3. Православные традиции в современных Мачулищах
3.1 Строительство маленького храма
Возродилась церковная жизнь в Мачулищах недавно. 2 марта 1997 г. состоялось собрание верующих людей в количестве 37 человек, на котором решили создать общину в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
28 июля 1997 г. назначили настоятеля. Им стал священник Распопов Георгий Николаевич.
Вскоре выделили участок под строительство храма (1га), на так называемом «Хоздворе» (бывшая воинская часть 06752).
Первые небольшие службы (молебны и панихиды) проводились в доме Щербаковой Нины Дмитриевны. Для этих целей была выделена в её доме самая большая, светлая комната. Другая комната была отдана батюшке, где он мог остановиться, отдохнуть между службами. В дальнейшем, когда храм был уже выстроен, Нина Дмитриевна, по-прежнему оставалась гостеприимной хозяйкой. Двери её дома всегда были открыты для прихожан нашего храма. Комнатки использовались для занятий с детьми воскресной школы и как трапезная для прихожан.
Батюшка так вспоминает об этих днях: «Одна верующая женщина отдала нам комнатку в частном доме, и мы стали служить там молебны. Сначала приходило пять-шесть человек, затем больше и больше».
Нина Дмитриевна была глубоковерующим, добрым, открытым человеком (рис3.1). Всегда посещала службы. Даже когда ноги уже стали сильно болеть, потихонечку приходила в храм (благо он рядом находился!), садилась за стульчик и внимательно наблюдала за ходом службы.
Умерла она на Пасху в 2006 году. Батюшка всегда отмечал, что на Пасху умирают люди только самые достойные.
В январе 1999 г. установили вагончик для богослужений. (Рис.3.2, 3.3)
29 марта 2001г. вышла статья в газете «Знамя юности». Называлась она «Рукотворное чудо в Мачулищах». В этой статье батюшка так рассказывает о событиях тех времён: «Белсвязьстрой» выделил нам строительный вагончик, мы его переоборудовали, сделали алтарь. Первое время собиралось человек 20, но потом стало набиваться столько народу, что к концу службы певчие просто плакали - очень было душно, к тому же летом вагончик накалялся от солнца, а зимой промерзал, хотя мы поставили в нём печку-буржуйку. Однажды, когда люди стали выходить со службы, какой-то парень решил их сосчитать - оказалось 52 человека! И действительно, было впечатление, что вагончик каким-то чудом расширялся - сейчас я захожу в него и не могу понять, как там вмешалось полсотни прихожан! Они сами стали говорить мне батюшка: «Батюшка, давайте церковь построим, хоть раза в два побольше нашего вагончика, своими руками и на свои средства». [1,С.6]
Батюшка с любовью называет наш вагончик - «мучеником», так как он горел (пожар случился уже в тот момент, когда вагончик использовался как подсобное помещение). Пожар был очень сильным. Чудом уцелели иконы. Были сомнения: стоит ли восстанавливать вагончик. Но в связи с нехваткой помещений, решено было отреставрировать его. Сейчас он обновлённый: красивый, чистый, аккуратный. В нём проходят занятия воскресной школы, репетиции церковного хора.
В период с 1999 г. по 2000 г. велось строительство небольшого храма вместимостью сто человек в основном на пожертвования. Строили церковь местные жители (в основном люди военные: офицеры и прапорщики).
Церковь построили из кирпича в плане прямоугольной с притвором-колокольней, на фронтальном фасаде - двухъярусное четвериковое башнеподобное сооружение (колокольня), накрытое высоким граненым шатром.
Над центральным объемом здания возведен большой четырёхсторонний купол, заканчивающийся маковкой. Крыша храма покрыта металлочерепицей красного цвета. Стены оштукатурены и побелены. (Рис.3.4.- 3.31)
Во время строительства велась летопись, записывал её художник, архитектор данного храма, а также строитель - Андрей Михайлович Мирончук. (Данная запись ведётся с его слов).
Приведем ниже лишь самые яркие даты из этой летописи:
1 день (29.10.1999 г.) - вбиты первые колышки, сделана разметка;
2 день (30.10.1999 г.) - произведена заливка фундамента;
7 день (4.11.1999 г.) - завоз материала;
9 день (6.11.1999 г.) - установка 1 бревна, установка креста (под храмом);
10 день (7.11.1999 г.) - сооружение первого венца;
16 день (13.11.1999 г.) - освещение креста (возле храма);
49 день (16.12.1999 г.) - установка на звоннице купола и креста;
71 день (07.01.2000 г.) - освящение колоколов. Первый колокольный звон!
