Граф Л.Н.Толстой о русских царях для лондонской "Таймс"

Jul 16, 2017 00:38


Так могла написать и Новодворская

«Разве мыслима разумная жизнь в государстве, где глава его торжественно благословляет иконами, целует их и заставляет целовать?»
(Л.Толстой)"... От того ли, что я русской и я хорошо знаю внешнюю истоpию Poccии, или от того, что в Poccии этот закон безнравственности и низости лица, находящаяся во власти, особенно ярко проявился, история Poccии со времен Империи служить поразительным подтверждением этого закона.
После изверга, пьяного сифилитика, труса, как все злодеи, безбожника, восхваленная Петра, распутная девка Катька, потом любовница конюха и, наконец, мужеубийца, распут­нейшая из распутных девка Екатерина «великая», потом признанный, потому что его убили, полубешеным Павел, который также, как его отец, был несравненно лучше жены и матери, потом отцеубийца, лгун, ханжа Александр, потом глупый, грубый жестокий солдат Николай, потом Александр по своей фантазии и увлечению уничтожающий рабство и потом по новой фантазии и увлечению отвергающий все начатое и возвращающийся к грубому солдатству Николая, потом совсем глупый, жирный мешок Александр III, тоже решающий по своему усмотрению судьбы 100 миллионов народа, и вот Нико­лай II, с своими иконами, мощами, дочерьми и жалким младенцем, благословляющий войны, устроивший бездельную, безсмысленную погибель миллиардов рублей и сотен тысяч людей на Дальнем Востоке… гусарский малоумный офицер, устроивший японскую войну".

Это вариант зарубил лондонский сиделец В.Г. Чертков, наладивший контакты с английской прессой и отписавший графу, что такая резкость может возыметь обратный эффект - читатель может графа не понять.
По сравнению с графом все революционисты просто "отдыхают". Лишь Ильичу удалось переплюнуть графа.
Вообще-то интересно, как работает мастер слова. Тут и "жирный мешок" , и "жалкий младенец" (царевич Алексей), и даже "дочери" (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия).
Кстати, на момент написания статьи Царевичу не исполнилось еще и года, а уже был "жалкий".
Уж чем дети-то графу не угодили?
И да: Царь устроил Русско-японскую войну.
Кстати, от графского титула тульский помещик Толстой при всем своем поношении Русского государства и Русской монархии так и не отказался: вероятно, он думал о будущем своих детей.
Надо сказать, что публикаторы не были бы англичанами, если бы не отвесили графу сочную оплеуху.
Как писала та же "Таймс",  в статье Толстого "ярко проступает та большая пропасть, которая отделяет весь душевный строй европейца от умственного состояния великого славянского писателя, недостаточно полно усвоившего некоторые отрывочные фразы европейской мысли".
Одним словом, графу, угодничавшему перед англичанами и японцами, было четко указано, что до уровня "еврочеловека" он не дорос.
Не поняли графа и его мужики, которым Чертков читал  статью своего барина. Как писал Чертков графу , крестьян «неприятно поразила та резкая, бранливая, как им показалось, форма обличения бывших монархов», с которых начиналась статья. Далее Чертков продолжает: «Они сами скорее более враждебно, чем мы с вами, настроены против властей. А всё-таки им было жаль, что вы употребляете такие выражения, как «девка», «немка», «б...ь» и т. п. «Кажется, - говорили они мне, - как «будто Лев Николаевич хочет зло сорвать на них. Не понимаем, почему он так бранится».

Николай Второй

Previous post Next post
Up