Чтиво номер 105. Натан Ингландер, Лиана Мориарти, Рэйчел Инглз, Лена Элтанг

Jan 17, 2023 11:02

Натан Ингландер, «Ужин в центре земли». Открыла для себя нового писателя, с этим его чуднЫм, ни на что не похожим романом. Несколько сюжетных линий переплетены и запутаны во времени (2002-2014) и в пространстве (Берлин, Париж, Италия, Израиль). Запутаны несильно, довольно скоро элементы пазла становятся на свои места. Написано не без юмора, легкой рукой, энергичным и ритмичным стилем, с парными рифмами. Рути и Генерал. Рути и ее сын. Джошуа и Фарид. Шира и картограф. Охранник и заключенный Z - эта главная. Лимбо и лимбо. Больше не буду, во избежание спойлеров. Страницы, написанные от имени Генерала, восхитительны (Арик Шарон поворачивается в гробу, но что поделать). Знаете ли вы, кто такой Бен Зайгер, Prisoner X? Благодаря заключенному Z, я теперь знаю. О чем роман в двух словах? - спрашивают автора в интервью. Ответ: Ну, это про шпиона, ставшего предателем, и про предательство предателя, и про все, что противоположно тому, что кажется. Это что-то вроде политического триллера, вплетенного в исторический роман и обернутого в историю любви, которая превращается в аллегорию в конце. Вот именно в конце автор эээ... ходит по краю хорошего вкуса - но тут каждый читатель сам за себя решит, где граница. Как я решила для себя - видно из написанного выше. Отличный писатель. Ренка, если читаешь, держи мое спасибо за рекомедацию.

Лиана Мориарти, «Девять совсем незнакомых людей». Я в упор не понимаю, почему ругали эту вещь. Кто все эти люди и почему им кажется занудным то, что для меня ярко и увлекательно. В книге есть и тяжелые страницы, и зловещее напряжение, подвешенное в воздухе - и это все гармонично сочетается с легкостью изложения, с мягким ненавязчивым юмором, с психологическими подколками, в которых ежеминутно узнаешь саму себя... Подобное сочетание - лучшее, что для меня бывает в книгах. Галина Юзефович меня поддержит: В общем, если провести прямую, одним своим концом упирающуюся в драматический надрыв (для которого, кстати, в «Девяти совсем незнакомых людях» оснований предостаточно), а другим - в прохладную отстраненность, ровно в середине этой прямой вы найдете Лиану Мориарти. Начитана книга блестяще (Алла Човжик), одно удовольствие слушать. А в конце замечательно отмщена злобная рецензентка, ненавистница хэппи ендов. И наверное, никто, кроме меня, не вынес из этой книги то, что стало главной моей находкой[Spoiler (click to open)]: даже если ты знаешь, что дверь закрыта, стоит попробовать толкнуть ее еще раз.

Рейчел Инглз, «Миссис Калибан». Так просто записываю, курьеза ради. Не знаю, кому пришло в голову вытащить эту домохозяйкину радость из 1982 года в 2020 и перевести. И начитать приятным романтически-трагическим голосом, с переходом на драматический шепот. Это мы с Л. ехали куда-то далеко, предыдущая книжка кончилась, попалась эта. Милота вообще-то. Но из серии «никогда не читайте неизвестных авторов, если нет на то указаний от референтной группы».

Лена Элтанг, «Царь велел тебя повесить». Что называется, наконец-то я нашел время и место. Вышел уже следующий роман Лены («Радин»), а я только-только добралась до предыдущего. При том, что предыдущий - он тоже не совсем предыдущий. Потому что были уже «Другие барабаны», а «Царь велел тебя повесить» наполовину та же книга, но отредактированная и дописанная. Здесь изменилось разрешение главной интриги, добавились новые герои и новые смыслы. «Барабаны» я так и не прочла, сразу читала «Царя». И он хорош! Отточенный, завораживающий стиль (ну, это всегда), красочные метафоры и картинки Лиссабона, герой, живущий на грани царств живых и мертвых, в мире то ли настоящем, то ли выдуманном, замысловатая интрига с игрой в прятки (было - не было) и начало, зацикленное на конец. « Картахена» показалась мне более цельной вещью, но от этого романа я тоже получила большое удовольствие. А «Радин» уже начитан, надеюсь добраться до него в ближайшее время.

П.С. И все-таки странная эта история с переписыванием уже вышедшей книги... Процитирую здесь автора: Первая часть была опубликована в 2013 году и называлась «Другие барабаны». В то время я понятия не имела, что это только половина книги! Время шло, я уже работала над «Картахеной», а первая часть всё саднила и кровоточила, хотя читатели приняли её за полноценный роман, а я бессовестно приняла премиальные деньги, цветы и аплодисменты. Некоторое время мне удавалось делать вид, что никакой ссадины нет (португальцы называют это empurrar com a barriga, отталкивать всем животом), но потом пришлось всё бросить, вернуться к лиссабонским любовникам и отдать им ещё два года, два чёртовых года, каплю за каплей. Друзья решили, что я повредилась рассудком, враги - что я возвращаюсь к старому, потому что не в силах начать новое. Но мне было всё равно, книга так отчётливо, так сладко поддавалась, корка хрустела, забытый вкус возвращался, и в какой-то момент я поняла, что она меня простила. Вторая часть вошла в первую, замочки щёлкнули, и роман был закончен. А время - что время? Как говорят ирландцы, когда бог сотворил время, он сотворил его достаточно.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up