В продолжение прошлого поста про кэш, то имеет смысл сравнить корпоративный кэш + банковский к номинальному ВВП. Достаточно символично, что минимальное историческое отношение было достигнуто за 1 квартал до кризиса, т.е. в июне 2008 - всего 6% от ВВП. Сейчас 20% - в 3.5 раза выше минимума и в 2.5-3 раза выше докризисной нормы. В абсолютном выражении 2.9 трлн против 800-900 млрд перед кризисом.
Такой (не побоюсь этого слова) адский навес наличности имеет, как плюсы, так и минусы. Для банков плюс в том, что банковская система стабилизируется, она становится менее рискованной и более устойчивой. Теоретически это позволит пережить самые худшие времена, как набеги вкладчиков, так и списания по кредитам. Минус для банков, что деньги не работают, не приносят прибыли.
Для корпораций плюс в том, что существует потенциал для инвестиций без привлечения кредитных линий, есть возможность для выплаты бонусов и дивов, есть шанс скупить конкурентов, погасить долги и разумеется возможность пережить негативную экономическую конъюнктуру.
Это в абсолютном выражении
Для экономики избыточно большой кэш конечно плох. Когда банки не кредитуют, компании не расширяют свою деятельность, не производят инвестиций и не повышают зарплату, то говорить о росте экономики просто бессмысленно. Можно философствовать, а нужен ли вообще рост экономики и делает ли он людей счастливее или же только лишает свободы, когда ценой текущего потребления люди ограничивают свое будущее и текущую свободу? Человек, взявший кредит по определению теряет независимость.
С другой стороны
большой кэш, если найдется на тот самый эфемерный драйвер для роста экономики, то этот кэш может выступить мощнейшим триггером для роста, когда банки опять начнут кредитовать, а корпорации производить инвестиции. Это все сказки, теории. Но даже если это и произойдет, то номинальный ВВП вырастет -спору нет, но реальный ВВП? Это вопрос, потому что инфляция ускорится так, что мало не покажется и никакие 0% ставок от ФРС речи не идет.
Но, во всяком случае, данный момент по своему уникальный. Еще никогда, по крайне мере, с момента начала ведения статистики объем кэша у банков и корпораций не был столь высок. Ни банки, ни корпорации НЕ верят в восстановление экономики. Аналитики, СМИ, политики, стат.ведомства могут говорить все, что угодно, но если менеджмент копит наличность, то свидетельство о беспрецедентной слабости экономики. Нет никакого восстановления. Менеджмент лучше нас сечет ситуацию, они голосуют своим местом и потенциальной прибылью и если не видят потенциала прибыли, то не будут снижать кэш.