Почему Яндекс в лице Яндекс.Такси занимается нелегальным бизнесом в СПб и регионах

Jan 04, 2019 02:27

(Добавлено: Описанные действия имеют отношение к Санкт-Петербургу и регионам. В Москве, похоже, этот вопрос решен более-менее. Но, опять же, не со стороны Яндекса).

Как показала моя практика многократного использования Яндекс.Такси - многие "таксисты", работающие с Яндекс.Такси - нелегалы. Нелегалы в смысле того, что они не имеют лицензии для того, чтобы заниматься соответствующей деятельностью. Как это выяснить? Наверно, самый действенный способ просто спрашивать, садясь в такси: "Уважаемый водитель, а не могли бы вы мне, пожалуйста, показать вашу лицензию?" ("запомните этот твит" ©, нам он еще потребуется чуть дальше).

По моим предположениям, вас ждет огромное разочарование. Скорее всего, никакой лицензии вы не сможете увидеть. Как выясняются такие вещи иным путем? Как оказалось, очень просто. Достаточно, чтобы вас (точнее такси, на котором вы едете) при официальной поездке через сервис Яндекс.Такси, остановили сотрудники ДПС. Как только это происходит, таксист поворачивается к вам и говорит заветную фразу: "У меня нет лицензии, если что, скажите, пожалуйста, что я ваш друг и мы просто едем". Моя статистика из нескольких сотен поездок на такси такова: 4 остановки ДПС - 4 просьбы таксистов слово в слово (если кого-то интересует мигранты или нет: два местных, два мигранта, т.е. проблема не касается только мигрантов). [Я не грешу в этом письме мега-экстраполяциями, но что-то мне серьезно подсказывает, что если бы меня остановливали большее число раз, то картина была бы той же или почти той же. Я поспрашивал своих друзей и знакомых в момент прошлой остановки. Истории были аналогичные]. [В конце поста добавлена реальная статистика по СПб].

Как вы думаете, отреагировал ли как-то Яндекс на это? Да никак :)
(Точнее, есть вообще очень смешная переписка с саппортом, где со стороны Яндекса говорится, что не то с водителем, не то с автопарком будет проведена беседа. Беседа?! О чем беседа? :)) А, вот даже точнее (посмотрел): водителю - строгое предупреждение (серьезно?!), в таксопарк - информация об инциденте (таксопарк, конечно же, это очень заботит - настолько, что он выпустил в рейс такого "таксиста" ;) [понятно, что куча этих частников чисто формально приписана в такие же фейковые структуры, как они сами].

Вы думаете, что Яндекс это сильно беспокоит? Нет конечно. Только для публичного вида если. Ведь копать под собственный же бизнес экономически - очень глупо. Но создавать красивый PR вокруг этого нужно, конечно.

Вы думаете, что Яндекс не знает про такое положение вещей с "их" машинами? Конечно же, знает.

Критикуешь? Предлагай! - да? Да без проблем :)

Теперь про то, как Яндекс (если бы, конечно, его это хоть каплю волновало, а не просто делал вид) мог решить эту проблему кардинально:

1) При приеме через своих "партнеров" (по факту, отмывающих для Яндекса нелегальных таксистов) проверять лицензии. (Потому что сейчас Яндекс будет говорить, что партнеры обязаны все проверять, а сам Яндекс как бы ни при чем и вообще в сторонке).

2) В информации о заказе (в приложении) выдавал бы параметры лицензии такси (номер, проверку актуальности и т.п.). Т.е. по этому номеру можно было бы запросом обратиться и узнать, легальное ли это такси, совпадают ли данные и проч. (не отозвано ли).

3) Обязать всех таксистов прикреплять лицензию (или копию) на "торпедо" (пассажирскую часть приборной панели), чтобы пассажир мог получить информацию, сверить и проверить, если потребуется. Так делается во всем общественном транспорте (на кабине висит информация) и так делалось ранее в различных официальных таксопарках.

Что могло бы сделать Министерство Транспорта, как регулятор? (Потому что Яндекс сам никогда этого не сделает, т.к. это играет против него материально, отсекая огромнейший пласт нелегалов, которые приносят доход).

МинТранс мог бы обязать исполнять вышеперечисленные требования всех агрегаторов такси. Соответственно, если к тебе, как пассажиру, приехало через агрегатор такси, а там в машине нет лицензии - можно обращаться с соответствующим заявлением в компетентные органы.

Вот так можно хоть на капельку сделать рынок такси почище, попрозрачнее и полегальнее.

А сейчас деятельность Яндекса (как и других агрегаторов) напоминает деятельность провайдеров мобильных услуг связи, которые через крупных агрегаторов, используя суб-партнеров (чернушных), отмывали нелегальные контент-подписки (прекрасно зная структуру бизнеса, участвуя в ней полностью и т.п.), но для рынка оставаясь "белыми и пушистыми" ("мы тут ни при чем, это наши партнеры 5-ого уровня; нас беспокоит эта ситуация и мы отключили компанию ООО АБВГД" (одновременно подключив аналогичную компанию под названием ООО ЕЖЗИК)).

Если бы Яндекс хотел, п. 2 бы сделал без проблем :)

И моя мысль очень простая: если бизнес сам не хочет делать что-то цивилизованно - значит на сцену должен выходить регулятор. Жаль только, что у регулятора пока нет подобных инициатив :)

Добавлено:

1) Официальный ответ Яндекс.Такси, который скорее подтверждает то, что я пишу. Судите сами.

2) Имеется информация о том, что в Москве, якобы, около 90% поездок легальны. Но в Москве и МосОбласти существует возможность онлайн проверять наличие лицензии, т.е. автоматически (есть соответствующие сервисы, а МинТранс со своей стороны явно заинтересован в этом). Тогда возникает вопрос: почему может быть число "около 90%", а не 100%? Ведь у Яндекса есть возможность просто не давать зарегистрироваться в приложении (1) и позже не давать заказ (2) (или аннулировать его в процессе заказа и заменить на другое такси), если автоматическая проверка лицензии показывает, что она отсутствует, закончился срок и/или аннулирована. Автоматическую проверку лицензии можно осуществить программно и в реальном времени (на территории Москвы и МосОбласти).

3) Вот тут очень неплохой вопрос (точнее даже - большое число вопросов) от комментатора блога.

4) В СПб вместо онлайн-сервиса позор в виде еженедельной или ежемесячной(?) выгрузки из базы в Excel: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/transportation/taxi/
Свежие данные получаются по этой ссылке всегда [?]: http://data.gov.spb.ru/opendata/7830001067-licenses_taxi/

Конечно же, даже то, что выгрузка сделана в Excel, и даже то, что она с задержкой, никак не мешает Яндексу проверять легальность. А уж было бы желание - и прямой доступ бы получили (если его вдруг нет).

5) Я взял 40 (сорок) своих последних поездок на Яндекс.Такси в Санкт-Петербурге и пробил их по данным из предыдущего пункта (проверять больше стало влом, т.к. все это надо делать вручную).

Вот реальная статистика в СПб (это последний месяц):
* 14 поездок (35%) - есть лицензия
* 26 поездок (65%) - нет лицензии

Ну что, еще есть какие-то сомнения по поводу заголовка поста?

Россия, такси, беспредел, Яндекс

Previous post Next post
Up