[ Read this in English - Automatic translation to English:
Google or
Microsoft ]
.. и не считает это чем-то плохим.
Предыстория о неэтических продажах Лаборатории Касперского через мошеннические подписки со стороны РосТелеком в России в
этом посте.
Итак, смотрим. (Спасибо ребятам из Фонтанки.ru, что вывели эту проблему в еще более публичную плоскость). Вначале отдельно процитирую ответ пресс-службы Лаборатории Касперского. (Ну что, "воины за добро и справедливость во всем мире", это к вам сотрудники ЛК, готовы узнать правду о бизнес-подходах своей компании и то, что вы деньги на свои зарплаты получаете из пенсий обманутых вводимых в заблуждение РосТелекомом совместно с Лабораторией Касперского пенсионеров и других неопытных в около-мошеннических подписках абонентов?)
Из пресс-службы Касперского «Фонтанке» прислали ответ сразу за двоих - за себя и Ростелеком. Пресс-служба местного оператора сообщила, что предлагает абонентам антивирус Касперского с 2010 года.
Потому что «прошли времена, когда достаточно было не открывать подозрительные вложения в почте и оставаться в безопасности. Ростелекому важно защитить файлы, фотографии, видео камеры своих абонентов от краж и интернет- угроз». А то, что отключение услуги связано с трудностями для абонентов признавать отказались - «информация не соответствует действительности».
"Традиционно, при подписке на антивирусное ПО абонентам предоставляется промо-период, когда сервис предоставляется бесплатно. Пользователь может протестировать продукт и принять осознанное решение о продолжении подписки, либо отключить ее до окончания промо-периода», - заверили в компании. - Участвующие абоненты в обязательном порядке информируются об условиях".
Но в то же время уточнили, что "если сотрудник предоставил не всю информацию об акции и ее условиях, абонент всегда может сообщить об этом в компанию".
Все, это все.
Достаточно очевидно, что в организации подобной схемы продаж принимали участие обе стороны (и РосТелеком, и Лаборатория Касперского). Так же можно легко предположить, что остальные "антивирусы по подписке" добавлены в список (но не продаются по схеме, как продается Касперский - продажей без запроса), чтобы невозможно было пожаловаться в ФАС на тему отсутствия конкуренции. Все это вместе дает вполне рабочую схему канала продаж, когда, преположительно, кто-то из коммерческих продаж ЛК просто предложил создать такой безотказный и выгодный канал: РТ просто навязывает всем пользователям ненужный продукт, снимает за это деньги, а ЛК закрывает на это глаза, получая часть этих же самих денег. Т.е. эта ситуация абсолютно ничем не отличается от различных платных гороскопов, мобильных гудков и прочих платных подписок на "медиаконтент", распространяемых мобильными операторами мошенническими способами через цепочки посредников-агрегаторов.
Почему можно с уверенностью говорить о том, что Лаборатория Касперского занимается неэтичными продажами? Да потому что они все это видят и никак не реагируют на своего "партнера". Что это означает? То, что их полностью устраивает такая схема, когда абонентов обманывают, и у бедных пенсионеров вытаскивают ежемесячно деньги со счетов, чтобы какие-нибудь из топ-менеджеров потом на эти же деньги могли спокойно попутешествовать. Если бы Лабораторию Касперского неустраивали подобные около-мошеннические неэтичные продажи со стороны РосТелекома, то была бы моментальная реакция. Но реакция совсем иная, мол, если пользователь сам не отреагировал, не увидел, что ему сделали платную подписку (при том, что он вообще ничего не запрашивал, не качал, не ставил, не активировал) - сам дурак! Ха-ха-ха, дурака, обвели! Вот примерно так можно трактовать позицию Лаборатории Касперского.
Поэтому когда какой-нибудь сотрудник Лаборатории Касперского разбирает очередной FakeAV, пишет пост о нем в блог Лаборатории Касперского, сокрушается о том, как мошенники и киберпреступники обманывают пользователей, собирая у них деньги ни за что -- вы знайте, что вы работаете ровно в такой же компании. И зарплату вам платят ровно из таких же денег, которые получены от пользователей обманным путем: пользователи не запрашивали ваш антивирус, он им не нужен, они даже не скачивали дистрибутив, они не активировали никакие коды и т.д. НО(!) - вы получили за эти деньги. И зарплату вам платят с этих вытащенных у пользователей мошеннических путем средств.
