Фотоотчет о горном походе 2 к.с. в районе Аннапурна - Дхаулагири, с восхождением на пик Дампус - ч.4

Jan 19, 2016 14:37

Продолжаем фотоотчет о горном походе по Непальским Гималаям, совершенном нами в октябре 2015 года в районе Аннапурны и Дхаулагири, с восхождением на технически несложный шеститысячник  (Дампус Пик). С первыми тремя частями отчета можно ознакомиться по ссылкам:
- Часть 1. Акклиматизационные вылазки.
- Часть 2. Путь от Мананга до озера Тиличо и первый день на озере.
- Часть 3. С одного берега Тиличо на другой через Восточный перевал.

Ночь была заметно холоднее по сравнению с предыдущими ночевками. По оплошности забытая мной на улице литровая бутылка с водой к утру превратилась в бутылку со льдом. Промерзла до дна - хорошо еще, что не треснула. А палатка снаружи покрылась толстым слоем инея (дышали мы хорошо и дружно).

Спустился до завтрака за водой к озеру, там же и умылся, пробив наледь у берега. Пальцы сводило, но осознание того, что это вода из Тиличо, делало эти ощущения скорее приятными.

Самочувствие с утра у всех хорошее - позавтракали, собрали вещи и тронулись в путь. А Тиличо тем временем уже заиграло вовсю утренними красками:

Тропа на западную седловину Мессоканто проходит по орографически левобережной морене ледника (название ледника на моей карте не указано, поэтому назовем его условно ледник Тиличо Северный). В нижней части морены тропа плохо различима, но стоит подняться чуть выше на гребень морены - и тропа уже очень хорошо читается, а местами дополнительно помечена каменными турами. Плато, на котором мы ночевали, как раз вплотную примыкает к этой морене, так что далеко ходить не надо: короткий подъем круто вверх, а далее набор высоты очень пологий все время по гребню морены до самого перевала.

Путь света:

На фото выше как раз хорошо виден начальный участок подъема по морене. Место нашего ночлега - слева на фото. Координаты места ночлега: N 28.42.549, E 083.50.292, высота 4961 м.

А дальнейший путь до перевала отлично виден на нижеприведенной панораме (морена по центру, ледник Тиличо Северный слева на фото):

Идется по морене легко, а виды отсюда - просто космос, во все стороны.

Просторы ледника и пик Тиличо во всей красе:

Но, сколько шеей не верти, так и тянет обернуться назад. Озеро притягивает, как магнит.

Каменное царство серебрится в контровом свете:

В минуты отдыха:

Вообще на всех имеющихся у меня картах тропа на западную седловину прочерчена не по морене, а прямо по леднику Тиличо Северный, причем ближе к его орографически правому борту. Но я, сколько ни всматривался, тропу там не разглядел (попробуй, разгляди тропу на леднике, к тому же издалека). Хотя пройти там, конечно, можно.

С учетом того, что ледник там сильно изрезанный, да еще и предполагался бы значительный обход (последуй мы обозначенному на карте пути), мы пришли к выводу, что наш путь является оптимальным, даже если отставить в сторону визуальную составляющую. Да и тропу по морене так просто бы не прокладывали.

И вот мы на перевале (всего от места ночлега до седловины ушло 65 минут ходового времени):

На заднем плане видно Дхаулагири (белая пирамида у Тимы над головой, и чуть левее).

И Дампус Пик отсюда хорошо просматривается (очень обнадеживает, что он без снега):

Пока я осматриваю путь спуска с перевала, ребята прощаются с Тиличо:

Высота этой перевальной седловины по данным GPS - 5145 метров, координаты N 28.43.003, E083.49.196

Обозревая открывшуюся перспективу спуска, я еще раз подумал о том, что, похоже, мы правильно выбрали путь по морене, т.к. ледник обрывается вниз небольшим ледопадом, а с морены есть возможность спуститься по камням более полого. Но в верхней части спуска пришлось все же провесить полторы перильных веревки для безопасности (в сумме около 50-60 метров перил). Хотя с противоположного борта ледника проглядывалась еще одна потенциальная седловинка, пологая с этой стороны, но, судя по карте, гораздо более крутая на спуске в сторону Кали Гандаки. На фото ниже как раз виден наш спуск с перевала по морене, а также я обозначил другую потенциальную седловину (если верить карте, то нанесенная на нее тропа проходит как раз где-то там - может быть, когда-нибудь разведаем, хотя есть сомнения в перспективности этой седловины)

Перила получились очень сильно закошенными влево, т.к. нашей задачей было выйти на ближайшее выполаживание.

Я спускался последним без перил, с нижней страховкой (второй веревки для сдергивания у нас все равно не было). В общем-то, тоже вполне нормально, если уметь пользоваться ледорубом :) Но надо учитывать, что на спуске под камнями лед, и кое-где есть его открытые участки.

