МИСиС, много лет спустя

Oct 10, 2022 10:27


В предисловии к посту про кибуц я вскользь упомянула про встречу нашего курса в полной уверенности, что это интересно только мне. И изрядно удивилась, когда оказалось, что не только. Ну что ж, напишу, как смогу.
Итак, институт - МИСиС. Факультет - ФизХим. Специализации: МФ (физика металлов), ФХ (физическая химия), МТ (не помню, как расшифровывается) и ФХ-3к (кибернетика). Юбилей - страшно сказать, сколько лет со дня поступления, московские ребята решили встретиться в кафе и отметить.


Мои девочки-подружки сразу сказали: на встречу не пойдем, небось там половина зиганутых. И не пошли. Однако в целях подготовки встречи организаторы завели общий чат, и вот тут получилось на удивление душевно. Так что и те, кто изначально были против, в конце концов оттаяли.
Без издержек все же не обошлось. Вот пишет М.: У меня предложение! Давайте все вместе пройдем в колонне "Бессмертного полка", а затем где-нибудь осядем. - Я не сторонница мероприятия, - сквозь зубы отвечает Т. (и не спрашивайте, как я в чате это "сквозь зубы" увидела).
Любой чат - повод добрым людям кого-нибудь с чем-нибудь поздравить, предпочтительно - картинкой. За полгода мы приняли поздравления с Первомаем, днем ВМФ, Христос воскресе, с рождеством св. Богородицы, и даже с днем Пантелеймона-целителя, а что поделать. Ну, с днем металлурга - это святое. На поздравление с днем России не замедлила отреагировать заграница: "Россия - страна-агрессор, страна-оккупант". Ну, тут все зашипели: "тсс-тсс, у нас тут без политики". В общем, обошлось. После объявления мобилизации тоже никто не выступил, тишина. Но стоп, мы сейчас не об этом.
Сюрный случай произошел с Б., нашим главным организатором и вдохновителем. Всех сорганизовал, обо всем договорился, осталось две недели до встречи. Вдруг получаем от Б. сообщение: тут жена собирается меня убить - оказывается, мы в этот день едем куда-то за город праздновать ее день рождения, так что простите, други, давайте без меня.
Опа. Попытались перенести сборище - никак, не получается. Ладно, грустно пообещал Б., - буду мысленно с вами. Хотя какой же сбор без него?
Внезапно за два дня до встречи Б. радостно сообщает: приду! Что случилось? Оказывается, скоропостижно скончался один из работников кафедры, Б. обязан присутствовать на панихиде, и выезд на ДР отменяется. Не знаю, где мораль, просто рассказываю, как было.
Московские ребята собирались в кафе "Квартира 44" на Малой Якиманке. Кажется, именно там устраивал свои вечера Марк Фрейдкин (все связано). Зум тоже сделали, я им ручкой из своего Модиина помахала. Но, к сожалению, недолго - надо было уходить в гости. Вот пара фото.



По следам московских решили встретиться и мы израильской тусовкой. Гриша Л. (вот молодец!) организовал у себя дома, в Ришоне. У нас по стране расклад такой: четверо в центре, трое на севере и четверо в Маале Адумим. Всего 11 человек, из них две пары. А если считать с парами, которые не учились в МИСиС, то получается 18. И еще пришли Ларка с Серегой (Ларка хоть и училась на год раньше, а с половиной команды дружит).


Из 11 на встречу явились 9, у двоих - уважительные причины: Саша болел, Миша в отпуске (и все же они в этот момент встретились и явились по телефону). Впечатляющий результат. Московские ребята даже удивлялись: столько же человек собралось, как в Москве, а в Москве-то выпускников намного больше. (На самом деле не так: у нас почти все были с парами - 17 человек, а в Москве нет, но все равно, явка зачотная).


