Ультра шиизм. Ч2.

Jan 31, 2020 13:33



Ультра шиизм. Ч1. О славном Имаме...

Ярсан

курдский вариант народного шиизма.

Люди Бога, последователи Али или люди Истины (Ахл-е-Хакк на персидском) или Содружество (Ярсан на курдском).



святыня Ярсани- гробница Дауда

Учение получило распространение среди курдов якобы в XIV в. благодаря стараниям основателя султана Сахака (потомок имама Муса аль-Казим, рождён непорочной девой, параллелей с христианством там мешками) проповедовавшего свои идеи среди племенного союза горани (а дело как бы в Загросе происходило, то есть в горах). Но точно известно, что толчок развитию учения дали  проповеди мистика Хаджи Немата на рубеже XIX-XX  веков. Внук некоего Баян Беги (Божественного Откровения, но мы-то помним: Баян- священная книга Бахаи- Беги) во время тяжёлой болезни в 1901 году совершил ментальное путешествие к Богу и получил Откровение и назначение довести до людей о скором возвращении Божественной Сущности- Владыки Времени или имама Махди. На его проповеди стекались тысячи людей, он призывал отказаться от чая, опиума и табака.

Последователи учения также обожествляют Али, хотя это не ключевая фигура в мировоззрении.



Люди Истины верят в реинкарнацию, но она присуща не только человеку, но и Богу: Бог являлся в наш Мир Творцом Мироздания, имамом Али, имамом Хосейном, султаном Сахаком, пятое, шестое и седьмое воплощение в разных школах течения интерпретируют по разному. Следующим и последним проявлением будет Повелитель Времени - имам Махди. Каждую эманацию сопровождают четыре ангела, так вот, с точки зрения ярсан, Мухаммед и Фатима- ангелы при воплощении Бога в имаме Али, а Муавия и Аиша- демонические существа.

Задача ярсан- развитие человека под руководством Пира (духовного вождя), следуя закону (шариат) и мистическому пути, через познание достигнуть финала самосовершенствования- обрести истину и стать ей тождественным.

Вообще очень синкретический культ имеющий много точек соприкосновения с суфийским мистицизмом, христианством, мандеизмом, зараостризмом и езидизмом. Прозелит может вступить в ряды верующих только через брак.

Течение делится на 11 ханданов- Духовных домов, каждый из который возглавляет Се-Йид (сийид, то есть вождь) или Пир. Титулы глав духовных домов передаются по наследству. Между ханданами существует конкуренция.

Основные святыни находятся на западе Ирана в провинции Керманшах, вокруг города Саре-Поле-Захаб (Царьград): гробница Баба Ядгар, гробница Дауда (Давида), могила Сахака в Шейхане, могилы Пира Бинжамин и Пира Муси в Каранде.

Люди Истины не соблюдают многих мусульманских обрядов в том числе и пять столпов. Паломничества совершают к собственным святыням. Основной праздник- Навруз. Постятся всего 3 дня, с перерывом на ночь. Мужчинам запрещено сбривать усы.

Аналогично алевитскому джаму, Люди Истины проводят ярсан (собрание, откуда и название течения). Где Пир читает религиозные тексты (священные книги ярсан написаны, на горани, который сегодня мало кто понимает) и ведёт духовные беседы. Часто ярсан сопровождается зирком- танцами и песнопениями, жертвоприношениями для улучшения плодородия.



ярсан, фото из FB

Оценить общую численность последователей затруднительно, так как из-за притеснений со стороны радикальных суннитов (ИГИЛ и Аль-Кайда) во время Иракского конфликта и властей Ирана после исламской революции «Люди Истины» стали прибегать к религиозной маскировке, к тому же, что это находит обоснование в самом учении- деление мироздания на внешнюю сторону и внутреннюю сущность, ограждая от учения непосвящённых. То есть быть в душе ярсанитом а для внешнего мира суннитом, шиитом, христианином вполне обычная практика, затрудняющая исследователям объективный сбор информации о течении.

В Иране «люди Истины» проживают в основном в Луристане и Керманшахе (до 30% населения) и в других провинциях среди городского населения городов (Ильхичи в Иранском Азербайджане практически полностью населяют ярсаниты). В Ираке известны как какаи проживают в основном в  окрестностях Сулеймании и Киркука, и в Багдиде (Хамдания или Каракош) до оккупации ИГИЛ в 2014. Есть общины на востоке Турции в сельской местности. Помимо курдов имеет распространение среди луров, персов, азербайджанцев и арабов. По самым оптимистичным оценкам число верующих около 3 миллионов.

Нусайриты

Кто наш Господин, который создал нас? Эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талиб, Бог, Нет Бога, кроме Него

Более известны как алавиты «Али-Алла» (обожествляющие Али), нусвйриты по одной из версий происходит от имени загадочного основателя Мухаммада ибн Нусайра, но более вероятно, что производное от «Носрани»- христиане. Но когда читаешь, что насайриты живут а горах Ансарии, что-то как-то встаёт на свои места. В ЭСБЕ упоминается, что самоназвание эль-хусайбийя (помните сабаитов из ч.1?).

Алвавиты объединяют четыре племенных союза- более 30 племён разных по этническому происхождению (коренные жители, арабы, персы, турки, курды, кавказцы) общей численностью до 4 миллионов.



