В
предыдущей заметке я писала о том, почему мне не понравилась американская новинка о бренности этого мира, но при этом книга оказалась полезной двумя моментами. Об одном из них сегодня и поговорим.
Во-первых.
Произведение относится к поп-фикшну (pop fiction books): жанру, относительно недавно появившемуся в англоязычной литературе, и о котором на русском вы читаете сейчас впервые. В буквальном смысле: упоминания и раскрытия понятия поп-фикшн в рунете не существует (вернее, не существовало до написания этого поста). Справедливости ради, новым является само понятие жанра, но не книги - в русскоязычной литературе образцов, которые можно отнести к поп-фикшну, немало. Назовёте примеры после прочитанного ниже?
Что же это такое, поп-фикшн?
В первую очередь, это книги не о поп-культуре, хотя могут быть и о ней. Само понятие произошло от противопоставления одному из писательских догматов "серьёзная литература должна быть вневременной". А в поп-книгах, наоборот, есть "метки времени", важные для замысла романа, благодаря которым читатель с лёгкостью "датирует" эпоху событий повествования вплоть до конкретного года, месяца и дня. Этакий современный реализм: описание мира таким, каким он существует здесь и сейчас, с названиями конкретных торговых марок, продуктов, упоминанием звезд телевидения, блогеров, политиков, спортсменов, фильмов, сериалов, шоу, соцсетей и тд и тп, без отсылок к так называемому "высокому искусству". Короче, все те преходящие элементы массовой культуры, которые не являются (возможно, пока), социальным каноном. Да, такие книги устаревают моментально (в мире, где еще 25 лет назад не существовало мобильных телефонов, современные десятилетние дети уже не идентифицируют "раскладушку" как средство связи наравне со смартфонами), но бывают интересны здесь и сейчас - своей актуальностью, реальностью, "близостью к массам".
В жанр поп-фикшна попадают многие современные виды оммажа, метапрозы, сатиры и пародии, а также истории, вдохновленные играми и гик-культурой.
Какие из известных книг относятся к жанру поп-фикшн?
Например, "Американский психопат" Брета Истона Эллиса (1991), "Первому игроку приготовиться" Эрнеста Клайна (2011), "Милый друг Натаниэль П." Адель Уолдман (2013) и даже, в какой-то мере, "святая-святых" современной литературы "Свобода" Джонатана Франзена (2010).
Что еще можно сказать о подобных книгах?
Несмотря на, как правило, низкий рейтинг, их рекомендуют известные персоны, за них даются премии, они часто возглавляют списки "Лучшая книга года...", их выбирают книгой недели во всевозможных звездных читательских клубах и тд. Почему так происходит? Не в последнюю очередь, я думаю, благодаря пункту
Во-вторых.
О нём и поговорим в следующий раз.
В статье впервые раскрывается понятие поп-фикшна (возможные варианты: попфикшн, попфикшен, поп-фикшен, pop fiction books, pop fic).