Или постмодернизм (если по русски, из-за путаницы модерна и модернизма)
И вот к середине XX века архитектурный язык обедняется настолько, что архитекторы начинают бить тревогу и пересматривать свои концепции.
Возникает идея добавлять в архитектуру чисто информационные элементы. (до этого конечно информационные элементы в архитектуре были, такие чтобы не несли тектонической функции - любые скульптурные рельефы, например). Но теперь возникает идея добавлять архитектурные элементы как просто информационные. То есть архитектор делает окно какой-то формы не потому что это нужно для фасада или получается технологически, а потому что он хочет сказать что такие окна всегда строились в этом регионе, и предки заказчика смотрели на мир именно из таких окон, что он в курсе истории места или заказчика. Роберт Вентури, который считается основным отцом основателям постмодерна, в свою архитектуру вплетал цитаты их американской действительности (дома поселенцев и т.п. штуки) - которые нам плохо известны и плохо читаются.
Дом Ваны Вентури 1964 год. Филадельфия
Но гораздо более распространенными цитатами становятся не местные особенности, а всё тот же наш с вами архитектурный язык, который складывался столетиями - ордер.
Возвращаются на фасады колонны, антаблементы, русты и т.д. Но уже не функцией и тектоникой - а цитатой, говоря «архитектор вообще-то образованный, имеет архитектурное образование, историю изучал, про ордер знает и не использует его нормально не потому что не умеет, а потому что считает что ордер не подходит к тем материалам, которые он использует, но так как для новых матералов ничего не придумали - то ордер - это наше всё, хотя бы вот в таком виде».
(картинка попозже)
Причем переосмыслением ордера, применением его в новых условиях и новыми формами занимаются классицисты и ордерники (тут должна быть ссылка на ненаписанный пост про неоклассиков - но смысл в том, что архитектурный язык ордера продолжает жить и почти во всех веках в том или ином виде сохраняется, строяться здания и даже иногда выходят в государственную идеалогию - как сталинский ампир. Существует и поныне и будет существовать еще очень долго).
Постмодернисты не пытаются применить ордер (или другие исторические детали) в новом контекте. Они ими просто украшают здание. Причем часто не в первоначальном виде, а видоизмененном. Обрезанные колонны, или покрашенные в яркие цвета, или схематичная тонкая разбивка на камни, гипертрофированные замковые камни - это всё постмодерн. Перепутать с настоящими ордерными зданиями довольно сложно.
Хотя… иногда получаются очень даже милые вещи. Редко, правда, но бывает.
Например, мне нравится центр Мазды в Токио. Архитектор Кенго Кума. 1992 год.
Впрочем, архитекторы постмодернизма могут цитировать что угодно, не обязательно ордер. Я вот сейчас задумалась, ведь можно же было у нас в качестве такого пласта для цитирования поднять деревянную резьбу наличников, например… Надо сделать пару проектов. Чисто для сообщения миру, что «архитектор умеет работать и в постмодерне». :)