Немного не в курс (я обещала деконструктивизм) - но я отвлечься от XX века и развеяться.
Арабская архитектура обычно обходится основными курсами для чайников и не затрагивается в простых учебниках. Во-первых, она слабо повлияла на русскую архитектуру, а во-вторых, несмотря на то, что это много веков и широкая география - каких то сильных и крупных памятников-решений там нет. Хотя возможно есть - просто как-то они выпадают из нашего внимания по первой причине… Честно, я совсем не специалист.
Поэтому - для обзора и общего развития. И в качестве хорошей связки между
Римом и Средневековьем.
Хочу показать буквально один памятник - один из самых красивых и крупных. И одно современное решение.
Итак - весь этот очень большой и богатый арабско-исламско-мавританский мир VII-X вв. (на пике - там, конечно, больше) взял много всего отовсюду, перемешал, и несмотря на то, что особо важного своего не родил - но создал вполне узнаваемую нами экзотику. В основном благодаря орнаментам. Но есть и архитектурные штуки. В основном минареты и «многокуполов». Минареты не высокие, купола не широкие - но их изобилие и изукрашенность дают определенный силуэт.
(Если спросить ребенка что он знает про арабскую архитектуру - он ответит, что ничего. Дальше прижимаешь ребенка к стенке, спрашиваешь смотрел ли он мультик про Алладина, и дальше выясняется что минареты и характерные купола ребенок представляет - и соотственно прекрасно понимает, что такое арабкая архитектура).
То что меня поразило: мусульмане при строительстве своих мечетей закладывали идею модификации храма. То есть делали сетку предположим 6х8 колонн. Город рос, религия становилась популярнее - и пристраивали новый квадратик, а потом еще и еще. Есть храмы которые так строились 6 или 7 раз. Я была уверена, что идея модульности и расширения здания в процессе его жизни заложенная изначально на первой стадии - это современная практика (в основном советских ученых).
Мечеть в Кордове IX-X век. Много раз достраивала-перестраивалась.
Обращаю внимание на двойной ряд арок по колоннам. Причем арки не просто стоят друг на друге - а опираются на одну капитель - нижние по бокам, верхние на другие стороны капителей - на 90 градусов.
И красивое решение купола на арках. Вопрос, как из купола перейти к квадратному основанию - это тоже один из важных вопросов в архитектуре. Там вся наша
византийская традиция решает это парусами. Тут иное, простенькое и элегантное решение. Хотя и небольшое по диаметру купола.
Снаружи она имеет достаточно стандартный средневековый облик. Не арабский.
А вот удачное повторение этой конструкции в архитектуре современной:
Мечеть в Риме, 1973 год. арх. Паоло Портогезе. Кстати -
постмодернист