В период с 21.01.2000 г. по 26.01.2000 г. стояли сильные крещенские морозы. Строительство временно было приостановлено.
99 день (04.02.2000 г.) - освящение купола и креста;
127 день (03.03.2000 г.) - привезли третий колокол;
135 день (11.03.2000 г.) - освящение третьего колокола, звон;
185 день (30.04.2000 г.) - Пасха. Первая служба в новом храме!
Выстроили церковь к Пасхе. Чтобы успеть, даже по ночам работали. Всё сделали сами - и здание возвели, и отделочные работы выполнили, и Царские Врата изготовили - с резьбой по дубу.
Так за полгода был выстроен замечательный, по-деревенски уютный храм. Андрей Михайлович Мирончук с радостью вспоминает эти дни. Показывает первые наброски-рисунки, эскизы этого храма.
Рассказывает с удовольствием о своем маленьком открытии. Длина храма с притвором составляет 15 метров. Точно такую же длину имел самый первый переносной храм - скиния. (Данные можно найти в «Ветхом Завете»). Об этом он узнал, когда строительство храма уже шло.
За время строительства храма было немало чудес! Люди трудились с энтузиазмом, бесплатно, во славу Божью.
03.08.2000 г. - открыли купол (внутри храма), ранее он был закрыт.
09.08.2000 г. - на престольный праздник освящены иконы и крест.
По ходу строительства появились спонсоры. (Рис.3.32, 3.33.) Покрыли крышу черепицей и обложили церковь кирпичом уже на их пожертвования.
«Я заметил, что люди военные с присущим им чувством патриотизма очень серьёзно относятся к восстановлению своей родины, а это неразрывно связано с восстановлением исконной веры» - утверждает батюшка, в своих воспоминаниях о строительстве храма.[1,С.6]
3.2 Житие святого великомученика и целителя Пантелеимона
Страдания Святого Великомученика Пантелеимона, Безмездного Врача (9 августа новый стиль)
Святой великомученик Пантелеимон родился в городе Никомидии в третьем веке и при рождении был назван Пантолеоном, что значит «лев во всем». Впоследствии первое имя было заменено другим - Пантелеимоном, что значит «всемилостивый». Церковь ублажает св. Пантелеимона как безмездного врача, милосердного целителя недугов душевных и телесных.
Пантелеимон был с детства воспитан в христианской вере, ибо мать его была христианка, она объясняла ребенку заповеди Господни и старалась внушить ему отвращение к язычеству. Но, к сожалению, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимон был еще ребенком, а отец его был усердный язычник. Он стал заниматься сыном, водил его в идольский храм, и уроки доброй матери изгладились из памяти дитяти.
Отец Пантелеимона, Евсторгий, отдал сына в школу, а потом поручил его знаменитому врачу Евфросину, чтобы он от него научился врачебному искусству. Юноша был очень умен и понятлив, и учитель вскоре так полюбил его, что брал всюду с собой. Он с ним посещал и дворец, ибо Ефросин был царским врачом. Императору Максимиану понравился красивый и умный юноша, и он повелел Евфросину заняться им со всевозможным старанием, потому что он желал иметь впоследствии Пантелеимона при себе. Под руководством славного учителя, юноша делал быстрые успехи в науке и в скором времени превзошел всех товарищей своих.
Пантелеимон ходил каждый день к учителю своему, дорога его шла мимо бедного домика, в котором жил престарелый христианский священник по имени Ермолай. С ним жили и некоторые другие христиане, скрываясь от язычников, потому что в это время христиан преследовали.
Святому старцу полюбился Пантелеимон. Он однажды пригласил его войти к себе в дом и тут вступил с ним в разговор:
- Ты, добрый юноша, какой держишься веры? - спросил старец.
- Когда мать моя была жива, то учила меня своему закону, и я очень полюбил веру христиан, но отец воспитывает меня в эллинской вере, ибо желает, чтобы я служил во дворце царя нашего.
Ермолай стал говорить ему о Боге истинном, о благости Иисуса Христа, о чудесах, которые Он творил, будучи на земле, о том, как Он единым словом Своим исцелял больных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых.
Слова старца напомнили Пантелеимону поучения доброй матери, которая так часто говорила ему о Господе. Он слушал его со вниманием и, полюбив наставления его, стал каждый день заходить к нему.