Возня с веревками на спуске заняла целый час. Группа внизу на фоне перевального взлета:

Тропы на спуск, естественно, нет никакой. На фото ниже для наглядности красным пунктиром обозначен наш путь спуска с перевала, а зеленым пунктиром я обозначил альтернативный вариант спуска, если спускаться не с морены, а непосредственно с ледника (но в этом случае лучше изначально идти от озера по леднику, т.к. спуск с морены на ледник в верхней части будет затруднительным из-за крутизны и обледенелых участков):

Далее мы чуть было не плутанули. Я, особо не раздумывая и забыв освежить в памяти карту, двинул по пологой части ледника прямо вниз, но уже через 10 минут мы уперлись в очередной ледопад. Не сложный, без особо крутых сбросов, но тем не менее. Спускаться пришлось бы по 30-градусному ледовому желобу. Необходимая снаряга у нас имелась, и я уже уныло размышлял, доставать или не доставать ледобуры, но вовремя вспомнилось старое доброе правило: заглянуть в карту и подумать, прежде чем что-то делать. Больше всего мне не нравилась даже не перспектива провешивания веревок по льду (а их бы там ушло как минимум три), а скорее дальнейшая перспектива спуска по руслу Luproghyung Khola (этот путь с большой вероятностью уперся бы в скальные или конгломератные прижимы, которые зачастую не обойти).

Обе имеющиеся у нас карты: и бумажная, и залитая в GPS - показывали, что дальнейший путь спуска уходит налево, переваливая через боковой отрог слева от нас. По правде говоря, я не особо доверяю непальским картам (согласно этой же карте, тропа с центральной седловины Мессоканто также должна уходить сильно налево через этот же боковой отрог, соединяясь вскоре с нашей тропой, хотя, конечно же, тропа с центральной седловины по факту идет совершенно по-другому, по противоположному борту ущелья). Поэтому я  сходил на разведку, и - о чудо - уже через 5 минут обнаружил слабо выраженную тропу, берущуюяся из ниоткуда (прямо из-под ледовых сбросов), но потом по мере подъема на хребтик становящуюся все более явной. Не долго думая, мы туда и двинули. К сожалению, я забыл сфотографировать этот участок (мысли были заняты более насущными делами).

Нижеприведенная фотография сделана уже непосредственно с бокового отрожка, на который мы вылезли. Здесь и далее тропа явно читается и уходит налево вниз в зеленую зону.

Примерно через час после того места, откуда сделано вышеприведенное фото, мы дошли до Верхней Кхарки (высота около 4600 метров), где есть вода, но все вокруг изрядно загажено яками. Поэтому решили обед сделать пониже, у притока Luproghyung Khola. Благополучно дошли до брода через приток, поели, а вот дальше началось самое интересное. Вопреки карте, тропа стала уходить сильно налево на запад (хотя должна бы уходить направо строго на север). А согласно карте, залитой в GPS, налево на западе пролегала территория, занятая военными частями (Military Zone). Про военный гарнизон я и до похода читал в отчетах. Заходить туда всеми крайне не рекомендовалось. Поэтому мы еще попробовали немного пройти по тропе, в надежде, что она свернет направо - но были вынуждены оставить это занятие, надежды не оправдались. Я еще допускаю вариант, что мы проворонили развилку в месте обеда, и там мог быть не замеченный нами отворот направо, но почему-то в это слабо верится (больно уж прижимистые русла у обоих юговосточных притоков Luproghyung Khola, с обрывающимися вниз крутыми склонами и скальными выходами). Но если кто-то обладает информацией и готов ей поделиться, буду благодарен.

А пока что я принял единоличное решение выходить в местечко Кайсанг напрямик без тропы, ориентируясь исключительно на удобство рельефа. И вот тут-то скрывалась главная заподляна. Я был уверен, что Кайсанг - это деревня (на всех картах это место помечено просто как населенный пункт). А оказалось, что Кайсанг - это и есть тот самый военный гарнизон, захода в который мы пытались избежать :) И мы в него вполне себе целенаправленно вошли :) Впрочем, путь до Кайсанга тоже был выстлан терниями, и едва ли не в прямом смысле этого слова. Я уже не раз убеждался, что ходить в Непале без троп в лесной и альпийской зоне - занятие для конченых мазохистов. Безобидные бархатистые холмики оказались поросшими маленькими, но очень колючими кустиками (их еще яки обожают потреблять), и по сравнению с этими кустиками заросли можжевельника казались мягкими, пушистыми и желанными. В одном месте мы уперлись в конгломератные обрывы (спускались по такому же поросшему колючкой желобу), потом неожиданно попали в березовую рощу, далее шли роскошные заросли облепихи, вот здесь на фото можно глянуть, откуда мы пришли:

Вот, чуть левее от центра и спускались.

