Начало
здесь.
На досуге Бляхин отдается воспоминаниям.
Видится Филиппу, как вбегает во двор белой хатки только что вышедший за ворота Клобуков и с перекошенным от страха лицом сообщает о приближении белой контрразведки.
Вспоминает Филипп о своём бегстве, вместе с Рогачовым и Клобуковым, из севастопольских каменоломен в горы, к партизанам; о вызове катера, о переправе на Тамань, о возвращении в Москву.
Воспоминания Бляхина горчат неизменным присутствием Антона Клобукова, «очкастого, картавого глистеныша, который нежданно-негаданно вылез из прошлого, как из задницы».
Нарушил Антон монополию Филиппа на тело хозяина. Прилип Клобуков к Панкрату Евтихьевичу, как репей.
Боится Филипп, что Антон, явившийся на всё готовенькое, ототрет его от капитального человека, члена Р.В.С Республики товарища Рогачова.
«Надо что-то с этим делать», - решает Бляхин, отрываясь от неприятных воспоминаний о крымском вояже.
Выполняя задание командира, выходит Филипп в ночь на поиски еды. В чистенькой хате убитого православного попа, отведенной Рогачову на постой, еда отсутствует.
Бляхин направляется к штабу бригады, где на ступенях перед входом встречает пьяного казака Харитона Шурыгина, развалившегося в объятиях красноармейки Самохиной.
Попытка построить бывалого вояку в присутствии дамы заканчивается тем, что толстый Шурыгин неожиданно легко вскакивает со ступеней, оголяет шашку и говорит Бляхину: Ты знаешь кто я? Я смерть твоя!
Казак велит Бляхину (выговаривая слова с явным хохлацким акцентом) повернуться к нему задом, сказать «я хавно», и изобразить букву «хэ» («г»). Филипп безоговорочно подчиняется, и, под смех Самохиной, получает мощный удар в зад носком казачьего сапога.
Переобувшись в воздухе, Филипп с облегчением осознает, что смерть его миновала.
«Держись тихо, когда рядом нет товарища Рогачова», - делает вывод сметливый пацан.
Убежав на околицу местечка, Бляхин неожиданно обнаруживает в тумане три цепи поляков, медленно и бесшумно огибающих Неслухов с трех сторон.
Вместо того чтобы поднять тревогу, Бляхин трусливо бежит к поповской хате.
Он заставляет кучера Лыхова немедленно выезжать на тачанке из Неслухова. Шофера Ганкина и Антона Клобукова Бляхин бросает на произвол судьбы.
На окраине местечка Лыхову приходится открыть огонь из пулемета по наседающему врагу. Лыхова убивают.
Бляхин пытается бежать на тачанке самостоятельно. Судьба благоволит ему - луна заходит за тучи, и адъютант Рогачова скрывается с поля боя целым и невредимым.
На картине: Бляхин бежит с поля боя. Убитый Лыхов лежит на полу тачанки.
(продолжение
здесь).