Кино-91

Aug 27, 2020 14:37

«Однажды в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»). Невероятно, сколько разных линий и планов Тарантино вместил в эти три часа. Тут и дань мужской дружбе, и любовное воссоздание эпохи Голливуда 60-х, и все, что вы хотели и не хотели знать о прекрасной эпохе «детей цветов». Плюс еще дань уважения и сопереживание трагедии Романа Полански. Ну и главное - Тарантино выступил в роли Бога и справился с этой непростой задачей. Узнав ( например, здесь), что фильм нравится не всем, была страшно удивлена. Подумала было, что все эти люди просто не знали про секту Мэнсона и убийство Шэрон Тейт. Оказывается, некоторые знали. Им не понравилось, что «большую часть времени ничего не происходит» и «режиссёр явно забыл как пользоваться ножницами». Этих тоже не понимаю: я вообще не хотела, чтобы фильм закончился. Про еще более странные претензии в духе времени узнала из рецензии Долина, о которой в примечании. Но то официоз, не живые люди. Я же наслаждалась каждой сценой, каждым кадром и каждым словом. Восторг.

Ну и к слову о Полански. «Офицер и шпион» («An Officer and a Spy»). Этот фильм - экранизация одноименного романа Роберта Харриса о деле Дрейфуса. Французы же назвали свою версию «J'accuse» в честь знаменитой статьи Золя. При этом главный герой (в обоих смыслах этого слова) - не Дрейфус, а подполковник Пикар, предавший гласности ту омерзительную историю и до конца боровшийся за справедливость, несмотря на грозившие ему кары. То, что Пикар был антисемитом (и что это было совершенно естественным для военной и гражданской элиты Франции того времени), послужило для меня откровением. Но Дюжарден создал настолько привлекательный образ, что антисемитизм к нему как-то и не клеится. В неожиданном для себя жанре исторического фильма Полански создал шедевр. Серьезный, глубокий, исторически безупречный, с отличной актерской игрой и операторской работой. "It's an absolute masterclass in how to make a historical film", по выражению одного из критиков. Нельзя отдельно не упомянуть разразившийся по поводу фильма скандал. Картина была номинирована на "Сезара" в 12 категориях, что категорически не понравилось феминисткам и прочим прогрессивным личностям, которые призвали к бойкоту фильма и премии, и потребовали реформы французской Академии киноискусств. Кстати, одной из претензий к картине была предполагаемая параллель "дела Дрейфуса" с "делом Полански". Ну вот Совет Академии и ушел в отставку в полном составе, в знак уважения к тем, кто делал кино. Интересно, что во французской википедии подробно описана история скандала, а про отставку академиков я ничего не нашла. Кто знает, чем история закончилась?

«Боль и слава» («Dolor y gloria»). Наверное, для культового режиссера, пребывающего в творческом кризисе, логично воспользоваться ситуацией и снять про означенный кризис фильм. Получилось вымученно и занудно, за любимого Альмодовара прям даже обидно. Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и все такое, традиционные яркие краски, каждый кадр - картинка хоть на выставку. Вот и висели бы себе на стенке. Впрочем, ребятам нравится (рейтинги высокие), так что не ловите меня на слове - может, понравится и вам.

«Только представь» («Imagine»). А вот это - открытие. Глубокий, тонкий, волшебный фильм, наполненный внутренней энергетикой, светом, музыкой, завораживающим ритмом. Лиссабон с его желтым трамваем, стук каблуков по лиссабонской брусчатке, звук семечек, высыпаемых на подоконник... Звук здесь играет особую роль, потому что фильм про слепых. На первый взгляд (да, pun intended). На второй - понимаешь, что не только. Фильм метафоричен и перед (условно) зрячими ставит вопросы и заставляет задуматься. Поверив в себя, жить полной жизнью, лавируя меж опасностями, или жить осторожно и скучно? Найдут ли друг друга наши герои, застыв по велению режиссера в двух шагах друг от друга? Найдут, ибо есть корабль в гавани (а мужики хоть и зрячие, но не видят). jedynka, спасибо тебе большое за этот чудесный, редкий фильм. Невероятно круто. Вот что у поляков за волшебная химия с кино, как это они умеют?

П.С. Рецензию Антона Долина на Тарантино пришлось вынести сюда. В мой традиционный формат не влезает, а без нее тоже никак. Буду много цитировать, но это много - ничто по сравнению с тамошними богатствами.

Всем известно, что Тарантино - синефил, гик, кинолюб, потребляет кино бесконечно и неумеренно. Каждый его фильм состоит из цитат, аллюзий, перекличек и перепевок, прочитать которые полностью не может даже самый знающий специалист. «Однажды в... Голливуде» - апофеоз этого метода. Казалось бы, кинокритик Долин и должен бы объяснить про всякие аллюзии и отсылки фильма. Ан нет! Долин утверждает, что во-первых, ему (ему!) не хватает квалификации, а во-вторых, даже если не узнать ни одну из спрятанных цитат, «Однажды в... Голливуде» работает как мощное высказывание о сути и устройстве искусства (не только кинематографа). Это и делает фильм по-настоящему выдающимся.

Но если кому интересно - то ссылки на аллюзии и отсылы фильма можно найти здесь.

Еще немного цитат. Либерально-профеминистское крыло решило, что Тарантино снял гнусное мизогинное признание в любви к белым гетеросексуальным мужчинам, выразив в нем явное неуважение женским персонажам (у которых мало реплик и приключений). (...) Сцена с Брюсом Ли в «Однажды в... Голливуде» уже объявлена защитниками разнообразных прав расистской. Остальные добавляют, что нельзя было позволять белому вымышленному мужчине (Клиффу Буту) побить великого небелого мужчину (Брюса Ли). Это, если вы не поняли, кому еще не понравился фильм.

Ужасно интересный момент - байка, что Клифф убил свою жену. Не будем забывать и о другой возможной трактовке: Клифф мог стать и жертвой сплетни, в этом вполне можно увидеть комментарий к MeToo, многие фигуранты которого (начиная с Харви Вайнштейна) находились в ближнем кругу Тарантино.

О месте картины в фильмографии Тарантино: Во-первых, в «Джанго» и «Ублюдках» Тарантино не переписывал историю принципиально, а лишь схематизировал ее, подгонял под жанр (...) До сих пор он - Автор, то есть в координатах фильма - Демиург, Бог, - был ветхозаветным демиургом, карающим грешников. Здесь внезапно проявляет новозаветное милосердие, воскрешая мертвецов. (...) Тарантино и раньше касался сюжета с воскрешением (очевидно, принципиально важного для него). Но нигде, как в «Однажды в... Голливуде», Тарантино так бесстрашно и нахально не присваивал себе функции бога. Для нынешнего безбожного мира, мечтающего о чуде, этот экранный опыт сродни откровению.

Молодец Долин, там еще куча всего интересного. Только жаль, что в наше время так много времени приходится посвящать защите хорошего кино от политкорректных идиотов.

кино

Previous post Next post
Up