А.Лимаров
Мотивом написать эту статью стала находка редкой видовой открытки, выпущенной белгородским издателем
А.Вейнбаумом Приоритет открытия фотографии принадлежит Западной Европе в 1839 году, но уже через полгода первый дагерротип (названный по имени изобретателя Жака Луи Дагера) появляется в Москве, а в 1842 году открывается фотографический кабинет в Санкт-Петербурге. Сложность изготовления фотоснимков требовала от первых фотографов не только солидного начального капитала, но определенных навыков и знаний в области химии и оптики. Получение фотографических карточек было доступно только лицам определенного статуса и обеспеченности. Сам же процесс съемки начинался за 10-15 минут до размещения посетителей перед объективом камеры с изготовления "мокрых" пластин, на котороые потомпроецировалось изображение. Кресла посетителей имели едва заметные держатели для головы, для четкой фиксации и исключения размытия изображения, т.к выдержка съемки была довольно длительная. Первые фотографии требовали обязательной ретуши. Ретуширование было не только техническим для исправления огрехов, но и носило художественный характер. Постепенно размеры камеры уменьшались, и ее стало возможно использовать за пределами салона. Развитию документальной съемки способствовало и разрешение на изготовление бланков "открытых писем" - открыток с изображением видов городов, местечек и событий.
Так зарождалась важнейшее направление фотографии - репортажная съемка. События в жизни царствующих особ, репортажи с театра военных действий и сцены мирной жизни стали массово публиковать на страницах популярных и доступных журналов "Нива" и "Вокруг Света" и др.
БЕЛГОРОДСКИЕ ФОТОРЕПОРТАЖИ
По всей видимости, первым известным белгородским репортажем является сцена на перроне вокзала. Дата этой фотографии неизвестна и, как и ее сюжет, еще ждет своего исследования.
Поводом для фоторепортажа из уездного города должно быть неординарное событие, и выявление таких снимков - огромная удача.
Приезд императора Николая II в Белгород в 1904 г.
Похороны городовых А.Асеева и М.Гайдученко, погибших в Белгороде в мае 1910 г.
Революционным в области фотографии стало открытие бромжелатиновой эмульсии. Это позволило изготавливать пластины в промышленном масштабе, задолго до процесса фотографирования. К концу 19 века в арсенале фотографов были пластины различной чувствительности, а изобретение кассеты пластин в сочетании с достижениями оптики объективов, позволило осуществлять быстрое визирование и подготовку фотграфического аппарата к съемке и получения снимков с минимальной разницей по времени.
Собственно это достижение и иллюстрирует находка, заявленная в начале статьи. Тематически сюжет связан с торжествами прославления Иоасафа 4 сентября 1911 года в Белгороде.
Вторая открытка выпущена большим тиражом и хорошо известна любителям истории Белгорода. А первая сделана с этого же ракурса, но буквально за полминуты до известной.
Дымка на второй открытке - это пыль, которая поднялась от крестного хода. Надо сказать, что пыль стала бедствием в те сентябрьские дни. Вот как описывал в своем репортаже это явление корреспондент столичной газеты "Петербургский листок":
"2 сентября. Белгород в пыли. Пыль мелкая. Лежит она в Белгороде слоями решительно по всем улицам, густыми облаками переносясь с места на место, покрывая все - одежду, и обувь, и лицапепельным налетом".
Находка позволяет детально рассмотреть дом на дальнем плане. Уже через год у дома появится новый хозяин - купец Пивоваров, который перестроит его под театр "Орион".
Проект здания купца Пивоварова
Фоторепортажи прославления Иоасафа Белгородского в сентябре 1911 г. - это отдельная тема, которой будет посвящена вторая часть статьи.