Введение
На вопрос: «Актуальна ли в наше время любовь к своей Родине, интерес к её прошлому, к её добрым традициям?» Наверное, каждый ответит «да». Задумаемся над смыслом слова Родина.
Родина-мать - это земля, породившая и взрастившая нас. Родина - это земля, роднее которой нет и быть не может. Родина - это земля моей семьи, моих родных, моих родичей, моих предков, которые из поколения в поколение с любовью, самоотвержением, а главное, верой трудились и молились на ней.
Родина.… Любить её - значит ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Люби свою Родину - и она подаст тебе силу, хотя бы ты был слаб. Одинокого она окружит друзьями и соратниками. Испытывающему скудость дарует изобилие, человека незначительного и маленького сделает благородным и знаменитым. Пока мы с ней, с её скорбями и трудностями - мы счастливы, ибо разделяем её судьбу и имеем единство со своим народом. А если останемся без неё и вне её - то жизнь, даже самая изобильная и привольная, станет бесцветной и призрачной, ибо второй Родины обрести невозможно…. Эти рассуждения священника Владимира Артемьева нам очень близки, мы разделяем его мнение о понятии «Родина».[ 4,С.61]
Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть - вот те составляющие душевных качеств, без которых человек не имеет права считать себя личностью.
Вот и мы задались вопросом: «А что мы знаем о своей Родине, о своей земле, о своей вере?»
Решено было начать исследование, заняться краеведением. Объектом изучения мы считаем «прошлое, настоящее и будущее православных традиций г.п. Мачулищи».
Тема исследования:
«Христианская летопись глазами детей. Прошлое, настоящее, будущее г. п. Мачулищи».
Цель исследования:
- сбор и анализ информации об истоках и духовных традициях г.п. Мачулищи.
Задачи исследования:
- проверить гипотезу о том, что ранее на территории д. Мачулищи существовал храм;
- собрать как можно больше информации о христианском прошлом г.п. Мачулищи;
- познакомиться с архитектурой новых храмов в г.п. Мачулищи;
- изучить житие святых, в честь которых были названы храмы в г.п. Мачулищи;
- установить связи с настоятелем храма, прихожанами;
- обобщить данные исследования и сделать вывод.
1. Теоретические сведения о краеведении
Смело заглядывать в своё будущее мы можем только тогда, когда хорошо знаем своё прошлое, изучаем наследие, оставленное нам нашими предками, стремимся научиться на чужих ошибках, дабы самим «не набить шишки».
Краеведение вот уже три столетия развивается и процветает. Основной метод краеведения - сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и других данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйстве и культурном развитии.
Краеведение имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветительское значение [3,С.296]
В документе «Программа сотрудничества Министерства культуры РБ и Белорусской Православной Церкви в области культуры и творческой деятельности, охраны, восстановления и развития исторического и культурного наследия» от 22 марта 2004 года подчёркивается в пунктах 12, 15 актуальность церковного краеведения. Поднимается этот вопрос с целью развития и расширения творческих способностей у детей; планируется создание условий для приобретения ими навыков краеведения с привлечением специалистов соответствующего профиля.
Православное краеведение прочно входит в школьную жизнь. Краеведение - уникальная дисциплина, соединяющая в себе многие компоненты. Знание своего края, своей малой Родины, своих героев делает детей лучше, добрее, светлее.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как собирать краеведческий материал?
Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я - мой посёлок, мой город, мой край, мое Отечество»).
Нельзя не сказать о полезности встреч со священнослужителем. Когда слушатель замирает от проникновенной беседы батюшки, когда на глаза наворачиваются слёзы, когда задеваются неведомые тонкие струны души, тогда хорошо понимаешь, осознаёшь значимость и важность таких встреч.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п. (Рассуждения учителя) [6,С.32.]
Нам важно осознать свою сопричастность не только к семье, классу, школе, но и к родному посёлку Мачулищи, родному городу Минску, родному белорусскому государству. Мы думаем, что это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
Сосны, словно великаны,
К небу ветви протянули.
Не влекут меня чужие страны,
Все мечты сейчас мои уснули.
Я любуюсь родиной моею!
Ей стихи в душе своей слагаю.
Красотой её я сердце грею,
И Мачулищи свои не забываю!
(Мелёхин.А.- уч.9 класса, 2007)
Мачулищи.
Есть одно местечко в Беларуси,
Родиной моею называется.
Пролетает над рекою пустельга,
И поля с хлебами расстилаются.
Я любуюсь родиной моею!
Ей стихи в душе своей слагаю.
