АЛЕКСАНДР БАРАШ - НЕВИДИМАЯ СТОРОНА «МЕГАПОЛИСА»

May 25, 2010 15:26





Для большей части публики и музыкальных критиков между именами МЕГАПОЛИС и ОЛЕГ НЕСТЕРОВ можно поставить знак равенства («говорим - партия, подразумеваем - Ленин»), однако на деле все обстоит немного сложнее. Как и в классичеких случаях - «чтобы написать песню, нужны двое» ((с) Paul McCartney). В ситуации же с МЕГАПОЛИСОМ такой второй частью является поэт АЛЕКСАНДР БАРАШ, который вместе с Олегом стоял у истоков МЕГАПОЛИСА, а в 1989 году переехал в Иерусалим. Учитывая большую активность Олега Нестерова в течении 90-х и «нулевых» (МЕГАПОЛИС, СНЕГИРИ, ЛЕГКИЕ, Ш2, роман ЮБКА) и «добровольное затворничество» Александра Бараша, неудивительно, что название МЕГАПОЛИС стало прочно ассоциироваться с именем ОЛЕГА НЕСТЕРОВА (и наоборот).
Однако, будем объективны - без стихов Бараша столь эффектное возвращение МЕГАПОЛИСА с новым альбомом «СУПЕРТАНГО» вряд ли бы было возможно.
Вашему вниманию - несколько слов об Александре Бараше от Олега Нестерова, и комментарии самого Бараша об альбоме, месседже, стихах и воздействии музыки на человеческое сознание.

ОЛЕГ НЕСТЕРОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ БАРАШЕ
«Мой большой друг когда-то придумал для «Мегаполиса название» - наш первый магнитоальбом был инициирован его самиздатовским поэтическим сборником «Гранитный паноптикум», где героем выступил родной город. В 1989 он сменил Москву на Иерусалим, но песни с ним мы продолжали писать все это время. Да и не только песни вместе писали - были просто рядом друг с другом, хотя и виделись нечасто. Когда стал вызревать этот альбом, все как-то уж очень у нас совпало: возраст, жизненные ощущения - и стали рождаться удивительно точные тексты. Точные для музыки, там был баланс поэзии и нужных для пения фонем. Некоторые стихи он написал в отрыве от нашего общего дела - «Мария Египетская», «Посвящение Денису Силку» и «Одиночка» вошли в его самый лучший, на мой взгляд, поэтический сборник «Средиземноморская нота».

http://www.vavilon.ru/texts/prim/barash1-1.html
http://a-barash.livejournal.com/

Прочитав их когда-то в рукописи, я долгое время этими стихами болел, а «Одиночку» не мог никогда дочитать до конца без слез. Во время очередной хорватской ссылки, имея перед собой задачу написать новые песни для альбома, я наконец подобрался к этим стихам, и они зажили в музыке. Еще одно его стихотворение помогло поставить точку в альбоме, о чем я уже писал - так на свет появился «Тихий гимн».
Остальные тексты на альбоме - наш совместный копродукт, в той или иной степени: как правило, сначала с музыкой мне приходил образ, начальный куплет или припев, а потом Александр уже развивал тему, и строки превращались в текст.»

АЛЕКСАНДР БАРАШ ОБ АЛЬБОМЕ

О месседже:
«Песни опыта» (у великого английского поэта Уильяма Блейка были «Песни невинности и опыта»). Песни не ювенильной невротичности (чем полон мир современной культуры - вообще, культом ювенильности... как в моде - подростковыми формами женственности, а в кино - на смену герою, скажем, Юла Бриннера из «Великолепной семерки» пришел герой Ди Каприо и пр.) - а ясной мужественной зрелости, баланса между юностью и старостью. Здесь, скорее всего, дело, в наше время, не столько в возрасте, сколько во внутреннем состоянии. Когда многое пережито, многое предстоит... но главное - пережита уже как бы и сама смерть, «все и вся умерли», можно расслабиться, освободиться... И возникает какая-то свобода, легкость (типа, может быть, как у Мертвеца в фильме Джармуша).»

Терапевтический эффект:
«Когда слушаешь эту музыку - она эмоционально помогает, «льет примирительный елей», в ней есть медитативная благодатность, - терапевтичность. Эти песни, похоже, возникали у музыкантов как помощь себе в выживании, в преодолении тяжести жизни, превратностей... Типа «напевание» как бы внутренней молитвы, «заклятия» - и выплывание из внутренних и внешних омутов на своей же волне: душевного движения, интонации - когда, кажется, уже совсем нет сил.. - а они есть, но были заблокированы - а МУЗЫКА (в самом широком и глубоком смысле) их разблокирует... «чакры оттопыриваются» - как говорил герой «Матрицы» в переводе Гоблина. Но если это помогло тебе - может быть, поможет и другим - если зафиксируешь этот выход.»

О красоте и трансгрессии:
«Старая фраза: «красота спасет мир». Насчет мира - не известно... но каждый из нас может ею спастись. Один из девизов Нестерова в процессе создания альбома был «Красота и простота». Простота - насколько я помню, под ней подразумевалась техника записи - это вряд ли сейчас релевантно. Красота - осталась. Если бы это не было слишком пафосно, я бы добавил: «и человечность». Есть такое хорошее понятие в философии и культурологии - трансгрессия. (об этом - например, здесь: http://velikanov.ru/philosophy/transgressija.asp) И вот в «Супертанго» трансгрессия, выход за пределы существовавшего, происходит не там, «где ее ждали»: не через шок, внешнюю агрессию, ту или иную брутальность. А в «неловком», почти невыносимом движении к человечности. Прозрачнее всего это выражено в песне «Одиночка», но транслируется и в «Тихом гимне», и в «Супертанго», и в других песнях. Трансгрессия - в тихом утверждении красоты и антропоморфности. Это странно, это не тот вид эффектности, на который мы априори настроены, но здесь и интрига, новизна. «Супертанго» предлагает несколько перенастроить наши органы перцепции... провоцирует их стать чувствительнее.»

О названии:
«Из названий мне больше других нравится «СУПЕРТАНГО». Оно соединяет и поп-эффектность, и «жанровую» атрибуцию, и дух и атмосферу всего альбома, как бы «волшебную, продуктивную растерянность»... что-то близкое танцам суфиев - кружение... Соединение с высшим, божественным - непосредственное, не книжно-ученое, и счастье этого контакта.
В песне «Супертанго» - медитативное кружение, в сторону какой-то сущностной динамике существования. - Мы «пустеем». движемся к исчезновению.... «и по кругу, по кругу, по кругу» ... и суть в том, чтобы внутри этого кружения найти точку неподвижности…»

ОЛЕГ НЕСТЕРОВ, «СУПЕРТАНГО», АЛЕКСАНДР БАРАШ, МЕГАПОЛИС

Previous post Next post
Up