На этом участке пути у всех у нас сложилось стойкое ощущение, что мы не в Непале, а где-нибудь в Карелии :)

Потом было бесшумное шествие по погоревшему черному лесу, и гордое вступление в Кайсанг. Колючая проволока еще на входе навела на нехорошие мысли :) Опасения подтвердились: да, деревней здесь и не пахло. А мы-то надеялись уже встать здесь на ночлег (дело было к вечеру, начало шестого). Что самое удивительное, у нас даже документы не спросили. Вообще, ощущение такое, что гарнизон полувымерший. Нет никаких постов на входе-выходе, и всего нами было замечено на этой довольно большой территории от силы человек десять. Во избежание задержания, я применил старый психологический прием: обратиться к потенциально опасному субъекту с просьбой о помощи (оказав человеку помощь, гораздо сложнее морально сделать ему что-то плохое - по крайней мере, так вот сразу). Выбрав наиболее походившего на начальника вояку, спрашиваю в упор:
- Простите, как тут до Джомсома дойти?
- Да как, - говорит, - идите себе через часть прямо, и далее по тропе, никуда не сворачивая. Что ж, вы, - удивляется, - с тропой-то напутали, все вон там ходят, - и показывает на другой берег, где идет тропа с центральной седловины Мессоканто.
- Да вот, - каемся, - ошибочка вышла.
- Ну, в добрый путь.

Задерживаться надолго в этом месте как-то не хотелось. Пользуясь доброжелательностью военных, пошли дальше. Вообще это не гарнизон, а санаторий какой-то: аккуратные чистые дорожки, аллеи насаженные, храмики, прудики всякие. И все это пустует, никого кругом - атмосфера некоего сюра. На выходе ни одного человека не встретили. От воинской части далее идет хорошо набитая широченная тропа без каких-либо принципиальных развилок (есть шорт-каты, но они потом сходятся все равно). Минут через 40 пришлось врубить фонарики, и потом еще час шлепали в темноте. Где-то в начале восьмого спустились в русло Thini Khola (в том месте, где сливаются Luproghyung Khola и Murghyuna Khola). Место ровное, безопасное, вода под рукой - там и заночевали, поставив палатку. А в планах-то было дойти до Джомсома, причем до темноты :) Но разведка заняла слишком много времени с этими бесконечными поисками оптимального пути. А сейчас по темноте идти уже не хотелось, не любитель я ночных хождений (хотя иногда вот приходится).

Ниже привожу фрагмент карты, на котором синим пунктиром приблизительно обозначен наш фактически пройденный путь, а красным пунктиром я набросал предполагаемый вариант тропы до Кайсанга. Эта предполагаемая тропа как раз уходила в том направлении (когда мы с нее свернули из-за боязни угодить в лапы военным), и наиболее логично предположить, что она спускается к речушке, текущей к Кайсангу с юга, и потом придерживается течения этой речушки. Мы сами спустились к этой речке (или даже ручью, правильнее сказать), не доходя совсем немного до Кайсанга, и как раз обнаружили хорошую тропу, идущую сверху по течению. Думаю, что тропа эта уходит довольно далеко вверх.

Утром, хорошенько отоспавшись (а спалось прекрасно под шум реки), я подумал: а не двинуть ли нам сразу в Марфу, чтобы хотя бы частично наверстать упущенное время. Ребята согласились, и наш дальнейший путь продолжался уже без приключений по левому берегу Кали-Гандаки через Самле, Думлу и Санге.

Небольшое красивое озеро в Думле (к сожалению, огороженное):

С видом в сторону Тини и Джомсома:

В лодже у этой семьи в Думле мы остановились на чаепитие:

Хотя нет, еще одно приключение было. Я раньше не ходил по этому берегу Кали Гандаки ниже Джомсома. Согласно картам, напротив Марфы моста через Кали Гандаки нет, и до ближайшего моста надо еще пройти километра два, а потом возвращаться назад. А тут мы идем, уже показалась Марфа на другом берегу, и вдруг видим -  мост:

Обрадовались: не надо лишний крюк делать. Но не тут-то было. Спускаемся к реке, подходим к "мосту", а это, оказывается, мощная водонапорная труба через реку перекинута. И переправляться по ней - если только сидя верхом. Так что пошли себе дальше до Санге, откуда до Марфы пришлось возвращаться назад еще 20 минут по другому берегу.

Таким образом, вместо дневки в Марфе у нас получилась полудневка. Но погуляли хорошо :)

Ну и напоследок, вид из Думлы в сторону Месоканто (остроконечный зуб слева от центра служит ориентиром):

Как низко мы пали!

В продолжении - про Дампус пик, оставайтесь на линии :)

С продолжением можно ознакомиться по ссылке:
- Часть 5. Дампус Пик, на шеститысячных высотах.

перевал Месоканто отчет, группы в непал, треккинг в непале, озеро Тиличо отчет, треккинг в Гималаях, треккинг вокруг аннапурны, Тиличо трек отчет, Непал отчеты