Минное поле социальной справедливости.

Nov 21, 2012 17:22

В продолжение темы "распределения по труду":

Как известно, "в марксизме нет ни грана этики" (c), поэтому социальная справедливость в коммунизме - это лишь бесплатное приложение к суперэффективной коммунистической экономике. В социализме же, пока не изжиты все "родимые пятна старого общества", несправедливость присутствует сплошь и рядом.

С другой стороны, восприятие массами несправедливого социалистического общества как справедливого облегчает управляемость и т. д. И лозунг "распределения по труду" имеет как раз прямое отношение к этому, так как оно интуитивно воспринимается как справедливое. Именно из-за этого интуитивного восприятия Лассаль и прочие всякие "этические социалисты за капитализм с человеческим лицом" начали этот лозунг форсить в XIX веке.

Классики эмэла заостряли внимание на том, что "распределение по труду" не обеспечивает равенства (ни в понимании социалистов, ни в понимании коммунистов), но гораздо важнее здесь оказалось то, что "распределение по труду" принципиально неосуществимо (см. "Анти-Дюринг"). Когда неосуществимость этого лозунга обнаруживается на практике и осознаётся массами, массы начинают подозревать, что их оболванивают - и тут уже неважно даже с какими целями, - и борцы за справедливость получают эффект, обратный искомому. Так что социальная справедливость - это минное поле, которое за 200 лет уже превратилось в моральное кладбище теоретиков и активистов так называемого "левого движения".

Что касается "правого движения", кстати, то оно тоже не прочь порассуждать о справедливости, выражающейся в различных формах - начиная от относительно невинной копирастии (то же самое "распределение по труду", только в профиль) и заканчивая самыми реакционными расизмами.

в догонку к

Previous post Next post
Up