Алексей Иванов, «Блуда и МУДО». Давно не получала такого удовольствия. Сюжет и интрига - невозможно оторваться; отличный язык (включая отменные образчики матерного), тонкий, не кричащий о себе юмор. А смысл гораздо больше и шире, чем предполагает эпатажное название. Упоительны фрагменты про «друидов» и «упырей» (нет-нет, не фэнтази); воспитание упырей - вообще педагогическая поэма. И аллюзия на «Мертвые души» хороша. «Чичить сертификаты»! Да вообще, я наслаждалась стилем на каждом слове. Вот, просто первое попавшееся. «В прихожей к Моржову и Дианке кинулся косматый белый кот, напоминающий грязную хризантему. Моржов нагнулся и поднял кота под мышки, посмотрел ему в морду. Кот ответил влюблённым взглядом и, продолжая висеть, затарахтел, как трактор. - Уважаю зверей, - сказал Моржов, опуская кота. - Как его по имени-отчеству?» Из недостатков назову два: 1) перебор аббревиатур, из которых только ПМ (пиксельное мышление) показалась мне жизненной (и исключительно полезной!) и 2) занятие героя-любовника: не видно, что он художник, только словами обозначено. В остальном, конечно - герой, правильно Щекин говорит. А что получается из этого геройства... Вот две статьи (
1,
2), пытающиеся разобраться в том, что хотел изобразить автор и что у него получилось. Отнюдь не со всем написанным соглашусь, но оба критика копают глубоко и Моржова трактуют всерьез. Только не верьте Данилкину про «порнографа, пришедшего на смену географу»: никакой порнографии в романе нет, а география как раз живет и здравствует. Но рекомендовать роман буду с большой осторожностью. Понятно, что если «Географ» не понравился - то «Блуда» тем более. Но и поклонникам «Географа», думаю, понравится не всем. Мои восторги, должно быть, тоже забавно выглядят со стороны: алкоголик, бабник - кто следующий?
Елена Колина, «Сага о бедных Гольдманах». Славная игра слов в названии романа (по смыслу должно быть «Сага о Бедных-Гольдманах») и в имени героини («бедная Лиза»). Героиня получилась очень живая, сочувствие вызывает попеременно с приступами тошноты (второго гораздо больше, но есть же и первое). Остальные герои попроще и посхематичней, но типажи яркие и правдоподобные, психологической тонкости автору не занимать, детали советского быта разных эпох выписаны живо и тщательно (лично я таких путешествий во времени большой любитель). Чем больше читаю (в данном случае - слушаю) Колину, тем больше она мне нравится. От «Дневника новой русской» через «Питерскую принцессу» и до этой вот саги - все лучше и лучше. За исключением «Дневника Кати К.», который то ли неудача, то ли просто другой жанр.
Татьяна Толстая, «Легкие миры». Не прошло и двенадцати лет - гм - как мы имеем счастье читать первое после «Кыси» художественное произведение Толстой. К сожалению, не роман, а что-то среднее между рассказом, повестью и эссе. Отличная проза! Такую бы половником, а мне по чайной ложечке скармливают. Жалко! Писатель от Бога, а занимается херней всякой, прости господи.
Терри Пратчетт «Ведьмы за границей» (а то чего это одни русские). Я боялась очередной книжки про ведьм, поскольку предыдущая («Вещие сестрички») понравилась меньше других романов Пратчетта. А эта оказалась - чудо, и начитана прекрасно. Очень смешно и остроумно, одна из самых смешных (читанных мною) книг Пратчетта. Но серию про стражников все равно больше люблю, там прям душа сворачивается и разворачивается, а здесь только ум. Кстати, когда мне надо понять, какого Пратчетта читать, а какого не стоит, я так запросто иду к
burrru и он мне все четко разъясняет,
вот как здесь. Спасибо, Саша, я еще приду за советами.