Фотосайт о городе Сортавала.

Oct 05, 2009 19:43


О военно-воздушных силах Финляндии и о том, как их история неразрывно связана с городом моего детства.

Военно-воздушные силы Финляндии появились официально 6 марта 1918 года. Первый самолёт был подарен шведским графом Эриком фон Розеном (Erik von Rosen) и содержал его персональную маркировку, две голубые свастики, нарисованные на крыльях. Голубая свастика стала официальным знаком различия финских ВВС задолго до прихода Гитлера к власти, то есть финская свастика ничего общего не имела с фашистской символикой.



Таким был первый самолёт финских ВВС. Он назывался Моран Тулин Парасоль (Morane Thulin Parasol)

С начала своего образования ВВС Финляндии составляли совершенно независимое подразделение финских вооружённых сил. Таким был замысел Верховного Главнокомандующего Маннергейма. Финские ВВС стали одними из самых первых по времени возникновения в мире.

Первые боевые вылеты были совершены во время «Войны за независимость» в 1918 году, с самолётов осуществлялась разведка, а все силы состояли из 19 самолётов моделей Тулин Парасоль, Альбатрос, Фридрихшафен (Friedrichshafen), Рамплер (Rumpler), и Ньюпорт (Nieuport)

Летом 1918, после войны, были организованы пять баз ВВС.
Из этих пяти три служили также обучающе-тренировочными.
В силу наличия огромного количества озёр в стране, особое развитие получили гиросамолёты. Четыре базы состояли в основном из гидросамолётов. Все они располагались в Южной Финляндии. Основной миссией было авианаблюдение и оно полностью покрывало районы Финского залива и Ладожского озера. Очень скоро количество самолётов выросло до тридцати одного. Всего было 14 разных моделей.



Первые пилоты финских ВВС. Слева направо: лейтенант Рафаэль Халламаа (Rafael Hallamaa) капитан Вяйно Миккола (Väinö Mikkola), он был командиром, капитан Леонард Линдберг (Leonard Lindberg), сменивший впоследствии фамилию на Котсало (Kotsalo), и сержант Ээро Хейнрисиус (Eero Heinricius).

Организация первой базы в Сортавала была поручена лейтенанту Вяйно Миккола. Его подразделение прибыло в Сортавала 23 июня  1918 года. Задачей базы было патрулирование побережья Ладожского озера вяно без сомнения был самым опытным лётчиком страны. Воздухоплаванию он обучался в России в 1915 - 1916 годах, в Санкт-Петербурге и Баку. Во время первой мировой войны служил на корабле-ангаре «Орлица» в Финском, после чего командовал авиабазой Херманни (Hermanni). Миккола стал капитаном в январе 1918 года и был назначен пилотом с бортовым номером «один».
 

В Сортавала он служил до декабря 1919 года. После этого его назначили командиром авиационного батальона в Сантахамина (Santahamina). В мае 1920 года он стал майором и погиб 7 сентября 1920 вместе с лейтенантом Лейером (Leijer) и мл. лейтенантом Дурхманом (Durchman), когда перегонял крупный гидросамолёт из Италии в Финляндию. Самолёт рассыпался над альпами, и день гибели экипажа отмечается в Финляндии как день поминовения финских ВВС.



Лётная база расположилась на западном берегу залива Вакколахти, который делил город на две части. Позже этот залив оказался сликом маленьким по поверхности и в 1924 году база переместилась южнее, к местечку Кясихянтя



Младшие лейтенанты Александр Чернишин и Райнер Ахониус (Rainer Ahonius) в лётной форме стоят на понтонах  самолёта «Щетинин М-16». Оба они впоследствии служили командирами баз-эскадрилий: Александр на Вакколахти, а Райнер в Касинхянтя.



Основным аппаратом сортавальской базы был Фридрихшафен 49С номер C.72-18. Под понтонами имелись катки для передвижения по суше. На снимке механик сержант О. Койвунен (Koivunen). Технические данные самолёта: производство - Германия, деревянный корпус, два места, размах крыльев  6,7 метра, длина 11,6 метра, вес нетто 1485 кг, максимальная скорость 140 км/час, шестицилиндровый двигатель Бенц Bz IV мощностью в 220 л/сил. Эксплуатировался в Сортавала с 26 июня 1918 по 22 марта 1919.