Красотой её я сердце грею,
И Мачулищи свои не забываю!
(Мелёхин.А.- уч.9 класса, 2007)
2. Христианское прошлое г.п. Мачулищи
2.1 Странички летописи г.п. Мачулищи
В 15 км от г. Минска по направлению к г. Слуцку находится посёлок городского типа Мачулищи.
Этот населённый пункт, жители которого были издревле православными, насчитывает пятисотлетнюю историю.
Мачулищи - поселок городского типа Сенницкого сельского совета. Это название идет от слов «мачыла» или «мачула», что означает пруд для замочки льна, конопли, бочек.
В 1590 г. Мачулищи представляли собой село-поместье Гатово. Оно являлось шляхетской собственностью.
В 1600 г. Мачулищи - это владение И.С.Корсака.
В 1791 г. Мачулищи - село-поместье Гатово Минского прихода, владение католической церкви.
В 1800-1815 г.г. - село, владение Минского женского Бернардинского монастыря. В него входило 24 двора, 188 жителей.
Сведения о Бернардинском монастыре (ныне Святодухов Кафедральный собор). Здание собора построено в 1633-1642 г. в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. В 1642 г. на месте сгоревшего деревянного костёла при монастыре бернардинок стало строиться новое каменное здание в стиле «виленского барокко». В 1687 г. костёл был освящён в честь сошествия Святого Духа на апостолов, а в 1741 году здание пришлось снова реконструировать после пожара. В 1866 г. монахини были переведены в г. Несвиж, а монастырь - теперь уже мужской - передан православной церкви. После реконструкции и возведения иконостаса монастырский храм был открыт и освящён уже как кафедральный собор Святого Духа.
В 1813 г. в д. Мачулищи на кладбище был построен первый храм - униатская церковь и освящена в честь
великомученика Дмитрия Солунского.
В 1841 г. этот храм приписали к приходу посёлка Гатово.
К 1841 г. к приходу п.Гатово были приписаны следующие храмы:
в д. Тростинец - Свято-Николаевская церковь, деревянная;
в д. Пашковичи - Свято-Троицкая церковь, деревянная;
в д. Острова - Свято-Покровская, деревянная;
в д. Михановичи - часовня в честь Архистратига Михаила, деревянная;
в д. Мачулищи - храм в честь Дмитрия Солунского деревянный, 1813 г. (11,15).
Так как из вышесказанного мы видим, что д. Мачулищи всегда относилась к Гатовскому приходу, нам интересна информация и о п. Гатово, и храме, который там находился.
Самостоятельная церковная история Гатово начинается лишь с середины 18 века, когда там была построена воеводою Служкою униатская Свято-Духовская церковь. Но в связи с тем, что Гатово упоминается ещё до принятия в 1596 году Брестской церковной унии, можем заключить, что жители его были православными.
В 1839 г., после Полоцкого церковного собора, провозгласившего упразднение унии, церковь в Гатово становится православной. На 1840 г. в клировой ведомости упоминается, что храм был деревянным с колокольней и одним престолом. При нём имелись, три уволоки земли (пожертвованы в 1765 г.), дом для священника со всеми постройками.
Настоятелем числился священник Виктор Антонович Поповский, который происходил из духовного сословия и окончил униатскую Духовную семинарию в Жировичах в 1840 году по второму разряду. Рукоположен во священники 6 апреля 1840 года.
В 1859 г. - церковь капитально отремонтировали.
21 ноября 1879 года церковь сгорела.
В 1887 году - построили и освятили новый храм, на месте сгоревшего. С 11 февраля 1911 года настоятелем служил священник Илларион Илларионович Пастернацкий, выпускник Минской Духовной Семинарии.
В 1917 году храм закрыли. Перед Великой Отечественной войной храм разобрали. Только в 1997 году Гатовская община возобновила свою деятельность. 1 января 2005 г. храм был построен и освящён.
В 1897 г. Мачулищи - село Сенницкой области, в него входило 55 дворов, 359 жителей, хлебозавод, приписная церковь, школа письменности.
В 1901 г. храм капитально отремонтировали. Из Клировой ведомости Минского уезда за 1901 г. известно, что храм был деревянный с колокольней, на которой имелись два колокола.[14,С.25]
В 1917 г. село Мачулищи уже содержало 87 дворов и 538 жителей.
Как и большинство церквей Беларуси, с приходом советской власти храм разрушили. По воспоминаниям жителей посёлка, церковь снесли в 1937 году.
Иконы разобрали по домам местные жители.
