служащих, а также местных агентов и доверенных лиц сказать сложно: «имя им легион».

Да, наши знания о Сейиде Али Мухаммеде Ширази являются главным образом продуктом работы внешней разведки.

мессия, шиизм, Иран, религия, Каджары, сейид Али Мухаммед Ширази, цивилизация, Ислам, бахаизм, бабизм, Александр Касимович Казем-Бек, проект "Оптика", геополитика, Бахаулла

Previous post Next post
Up