Ситуация со снабжением самолётами не была блестящей с самого начала. До октября 1918 года только один самолёт мог осуществлять береговую разведку, это был Фридрихшафен ФФ 49С.  В октябре получили Румплер 6Б (Rumpler 6B) и ещё один  Фридрихшафен ФФ 49С. В декабре прибыл Ньюпорт 23 (Nieuport 23) и несколько других самолётов.



Капитан Микола со своими пилотами на льду залива Вакколахти перед истребителем Ньюпорт 23 в марте 1919. Между крыльями видет так называемый «Длинный мост» (Pitkäsilta), а на заднем плане - лютеранская церковь и лицей.

Подготовка пилотов в в Сортавала началась в 1919 году. В силу технических проблем использовались лишь несколько самолётов. Ситуация несколько улучшилась, когда в июле того же года капитан Миккола пригнал в Сортавала летающую лодку «Щетинин М-16» типа  «Винтер-Фарман» (Winter-Farman). Самолёты этого типа преобладали в самом начале 1920х годов, до прибытия аппаратов Ханса. Весной 1919 года во Франции были закуплены 20 самолётов Брекет (Brequet) и 12 гидросамолётов Джордж Леви (Georges-Levy).



5 февраля 1919 года генерал Маннергейм проводил инспекцию ВВС в Сортавала. На снимке: на переднем плане два «Штетина» М-15 и М-5, за ними Ньюпорт 23б Румплер С VIII и 6B, а также Фридрихсхафен 49C.


Ханса-Бранденбург (Hansa-Brandenburg). Технические данные: деревянный корпус, два места. Вес 2124 кг, максимальная скорость 170 км/час, размах крыльев 15,85 метра, длина 11,10 метра, продолжительность нахождения в воздухе 6 часов. Вооружение: двойной пулемёт «навигатор» и 4 бомбы по 10 кг.

Третий сортавальский отряд получил самолёты Ханса в середине августа 1923 года, таким образом к концу года имелось 4 Хансы и один Румплер, но в течение следующего года ситуация заметно улучшилась. В начале августа 1924 года имелось уже восемь аппаратов. Хотя двигатели производства Фиат, установленные на Хансах были не очень надёжными, только на этих самолётах стало возможным производить эффективное обучение лётного состава.

В виду своего стратегического положения Сортавальская база ВВС выполняла очень важную задачу охраны восточной границы вплоть до заключения Тартусского мирного договора.  Из-за пограничных конфликтов зимой 1921 - 1922 годов, два самолёта Брекет, оборудованных лыжами, были переведены в Сортавала, но вернулись на свою базу в марте 1922 года.

Самолёты тех лет

Уже в 1918 годах в ВВС Финляндии был 31 летательный аппарат 14 различных типов, но ситуация не сильно улучшилась к 1920 году, хотя и было приобретено 54 самолёта, большая часть из них рассыпалась или находилась в неприглядном состоянии, так что к октябрю 1920 года в наличии имелось всего 26 самолётов семи моделей. Шесть из них были «летающими лодками» Джордж-Леви (Georges-Levy) и могли эксплуатироваться только в период навигации. В круглогодичной боевой готовности находились девять аппаратов, а летом к ним присоединялись ещё 15 машин. К началу 1921 года самолётов, могущих садиться на море (Ладога всегда приравнивалась к морю) практически не осталось.

Выход из ситуации был найден с помощью приобретения самолётов немецкого производства, хорошо зарекомендовавших себя во время Первой Мировой войны. Это были морские развендчики Ханса Бранденбург W 33 (Hansa Brandenburg W 33), прозванные «Грозой Балтики».  Финляндия купила к тому же лицензию на их производство, что ознаменовало начало собственной авиапромышленности. Первая партия своих самолётов была произведена в ноябре 1922 года, а к 1926 году было сделано 122 самолёта.

Next post
Up