На 1997 г. в Мачулищах стало 208 дворов и 8.208 жителей. Имеется средняя школа, амбулатория, комбинат бытового обслуживания, столовая, отделение связи, сберкасса, магазин и т.д.
На 2006 г. В Мачулищах проживают 10576 человек.
Старожилы утверждают, что название села Александрово, с Мачулищами это одно целое, происходит от имени дочери князя Радзивила, который подарил ей три имения: Дубки, Цесина, Александрово. Александра была высокообразованным человеком, и поэтому заботилась о будущем своих владений. В Англии были закуплены элитные сорта хвойных деревьев (ель, сосна), и засажена практически вся территория села.
Мачулищи входят в Ошмянско-Минский геоботанический округ. В пределах Минского района вересковые сосняки составляют всего 4,7% сосновой формации.
Природный комплекс заказника размещается в зоне активного хозяйственного освоения. В структуре растительного заказника преобладают высоковозрастные (60-110 лет) вересковые боры, которые обладают высочайшими эстетическими и защитными свойствами: являются носителями уникальной дэндрохронической информации. Наш лес выполняет исключительно важные средозащитные функции. Под ним находится большое подземное озеро, что способствует благоприятному росту деревьев.
В процессе роста военного городка - деревья вырубались, остался небольшой клочок леса, который сделали заказником.
В дальнейшем планируется создание соколиного заказника, в связи с тем, что редкий сокол-пустельга поселился в сосновом бору в Мачулищах.
Здесь, в сосновом бору, находится локальное поселение пустельги, состоящее из 6-8 пар. Гнёзда располагаются в кронах сосен. По предварительным данным, это единственная колония пустельги в Минской области. Данная птица занесена в красную книгу РБ.
2.2 Житие святого великомученика Дмитрия Солунского.
Первый храм в д.Мачулищи был освящён в честь великомученика Дмитрия Солунского.
Освящение храма состоялось в 1813 году. Интересно то, что святой Дмитрий Солунский является покровителем православных воинов и армии. Случайно ли это? Ведь в дальнейшем, мы знаем, в Мачулищах будет базироваться военная часть. Сам посёлок будет носить статус военного гарнизона.
Также к святому Дмитрию Солунскому обращаются в своих молитвах о прозрении очей, о защите от нашествия иноплеменных и иноверных. День памяти святого великомученика Дмитрия Солунского отмечается в православном календаре 8 ноября.
Далее мы приводим некоторые сведения из жизни св. Дмитрия.
Великомученик Дмитрий Солунский был сыном правителя города Солуни, или Фессалоник. Родители его тайно веровали во Христа и молились о даровании сына. Сын родился, они и его научили вере и тайно крестили. После смерти отца Дмитрий стал проконсулом Солунским, и император Максимиан приказал ему очистить город от христиан. Святой же вместо того начал сам явно исповедовать Христа и учить всех вере в Него. Узнал об этом император и, приехав в Солунь, призвал Дмитрия к себе. Св. Дмитрий уже приготовился к смерти постом, молитвой и раздачей имения бедным. Представ перед императором, он обличил его в нечестии и был заключён в темницу. Здесь святой видел ангела, который показал приготовленный ему мученический венец. Из темницы он благословил молодого христианина Нестора, который, видя, как царский боец Лий убивал много христиан на любимых царём побоищах, бросая их с высоты на острые копья, решил выйти против этого бойца. Дмитрий, благословив Нестора, сказал ему: «Ты победишь Лия, но будешь замучен». Так и случилось, Нестор, призвав имя Христово, победил Лия и бросил его на острые копья, и после этого был казнён. Царь, узнав, что св. Дмитрий благословил Нестора, воспылал гневом и осудил и его на такую же смерть, какой умер любимый его боец. Воины копьями закололи его в темнице в 306 г. Над гробом св. Дмитрия был построен храм, и здесь совершались многие чудеса. При перестройке церкви мощи св. Дмитрия обретены нетленными, источавшими миро, почему он называется Мироточивым. Часть главы и мира от мощей св. Дмитрия хранятся на Афоне, в Ватопедском монастыре; так же есть часть мощей в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря, а также в Ксенофском монастыре и других местах. В субботу перед днем святого великомученика Дмитрия, называемую Дмитровской, совершается поминовение усопших воинов и вместе с ними и всех православных христиан. Установлено оно со времени
великого Московского князя Дмитрия Донского, который, одержав славную победу над татарами на Куликовом поле, совершил в Троице-Сергиевой лавре поминовение павших на брани воинов. [7,С.265]