Однажды, возвращаясь от учителя своего, Пантелеимон увидел на дороге ребенка, ужаленного ядовитой ехидной (змеёй) и лежавшего мертвым. Первым чувством его был испуг, потому что ехидна живая лежала близ ребенка, но потом, вспомнив, что говорил ему старец о благости и могуществе Божием, он обратился с молитвой к Господу Иисусу Христу, призывая Его святое имя и всесильную помощь, и вдруг ребенок проснулся как бы от глубокого сна. Это чудесное событие довершило начатое. Пантелеимон уверовал всей душой. Радуясь и благодаря Господа, он поспешил к Ермолаю, рассказал ему о случившемся и просил у него святого крещения.
Сделавшись христианином, Пантелеимон молил Бога, чтобы и отец его уразумел истину, ибо очень любил отца своего и жалел о том, что он еще язычник.
Пантелеимон уже сделался известным врачом, и многие больные обращались к нему за помощью. Однажды привели к нему слепого, который рассказал, что его уже лечили все врачи в городе, но не сделали ему никакой пользы. «Я только растратил на них почти все имение мое, - говорил несчастный, - но охотно дам тебе, что у меня осталось, если ты исцелишь меня».
Он подошел к слепцу и, коснувшись глаз его, сказал: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, говорю тебе: прозри». И в ту же минуту глаза слепого отверзлись, и он стал видеть. Пораженные этим знамением силы и благодати Божией, и Евсторгий, и бывший слепец уверовали в Господа. Пантелеимон повел их к Ермолаю, который, научив их закону христианскому, окрестил их во имя Пресвятой Троицы.
Вскоре после этого Евсторгий скончался, оставив сыну очень богатое наследство. Пантелеимон тотчас же освободил всех своих рабов, наградив их щедро, а имение свое стал раздавать неимущим. Он ежедневно посещал заключенных, больных, несчастных и помогал им. Господь дал ему силу целить всякий недуг именем Своим: ни один несчастный не уходил от него, не получив облегчения и помощи, больные стекались к нему во множестве и весь народ славил искусного и безмездного врача Пантелеимона. Это возбудило зависть прочих врачей.
Наблюдая беспрестанно за его действиями, они узнали, что он часто посещает темницы, где в то время содержалось множество христиан, что он исцеляет их болезни, помогает им деньгами и сам верует во Христа. Они поспешили принести на него жалобу императору Максисиану. Вслед за тем, и в подтверждение своих слов, они привели к царю слепца, исцеленного Пантелеимоном.
Царь начал убеждать бывшего слепца поклониться богам. Но, ни увещевания ни угрозы, ни самые мучения не могли склонить его к отречению от Господа Иисуса Христа. Наконец царь, исполнившись ярости, осудил его на смертную казнь. После этого царь велел призвать к себе Пантелеимона. Пантелеимон мог легко догадаться, какая участь ожидает его, мучения, и смерть за имя Христово не страшили его.
Вслед за этим Пантелеимон, чтобы доказать царю ложность богов, предложил ему принести неизлечимо больного и призвать жрецов, чтобы они умолили богов исцелить его. Так и сделали. Языческие жрецы напрасно умоляли богов за больного, который тотчас же выздоровел, когда Пантелеимон призвал над ним имя Господа Иисуса Христа.
Видя это чудо, многие из присутствовавших уверовали в Господа, но благодать не коснулась сердца царя.
Тогда царь велел предать Пантелеимона мучениям: железными острыми орудиями терзали тело его, потом опаляли раны огнем. Мучитель приказал ввергнуть святого в котел с кипящим оловом: святой остался невредим. Приписывая это волшебству, Максимиан велел привязать ему к шее тяжелый камень и бросить его в море. Но Господу угодно было показать на нем силу и благость свою: мученик остался жив и невредим, хранимый среди опасности всесильной десницей Божией.