Мое предложение в следующем: предлагаю всем бойкотировать любые продукты и инициативы Лаборатории Касперского и всех людей и компаний, которые связаны с ней, пока Лаборатория Касперского не откажется от неэтичных практик продаж своих продуктов через РосТелеком или иные каналы (если таковые имеются). Пусть Лаборатория Касперского приведет этот канал продаж в нормальную форму: когда пользователей не обманывают и не вытаскивают с их счетов деньги неэтичными путями.
Теперь статья целиком:
Миллиард на антивирусе: как Ростелеком [и Лаборатория Касперского] зарабатывают на навязчивом подключении защиты от киберугроз
Почти 10 лет Ростелеком, под эгидой борьбы с вирусами, подключает клиентам антивирус Касперского. А абоненты, сами того не зная, превращаются в ежемесячных спонсоров.
Читатель «Фонтанки» и абонент Ростелекома в апреле обратил внимание на подросшую сумму ежемесячного платежа. В компании по звонку расписали, из чего он складывается: интернет, цифровые каналы, второй телевизор и… антивирус Касперского - почти полторы сотни рублей в месяц. Возражение, что он его не подключал, невозмутимо парировали: «Мы в ноябре подключили его всем, те, кто не отписался - платят», - и предложили составить заявку на отключение. Деньги оператор этому конкретному абоненту вернул, но случай далеко не первый даже в редакции «Фонтанки». А часть «подключенных» продолжает платить до сих пор. Такая навязанная безопасность может приносить компании миллиарды.
Проблема с подключением антивируса Касперского на Ростелекоме настолько широко распространена, что в интернете тиражируются инструкции по его отключению. А в «Ответах Майл.Ру» пять лет существует ветка беседы, где переписываются имеющие опыт.
Люди рассказывают, что антивирус у них появлялся после обновления тарифа. Везло тем, кто получал смс, что антивирус подключен на 30 дней бесплатно, далее за деньги, - они жаловались сразу. Те, кто не видел - начинали платить. Причем даже заявки на отключение не всегда срабатывали. Пользователями описаны ситуации, когда в личном кабинете никакой подписки на антивирус не осталось, а деньги все равно списывались.
«Два месяца назад отключил в кабинете антивирус, а на счет все равно прислали оплату за антивирус. Я так понял, пока не пнешь, не полетит, позвонил и через оператора, повторил процедуру. И - о чудо! - все наладилось и деньги вернулись», - писал абонент Павел в Яндекс.Знатоки в марте.
Это ради вашей же безопасности
Из пресс-службы Касперского «Фонтанке» прислали ответ сразу за двоих - за себя и Ростелеком. Пресс-служба местного оператора сообщила, что предлагает абонентам антивирус Касперского с 2010 года.
Потому что «прошли времена, когда достаточно было не открывать подозрительные вложения в почте и оставаться в безопасности. Ростелекому важно защитить файлы, фотографии, видео камеры своих абонентов от краж и интернет- угроз». А то, что отключение услуги связано с трудностями для абонентов признавать отказались - «информация не соответствует действительности».
"Традиционно, при подписке на антивирусное ПО абонентам предоставляется промо-период, когда сервис предоставляется бесплатно. Пользователь может протестировать продукт и принять осознанное решение о продолжении подписки, либо отключить ее до окончания промо-периода», - заверили в компании. - Участвующие абоненты в обязательном порядке информируются об условиях".
Но в то же время уточнили, что "если сотрудник предоставил не всю информацию об акции и ее условиях, абонент всегда может сообщить об этом в компанию".
При этом обе компании не стали отвечать на вопрос - сколько антивирусов они таким образом продали и сколько абонентов отказались от услуги после подключения. Тайна за семью печатями эта информация и в годовом отчете: там выделено много разных направлений, но слово «антивирус» упоминается лишь один раз и не в контексте продаж. В годовом отчете за 2017 год указано, что «Прочие нетелекоммуникационные услуги», в которых может быть спрятан доход от «антивируса». принесли компании 9,1 млрд рублей - рост на 18% к 2016 году. Возможно, это и не тот раздел. «Ростелеком» в отчете подсказок на этот счет не дает.