Парад в честь независимости области алавитов

Название алавиты  закрепили за течением французы во время оккупации Сирии после ПМВ, до этого об алавитах в Европе известно чуть меньше, чем нисколько (несколько заметок в немецких и американских журналах в середине XIXв. не в счёт, так как не дают ни грамма объективной информации). Французы на подмандатной территории пытались создать конфедерацию новых государств, образованных по «национальному» признаку, повезло и алавитам: в период 1923-1936 у них было собственное государство Область алавитов, с 1925 Страна алавитов, с 1930 Санджак Латакия, со столицей в порту Латакия. Ну если быть придирчивым, то независимость алавитов провозгласил Салех аль-Али в 1919, но там музыка играла до прихода тех же французов в 1920. К чему этот экскурс: я уже упомянул, что различные культы были подогнаны под общие каноны ислама на территориях оккупированных британцами, а вот французская администрация таких целей не преследовала и на подконтрольной ей территории сохранились самобытные вероучения.

Если отбросить легендарные подробности скитаний по пустыням, то первые упоминания об нусайритах относятся к кланам шейха Бани Хамади и эмира Хафруш- в Джубейле (Библ) и Баальбеке (Гелиополис)- городах на территории современного Ливана. Если учитывать, что в середине 18в. Баальбек был полностью уничтожен землетрясением и отстраивался с нуля, до думаю, что и сообщения о проживании там алавитов следует относить к более позднему времени.

Откровенный хейт со стороны отдельных представителей доминирующего суннитского духовенства в совокупности с практически закрытым доступом алавитского вероучения для посторонних глаз привели к тому, что на просторах «этих ваших интернетов» ©  можно найти настолько откровенный бред о догмах религии, что сказки про евреев могут проиграть конкуренцию

Если анатолийский алевизм и курдский ярсан считаются народными вариантами шиизма, то алавизм- «религия избранных». Ещё бы: основной исторический ореол вероисповедания - Бейрут и Сирия- начало (ну или конец) торгового пути «шиитский полумесяц» с выходом в средиземноморские порты. У алавитов достаточно сложная структура- общество делится на верующих (амма) и обладающих тайными знаниями - знать (хасса). Алавиты непрозелетичны и практикуют религиозную маскировку.

Предположительно, что кроме Корана и Библии, у алавитов есть ещё одна священная книга- Кадж-аль-Маджму (цитата в начале подраздела, предположительно первые строки этой книги, когда начинал писать ч.1 и написал, что «нет Бога, кроме Али...» я об этом не знал).

В основе учение лежит представление о «Вечной Троице»- единосущные и неделимые: «Али, Мухаммед и аль -Фариси», «Божественный Смысл,  Отражение Бога и Баб , то есть Пророк Бога». Учитывая акцент, что Мухаммед создал аль-Фарси, ну по мне так это и есть христианская Троица. В большинстве случаев во главе общины стоят имам (отождествление Али), накыб (Мухаммед) и наджиб (Салман), таким образом Троица находит отражение в управлении уммой.

(Салман аль-Фариси - сподвижник Мухаммеда и имама Али, первый перс принявший ислам. Он умер в том же городе Медина, та, что Ктесифон, что и Абдуллах ибн Саба, учитывая их причастность к обожествлению имама Али очень интересное совпадение).

Почитаема Фатима- дочь Мухаммеда и жена имама Али, как существо из Света.

Почитают Иисуса, всех его апостолов а также ряд христианских святых.

Почитают 11 непорочных имамов и ожидают прихода имама Махди (Мессии).

Бога невозможно познать, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь Адам, Ной, Иаков, Моисей, Соломон, Иисус и Мухаммед. Божественность Али не нуждается в доказательствах. Нусайриты верят в переселение душ (7 реинкарнаций), плохие неверные при этом переселяются в тех животных, которых употребляют в пищу, иронично не правда ли?



Богослужения проходят на арабском языке (в отличии от ярсан и алевитов). Женщина не наделена душой. Отсутствует запрет на употребление алкоголя, принимается в том числе в ритуальных целях. С середины 20в. в селениях строятся мечети.

Помимо мусульманских праздников, отмечают христианское Рождество, Крещение Господне и Пасху, а также Навруз.

Тесно связаны с христианами: используют христианские имена совершают паломничества в храмы и монастыри.

Существует масса упоминаний о том, что алавиты всячески сотрудничали с европейскими завоевателями (крестоносцами, экспедиционным корпусом Наполеона, флотом Орлова) и фанатично воевали с Османами и пашами Египта, и подвергались чуть ли не геноциду со стороны турок. Но здесь не стоит искать ответ в религиозной или этнической плоскости. Нусайриты обслуживали торговый путь, и европейцы были их торговыми партнёрами, а турки с египтянами- конкурентами.



этно-конфессиональный состав Французского мандата 1936 год

После включения французской администрацией государства алавитов в состав Сирии, встал вопрос об интеграции самого этноса в дружную семью сирийских народов и вероучения в ислам.

В 1936 году группа алавитских вождей выступила с заявлением, что каждый алавит - это мусульманин, выполняющий пять заповедей ислама. А духовный авторитет- муфтий Палестины Амин Хусейни огласил фетву о том, что алавиты - это мусульмане. За этим стояли влиятельные суннитские круги Дамаска, которые вели борьбу за объединение Сирии. Вместе с тем большинство суннитских религиозных деятелей не присоединились к палестинскому муфтию. В итоге алавиты пошли на сближение с шиитами, в 60-х, вместо суннитского университета Аль-Азхар в Каире студенты алавиты были отправлены в шиитский центр богословия в Неджеф.

Алавиты активно проникали в вооружённые силы Сирии и практически возглавив эту структуру стали доминирующей силой в стране.



деление Французского мандата

В первой половине XXв. среди алавитов появился проповедник и чудотворец Салман аль-Муршид, впоследствии объявленный Богом, число его последователей достигает  полмиллиона и сегодня они составляют элиту армии Сирии, но это уже совершенно другая история..

продолжение следует...

имам Али, цивилизация, шиизм, проект "Оптика", Махди, ислам, история

Previous post Next post
Up