Царь решился отдать Пантелеимона на съедение зверям. Приготовили за городом позорище, весь народ в назначенный день столпился смотреть, как лютые звери будут терзать юного христианина. Выпустили на Пантелеимона лютых зверей, но Господь опять оказал ему помощь свою. И, как некогда для Даниила, заградил и для Пантелеимона уста свирепых зверей, сделав их кроткими, как агнцы. Они не повредили христианину, а ласкались к нему и лизали его ноги. Многие, видя это, восклицали: «Велик Бог христиан!» Все это усиливало гнев Максимиана. Он предал смерти тех, которые дерзали славить Христа, а для Пантелеимона придумал новое мучение: он велел привязать его к колесу, покрытому острыми лезвиями, но, хранимый Богом, юноша остался невредим. Царь, видя, что ничем нельзя склонить Пантелеимона к отречению, велел жестоко бить его и потом казнить мечом. Когда пришли на место казни, его привязали к масличному дереву. Воин опустил меч над ним, но меч не повредил мученику, не кончившему еще молитвы своей. В это время был голос с неба, называвший мученика Пантелеимоном, до сих же пор он был известен под именем Пантолеона. Мученик, помолившись, велел воинам совершить казнь. Когда казнь была совершена, то вдруг масличное дерево покрылось плодами сверху донизу. Многие из присутствовавших при этом уверовали. Царь повелел срубить масличное дерево и сжечь тело Пантелеимона, но оно осталось невредимо в огне. Христиане похоронили благоговейно тело святого великомученика и, описав житие и кончину его, послали это повествование святым Церквам, да вечно чтут память его. Это было в 305 году. На Святой Горе Афонской находится монастырь святого Пантелеимона, в котором хранится часть его мощей. [2,С.131] Этот монастырь был издревле населен преимущественно русскими. [12,С.24]
3.3 Настоятель храма
О детстве отца Георгия мы знаем из личной беседы.
Отец Георгий родился 14 ноября 1953 года в п. Инжавино Тамбовской области.
Его мама Распопова Зинаида Дмитриевна работала учителем физики и математики. Она была директором школы до того момента, когда отважилась помочь священнику. В те времена за такие добрые поступки людей наказывали. Священник из их посёлка попросил у директора школьную лошадь, чтобы привезти дрова для храма. Мама нашего о. Георгия разрешила воспользоваться лошадкой и повозкой, после чего её сняли с поста директора. Далее она работала простым учителем.
Папа о. Георгия, Распопов Николай Степанович, работал заведующим Домом Культуры. Это был человек очень творческий. Организовывал интересные культурные мероприятия. Очень к нему тянулась молодёжь.
С детства батюшке прививали любовь к музыке. Он окончил музыкальную школу по классу «баян».
Батюшка вспоминает: «В детстве помню, как бабушка ходила в храм. Старушки из нашего посёлка ничего не боялись. Нам, ребятишкам, разрешалось заходить в церковь на Пасху. Помню, как ставил свечи в старинном храме, который был украшен деревянной резьбой. Это был храм в честь св. Архистратига Божьего Михаила».
У бабушки о. Георгия было много икон в доме. На вопрос «были ли в роду священники?»
батюшка ответил: «Может быть. Но все скрыто. Никто мне ничего не рассказывал».
В школе батюшка учился хорошо. Любимыми предметами были математика и физика. И сейчас, если спросить у батюшки школьный материал по физике, он с лёгкостью, без запинки, всё ответит.
После школы отец Георгий поступил в Тамбовское высшее лётное училище. Далее началась служба Родине. В одной книге мы нашли интересную мысль, что служба в армии, приравнивается к службе Богу. Вот как много лет уже наш батюшка служит Богу!
В
журнале «Армия» в рубрике «Судьба человека» мы нашли
статью старшего лейтенанта Константина Гагарина «От бомбардировщика к вере». Некоторые положения этой статьи хотелось бы отметить полностью.
Когда встал вопрос о назначении настоятелем храма в г.п.Мачулищи (ещё тогда не построенном), Патриарший Экзарх Беларуси митрополит Филарет уже знал, кого рекомендовать на это место. Так бывший военный лётчик стал церковнослужителем в посёлке, который справедливо считают авиационным.
Отец Георгий - небольшого роста, густая и короткая бородка, опрятная причёска. Лицо светится вниманием к собеседнику, голубые глаза - живые и добрые.
… Из военной авиации майор Распопов списался в Семипалатинске, где дослужился до командира стратегического корабля Ту-95ВП-021. Время было такое, что всё рушилось, всё разваливалось и обесценивалось. Наверное, надо быть лётчиком, чтобы понять, что значит потерять небо…
Писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» писал, что «когда всё трещит и шатается, каждый страстно ищет веры, которая сулила бы ему полноту души».
Когда Георгий Распопов оказался в Минске, он не смог обрести спокойствия. Душа жаждала умиротворения. Майор запаса долго не находил, чем заполнить свою осиротевшую без полётов жизнь. И страстно искал себя и свою веру. Он трудился «на гражданке», но видимо, слишком огромная была внутри бывшего лётчика пустота, чтобы можно было занять её обыденной работой.