С миру по нитке
У «Ростелекома» около 12 млн частных клиентов пользуются широкополосным доступом. Если хотя бы половина из них забудет по окончании «тестового периода» отключить антивирус, - наберется уже более 800 млн рублей всего за один месяц, или 9 млрд в год.
- Реально протестовывать будут десять процентов. 90% этой услугой будут пользоваться в течение нескольких месяцев. А процентов 40-50 будут пользоваться ей вообще всегда, потому что не поймут, что она у них подключена, и что она им не нужна, - рассказал генеральный директор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров. Работает и политика - «идите в офис, пишите заявление, мы вам все пересчитаем» - большинство не пойдет.
С такой приблизительной оценкой согласен и Юрий Брюквин из ИАА «Рустелеком»: вполне может быть, что половина абонентов либо забывают, либо просто не обращают внимание на эту дополнительную услугу.
По словам Петрова, то, что делает Ростелеком - это продолжение подхода, который придумали сотовые операторы, например, подключая музыку на гудки.
- Дыры в законе позволяют подключать услуги, если это описано где-то на сайте, и бесплатно по сути навязывать клиенту ненужную опцию, пользуясь его невнимательностью и юридической неграмотностью, - считает Петров. - Но успешность зависит от благосостояния населения. В Петербурге потребителю эти рубли за антивирус могут быть просто незаметны. Такая же политика в маленьком городке невозможна, потому что люди меньше получают, для них полторы сотни рублей - это три буханки хлеба, и когда им хватает только на него, они тщательно считают все траты.
Глава TelecomDaily Денис Кусков же считает, что практика бесплатного тестирования имеет и положительные стороны.
- Человек может понять, что ему нужно. Помесячная стоимость подписки на антивирус невысокая. Но если абоненту нравится, то он в конце пробного периода должен нажать кнопку, которая позволила бы ему продолжить пользоваться этой услугой уже за деньги. А если не нажал - то она должна переставать работать. А говорить, что «так удобнее для клиента», не совсем верно, ведь он должен принять осознанное решение, - считает Кусов. - Судиться с операторами можно, но как много людей будут это делать - вопрос. Ведь суммы списания небольшие. Только если предъявлять претензии за несколько лет.
Петербургский УФАС оказался знаком с проблемой антивируса не понаслышке. Только с начала 2019 года в управление поступило четыре заявления физических лиц на действия Ростелекома и все они были перенаправлены в Роспотребнадзор. Так как с 2015 года антимонопольные органы вправе рассматривать заявления на действия занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов только в том случае, если это заявление поступило от юридического лица.
«У вас есть право написать претензию «Ростелекому». Это можно сделать или через ваш личный кабинет, или по телефону, или в офисе организации. В претензии необходимо указать требование о перерасчете и возврате денег, которые вы переплатили за навязанную услугу», - пока порекомендовали в петербургском УФАС.
Роспотребнадзор борется с нарушениями Ростелекома по всей стране. В Волгоградской области суд признал незаконными действия компании по навязыванию абонентского оборудования при заключении договора на оказание услуг связи. В ЯНАО ПАО «Ростелеком» был наказан местным управлением Роспотребнадзора за нарушения при составлении клиентских договоров. В Хабаровске с ним судились из-за счетов за услуги связи уже после расторжения договора. Абоненту, инвалиду 1 группы в возрасте 83 лет, за нравственные страдания присудили компенсацию морального вреда.
В местном Роспотребнадзоре заявили, что им на подсчет всех обращений по Петербургу может понадобиться время. И жалобы продолжают поступать, а условия договоров по прежнему допускают возможность автоподключения платных услуг.
Корреспондент «Фонтанки», который пользуется услугами компании, 11 апреля нашел у себя в договоре коварную витиеватую строчку:
«При отсутствии отказа от продления Программного продукта, происходит автоматическое продление использования на следующий Период использования за Вознаграждение».
©