Персоналии Брессон, Робер
Bresson Robert
Французский режиссер. Родился 25 сентября 1901 г., умер 22 декабря 1999 г.
Прежде чем заняться кинематографом, Брессон получил литературное и философское образование и собирался стать живописцем. В кино с начала 30-х, был ассистентом режиссера у
Рене Клера, затем автором диалогов второразрядных фильмов. Дебютировал в качестве сценариста в несвойственном ему жанре комедии ("Внешние сношения", 1934). Во время войны служил в армии, полтора годы провел в немецком плену. Вернувшись во Францию, Брессон дебютирует в качестве режиссера. Ему стоило немалого труда убедить кинопромышленников вложить деньги в сомнительный сюжет о Вифанских сестрах, ордене, предлагающем приют в монастыре обесчещенным женщинам, но он добился своего. "Грешным ангелам" ("Ангелы греха", 1943) сопутствовал огромный успех. Это исследование духовных исканий двух женщин, монахини и падшей героини, удостоилось Большой премии французского кино. Первую ленту Брессон отличали впечатляющий сюжет, уверенный профессионализм, построенный на строгом аскетизме формы. Аскетизм станет "торговой маркой" Брессон, знаком его подлинного мастерства, не нуждающегося ни в каких котурнах. Его следующая работа, "Дамы Булонскоголеса" (1945), станет последней, в которой он прибегнет к помощи профессиональных актеров. Начиная с "Дневника сельского священника" (1950, Большой пр. фр. кино; пр. МКФ в Венеции), в его фильмах снимаются непрофессионалы, которых Брессон называет "моделями". Аскетизм все больше и больше сводится к минимализму, из фильмов устраняются второстепенные детали, кроме самых необходимых, акценты если и расставляются, то лишь с помощью звукового, а не изобразительного ряда, а от исполнителей требуются наипростейшие действия, любая выразительность подвергается запрету. Такие завышенные эстетические догмы не способствовали популярности Брессон у зрителей, зато критика возместила ему все сполна, причислив его к величайшим кинематографистам всех времен и народов.
Трудный, бескомпромиссный по форме кинематограф Брессона отвечает и столь же принципиально гуманистическому содержанию. Повышенные требования к морали и нравственности заставляют режиссера искать своих героев в среде священников, мучеников ("Приговоренный к смерти бежал", 1956; пр. МКФ в Каннах, "Процесс Жанны д'Арк", 1962). Духовные искания Брессона не могли не привести его к классике русской литературы: "Кроткая" (1969, пр. МКФ в Сан-Себастьяне), "Четыре ночи мечтателя" (1971, по повести "Белые ночи"), "Деньги" (1983, по "Фальшивому купону" Л. Толстого). И хотя действие в его экранизациях Достоевского и Толстого перенесено в современность, более того, в современность Франции, они во многом больше отвечают духу и букве первоисточников, нежели иные отечественные экзерсисы.
Творческую деятельность Брессон оставил в 1980 г., разочарованный тем, что ему не удалось найти средств для осуществления своей давней мечты - экранизации Книги Гиннесса.
Его творчеству посвящен документальный фильм "Дорога к Брессону" (1984). В 1983 г. Каннский МКФ отметил его вклад в кинематограф.
О. Рейзен // Европейские режиссеры
Фильмография: "Внешние сношения" (Affaires publiques, Les), 1934; "Грешные ангелы"/"Ангелы греха" (Anges du peche, Les), 1943; "Дамы Булонскоголеса" (Dames duBoisde Boulogne, Les), 1945; "Дневник сельского священника" (Journal d'un curedecampagne), 1950; "Приговоренный к смерти бежал" (Un condamne a mort s'est echappe), 1956; "Карманник" (Pickpocket), 1959; "Процесс Жанны д'Арк" (Ргоcesde Jeanne d'Arc, Le), 1962; "Случайно, Балтазар" (Аи hasard Balthazar), 1966; "Мушетт" (Mouchette), 1967; "Кроткая" (Une femme douce), 1969; "Четыре ночи мечтателя" (Quatre nuits d'un reveur), 1971; "Ланселот Озерный" (Lancelot du Lac), 1974; "Вероятно, дьявол" (Diable probablement, Le), 1977; "Деньги" (Argent, L'), 1983.
Библиография: Лепроон П. Современные французские режиссеры. М., 1960; Божович В. Современные западные кинорежиссеры. М., 1972; Briot R. Robert Bresson. P., 1957; Semolue J. Bresson. P., 1960; Esteve M. Robert Bresson. P., 1962; Notes sur le cinematographe. P., 1975.
Click to view
Merci Beaucoup за видеоролик,Milady!В этой ветке Красный Лев будет знакомить любителей "метафизического"
кино с некоторыми высказываниями Великого Мэтра...
О фильме "Приговоренный к смерти бежал,или Дух веет,где хочет"/1956/:
"Сюжет не в руках,которые душат:он в другом,в тех проносящихся токах.В этот момент предметы - и это весьма любопытно - гораздо более важны,чем персонажи.Терраса наверху,стена,эта чернота,шум поезда гораздо более важны,нежели то,что происходмт.Предметы и шумы тогда,в мистическом смысле слова,если хотите,входят в интимную связь с человеком,и это гораздо серьезнее,важнее,чем руки,которые душат часового". /Robert Bresson."Кайе дю
синема",# 75,октябрь 1957/
--------------------------------------------------------
Вопрос к моим друзьям в России и Франции/Канаде/: продается ли у Вас в городе полная фильмотека фильмов Брессона на DVD в идеальном качестве и
сколько стоит??:-)Могут ли в Штаты переслать??