Поиск веры был тернистым. Не сразу Георгий Распопов обрёл православную веру, на его пути встали и кришнаиты, и адвентисты, и баптисты. Смущало будущего священника то, что все они весьма недоброжелательно относились к православию. Это и подтолкнуло Георгия Николаевича зайти в православный храм: хотелось посмотреть, понять, что же так пугает в церкви кришнаитов и евангелистов.
Когда Георгий Распопов впервые приблизился к Петро-Павловскому собору в Минске, ему вдруг захотелось перекреститься перед деревянным крестом у входа в храм. Если бы знал он тогда, что этот крест - ключ к его вере, первая капля утешения в шумном море страстей.
Вскоре Георгий Николаевич ушел с хорошо оплачиваемой и уважаемой работы в райисполкоме и устроился обыкновенным сторожем в том же Петро-Павловском соборе.
Однажды с ним произошло маленькое чудо. Во время строительных работ он, предельно уже уставший, измождённый, буквально двумя пальцами перенес обломок тяжеленной шпалы.
Поставил её у стены и только тогда опомнился… Попробовал ещё раз взять его двумя пальцами - шпала даже не шевельнулась: кусок был настолько тяжёл, что его и двумя руками приподнять было трудно…
- В храме производили ремонт. Я чувствовал, что не просто таскаю кирпичи да камни. Я ощущал себя участником великого восстановления веры своего Отечества. Это покажется, может быть непонятным, но именно тогда я почувствовал себя и истинным защитником своей земли - рассказывал отец Георгий корреспонденту.
На словах, на бумаге - очень сложно объяснить, как и почему кто-то решает отдать себя служению Христу. Путь к священническому сану - не только восхождение человека к Богу, но и сошествие Его к этому человеку. Поэтому, когда перед бывшим командиром ядерного бомбардировщика встал выбор между мирской и духовной жизнью, был он формальным, вернее выбора уже не было, ибо Георгий Распопов уже был выбран. Осталось только дать самоотчёт и осознать свою ответственность…
Сторож Распопов стал пономарем, затем дьяконом и, наконец, священником.
Какое прекрасное слово - призвание… Чистое и высокое. Когда мы говорим: «он нашёл своё призвание», то имеем ввиду, что человек обрёл себя самого в любимом занятии, отдаётся ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, как ремесленник, а из любви к творчеству, созиданию, людям…
Нам думается, что о. Георгий нашёл своё призвание.
Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. В основе всех трёх служений лежит любовь. Без живого сострадания к людям, без благоговения перед бессмертной человеческой душой, без интереса к человеческой личности и думать нельзя о служении учителя, врача, священника.[5,С.25]
Интервью с иереем Георгием, настоятелем храма Святого Великомученика Пантелеимона в посёлке Мачулищи:
- Скажите, батюшка, в каком году Вы отслужили самую первую службу в Мачулищах?
- Это произошло в ноябре 1998 г., на Дмитровскую родительскую Субботу. Служба (панихида) проходила в помещении ГДО. Вскоре появился так называемый «вагончик», в котором уже шли регулярные службы.
- Скажите, сколько людей строило нынешний храм?
- Храм строят не только строители, которые непосредственно возводят здание. Храм строят «всем Миром», Все те люди, кто хоть чем-нибудь помог, могут считать себя строителями храма. Если ты опустил в скарбонку немного денег, вот уже и ты являешься строителем храма; пришёл помочь убрать мусор - можешь тоже считать себя строителем храма.
- Правда ли, что нынешний храм построили всего за полгода?
- Начали строить в октябре 1999г., и уже на Пасху в нём отслужили первую службу. Строили этот храм не профессиональные строители, а все кто мог и хотел, чтобы в Мачулищах был свой храм. В основном это были офицеры и прапорщики, и просто люди, которые в своё свободное время приходили на стройку и помогали, кто, чем могли.
- Что лично Вам запомнилось при строительстве храма?
- Так как строили храм непрофессионалы, то мы делали много ошибок по незнанию всех тонкостей строительного дела. Вот, например, во время закладки фундамента нужно было заполнить определённую прослойку песком. Шёл сильный дождь, и мы целый день таскали туда мокрый песок, а оказалось, что так делать нельзя. Пришлось нам его (песок) оттуда убирать, просушить, и только потом засыпать в фундамент. Вот ещё пример. Когда пришло время делать крышу, никто не знал, как правильно сделать «конёк». Пришлось ходить по деревне, спрашивать, искать того, кто знает, как это делается.