Где еще есть наши люди? Бывшие республики, конечно, другие города России. Германия, Испания, Бразилия, Черногория - но там единицы, буквально. Я удивилась, что в чате нет никого из Штатов - все же страна эмигрантов, как и Израиль. Оказалось, там вообще на удивление мало наших. Но должен был хоть кто-нибудь прийти в чат? На что написала А. (по опыту ее общения с коллегами из США): работающим очень не рекомендуют общаться с проживающими в РФ и Белорусии, так что попытка вовлечь в общий чат наших американских однокурсников обречена на неудачу. Тут народ всполошился, резко приложил усилия и отыскал-таки Яна Ш. в Бостоне. Ян сказал, что рад всех видеть и что у него ничего подобного, никаких ограничений.
Мне трудно оценить издалека, сколько процентов наших выпускников работает по специальности или близко. Люди разбегались из профессии в разные времена и по разным поводам. Далеко ходить не надо: где я и где физика металлов? Многие покинули отрасль в лихие девяностые. Подруга моя Ритуля занялась бухгалтерией, которой соблазнила и других своих (и моих) подруг. Никто не пожалел: в мутные времена все они очень неплохо стояли на ногах. Многие другие, в духе времени, ушли в программисты. Некоторые долго сосали лапу, а в 2000-ных получили возможность снова вернуться и работать по специальности. Кто-то преуспел и сделал карьеру в науке - но похоже, все же не очень многие. Если б не те же лихие 90-е, таких было бы куда больше.
В бытность нашу студентами упоминался некий мифический гимн МИСиС. Никто никогда его целиком не слышал, но чеканная строчка "Инженеров широкого профиля выпускает Стальной институт" осталась в памяти и всплывала частенько. Таня (Орехова) Зимина стала успешным научным журналистом («Химия и жизнь», «Наука и жизнь», Литературная газета). Сережа Канашенко пишет чудесные песни (правда, он и физику не покидал). А самым знаменитым отступником из нашего выпуска стал, безусловно, Юрий Кара, режиссер (когда будете читать раздел "Общественная позиция", зажмурьте глаза, там все очень мрачно).
Несколько раз поднимали профессиональные темы. Например, про династии (были и есть такие - и среди наших сокурсников, и среди преподавателей). У кого дети остались в отрасли - таких немного, но и не должно быть много. Или кто работал вот прям-таки в металлургии. Металлургия, промышленность не входили в профиль нашего потока (больше ковали кадры для НИИ) - но какие-то единицы и в настоящей металлургии сумели поработать.


Вспоминали жизнь в общаге, кто с кем жил в комнатах. Общага-то наша, Дом Коммуны, была не хухры-мухры, а архитектурный памятник эпохи конструктивизма. Такое мрачное и глючное архитектурное сооружение с пандусами и бесконечными коридорами. Здание это служило МИСиСу общежитием и вспомогательным корпусом. В небольшом зальчике проходили концерты и всякие другие мероприятия. И еще некоторые занятия (физкультура, черчение, какие-то семинары) почему-то проводились там, а не в главном корпусе на Октябрьской. Дам ссылку на пост про Дом коммуны нашего Марика Белау. Марик работал в Израиле программистом, а ныне написал немало научно-популярных книг на самые разные темы. А Валера Гвасалия прислал фото теперешнего внутреннего устройства (красота). Только пандусы и внешний облик остались неизменными.



Вспоминали преподавателей: Бокштейна, Абрикосова, Треногина, Шпаро, Кадышевича, Расторгуева, всех-всех-всех. Несколько отрывков воспоминаний разных авторов (я-то сама ничего не помню).

Миша Г.: Шпаро читал нам теорию вероятностей, а уже тогда был знаменитым полярником. Во время нашего студенчества он сходил на Таймыр, где нашел склад экспедиции Толля. А в 1979 году ходил на лыжах до Северного полюса.
Сережа К.: Группам ФХ лекции по физхимии читал Жуховицкий. Читал он скучно. Но однажды пришёл Бокштейн, рассказать нам про линейную термодинамику Онзагера. Борис Самуилыч зажёг студентов, он ходил вдоль кафедры, таская за собой стул. Потом стул потерял, потом нашёл другой стул и принялся уже его таскать вдоль. Потерял второй, растерялся на мгновение, потом увидел два стула справа рядом. И я пожалел, что учусь не на МФ, где он всякий раз таскает за собой лёгкую мебель.
Миша Б.: Если помните, математику читал Ефремович? Он на лекцию приходил со свежей газетой, которую аккуратно расстилал в углу. Затем ставил на нее свои калоши (!), которые не принимали злые гардеробщицы, и читал лекцию. Потом все в обратном порядке...
Альмира: А помните крылатые фразы Ефремовича: "Интеграл без дифференциала - что мужчина без штанов" или "Интеграл без дифференциала - что кастрюля без крышки"?
Ритуля: А кто помнит великолепные лекции Абу Ефимовича Кадышевича? Он был учеником Тамма, читал нам теорфизику и физику металлов? Гиганты одного уровня - он и Лифшиц.
Да, Лифшиц у нас был свой. И Б.Г. свой. Причем в одном лице (Борис Григорьевич Лифшиц) - так его и звали - Б.Г.