- Может быть, Вы вспомните какие-нибудь интересные моменты, чудесные явления за время вашей службы?
- Однажды, еще, когда храм строился, женщины-прихожанки принесли еду строителям и вдруг увидели, что прямо над строящимся храмом стоит Крест, который затем постепенно начал двигаться, как бы описывая круг над храмом. Это Чудо тогда видели все, кто находился на стройке.
- Приведите, пожалуйста, если можно, пример чудесной помощи св. Великомученика Пантелеимона кому-нибудь из наших прихожан.
- Таких случаев много, но не обо всех можно говорить. Ну, вот был такой случай. У одной супружеской пары долго не было детей, и они приходили в храм, молились и просили, чтобы св. вмч. Пантелиемон ходатайствовал за них перед Богом. И вскоре, действительно, у них появился ребёнок, а затем и ещё один.
- Новый большой храм тоже будет назван в честь великомученика Пантелеимона?
- Конечно. В 2000 г., в ноябре, Владыка Филарет закладывал капсулу и краеугольный камень, где написано, что храм сей будет назван в честь св. великомученика Пантелеимона.
- Новый храм тоже, наверное, будут украшать цветники. А какие цветы Вы больше всего любите?
- Когда я был моложе, очень мне нравились красные цветы, любые красные цветы, а сейчас почему-то больше нравятся белые.
- Скажите, а какую книгу из вашего детства Вы бы посоветовали нам прочитать?
- Как и любому мальчишке, мне нравились книги приключенческие. С удовольствием читал книгу А.Дюма «Три мушкетёра».
- В какие игры Вы играли, когда были маленьким?
- Как и многие мальчишки больше всего любил играть в футбол.
- А есть ли у Вас сейчас какие-либо увлечения, то, что в миру называется хобби?
- Большой теннис. И очень люблю рыбалку.
- Скажите, батюшка, а откуда иконы в нашем храме?
- В основном иконы писали в Свято-Елисаветинском монастыре, в Новинках иконописец Алексей и иконописец Андрей. Для нового храма иконостас пишет Павел Жаров.
- А сколько должно быть колоколов на звоннице?
- Обычно должно быть 8 колоколов по какой-нибудь определенной гамме и 4 подзвонника. Где-то 12 колоколов.
- А что будет в нынешнем храме?
- Будет крестильня.
- Планируется ли строительство Воскресной школы?
- Да. Существует даже два проекта Воскрестной школы, которая будет находиться здесь же, на территории Храма.
3.4 Деятельность прихода
При храме уже много лет существует воскресная школа. Директором школы является Вознесенская Галина Владимировна. Учителя Воскресной школы - это прихожане храма (в основном те, кто имеет педагогическое образование). Ребята делятся на несколько групп (младшая, средняя, старшая). В расписании воскресной школы стоят такие уроки: «Закон Божий», «Житие святых», «Старославянский язык», «Творческая мастерская», «Церковное пение». Все занятия проходят в тёплой дружеской атмосфере. К большим церковным праздникам дети со своими учителями готовят концертные номера, театральные представления, выставки своих творческих работ, поздравительные газеты.
Участвуют ребята и в акциях милосердия. К Рождеству Христову, к Пасхе, ко Дню Победы пожилым, одиноким людям, детям из многодетных семей, инвалидам собираются небольшие подарочки.
В летнее время при храме действует детский православный лагерь. Ребята принимают участие в различных поездках по святым местам Беларуси; играют, узнают для себя что-то новое, отдыхают на природе; в общем, с пользой для себя проводят время. Так, летом 2009 года детям запомнилась поездка на рыбалку вместе с настоятелем храма - о. Георгием.
Сплачивает прихожан нашего храма и поездки по святым местам не только по Беларуси, но и по России. Побывали прихожане и на острове Валаам (Карелия), и в Оптиной Пустыне, и в Дивеево. В Беларуси были и в Полоцке, и в Турове, и в Жировичах, и в Слониме, и в Проще, и у Иоанна Кормянского, в Лагойске, в Свято-Елисаветинском монастыре в п. Новинки и др. святых местах.
Запомнился прихожанам на острове Валаам визит греков. С Афона на вертолёте греками была доставлена
чудотворная икона «Всецарица». Прихожане нашего храма имели чудесную возможность приложиться к этой иконе.
Памятным был визит французов Кедровых (отец и сын). Кедровы - авторы замечательных церковных песнопений. На память о себе они оставили мачулищанским прихожанам ноты со своими произведениями. (Рис. 3.34.)