Вот еще несколько фото из институтской жизни. Много фоток прямо из аудитории. Марик, Серж, Саша Данишевский и я




С Лениным вместе. А сзади кто между мной и Лениным? Тот самый Кара.


И вот он еще, с Мишей Л. Кстати, фото в Википедии взято именно отсюда


Похоже, Саня где-то раздобыл смартфон. Из будущего, не иначе


Выложили и другие институтские фотографии: субботник, стройотряд, походы. Спасибо Боре, который нас фотографировал, и Саше Ключу, который все сохранил и выложил в архив. На первом фото Саша Ключ и Саша Санчес, а на втором Боречка (его фоток вообще практически нет. Снимал-то он, а селфи тогда еще не придумали)



На субботнике



Поход в горы из Пицунды, где у МИСиС был свой лагерь. Почему-то из Пицунды совсем нет фоток, наверное, Бори с нами не было. Кстати, в те времена его звали Бориска; со временем забылось. И вот еще Миша Г. - проверяет, все ли рюкзаки упакованы как надо. Но это не из Пицунды поход, из Москвы.



Когда народ начал выкладывать фото, зрители какое-то время молчали. А через некоторое время раздался крик отчаяния: ну вы бы люди хоть подписывали, кто где! Вот, подписываю: справа - вышеупомянутый Сережа Канашенко.


Много интересного узнала про себя. Например, такое вот (Миша Б.): Зачем-то на третьем курсе нам стали читать электронику. Читал ироничный бородач, зорко следивший за аудиторией. Как-то, глядя на Наташеньку Р., преданно смотревшую на него ясными глазами и одновременно быстро вязавшую под партой, удовлетворённо сказал: лекция читается не зря - что-то теплое и полезное делается!
Откровение. Даже два. Во-первых, что институтские друзья звали меня Наташенькой. Сейчас да, вспомнила. Во-вторых, бог ты мой, я и вязание! А я вязала, правда. Была тогда ужасно нетерпеливая, скучно было усидеть на месте, должна была делать несколько дел одновременно. Может, сегодня меня бы диагностировали каким-нибудь СДВГ, а тогда кто же знал. Я и сейчас примерно такая, но не вяжу.
Много фоток было с прощальной вечеринки МФ, которую устроили в Теплом Стане у Жени Валкина. Торжественный последний звонок


За столом



Боря (он же из Ташкента!) приготовил божественный плов. Это Саня и Миша - mike_bb, с которым мы тут часто ведем беседы



Каким-то непонятным образом народ раздобыл вывеску МИСиС, чтоб торжественно сбросить ее с высоченного (по тогдашним понятиям) этажа. Варвары! А если б мимо кто-то проходил? Нет, кажется, все же выставили внизу охрану


Наташа Ривво наблюдает за судьбой вывески


Ритуля, она же Птичка. Кстати, у нас с Ритулей и Натулей были свои внутренние отношения, в рамках которых они мне присвоили прозвище Ягдтмашин (ну, я была такая целеустремленная отличница, что возразить было трудно)



Слева - Вадимчик, он же Ильич. Тоже из "инженеров широкого профиля"



А тут у меня почему-то совсем другая прическа (гаврош называлась), смешно



Миша Г. пишет: Было в МиСиСе нечто специфическое. Мои одноклассники, закончившие институт Губкина, не испытывают никаких сантиментов по поводу нефти и газа. Друзья, окончившие МИИТ, тоже не испытывают особенных чувств к железнодорожному транспорту. А нам, выпускникам МиСиС, оказалась привита ну если не любовь, то теплые чувства по отношению к материаловедению и металловедению. Наверное, это хорошо. Заметьте, что далеко отошедшие от профиля института полярник Дмитрий Шпаро и бард Виктор Берковский не теряли связи с МиСиС.
Не знаю, не уверена, что именно металловедение обладает такими магическими свойствами. Но факт остается фактом: общение через годы, через расстоянья, через войну неожиданно получилось невероятной теплоты и душевности.

житейское, былое и думы, друзья

Previous post Next post
Up