В Норвегию с палатками: Лестница троллей и Дорога орлов

Jun 08, 2017 23:11





Содержание:

1. Подготовка
2. От Москвы до озера Мьёса
3. Лестница троллей и Дорога орлов
4. Фьорд Гейрангер
5. Ледник Бриксдальсбреен
6. Поход на гору Молден
7. Поход на Галлхёпигген - вершину Скандинавии
8. Снежная дорога и ставкирка в Хопперштаде
9. Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль
10. Поход на Язык Тролля
11. Берген
12. Музей Эдварда Грига и дорога домой
13. Бонус: за день до фестиваля Wheels&Wings

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

Рекомендуем читать и комментировать эту главу на нашем новом сайте Йетландия: https://www.yetlandia.ru/show?id=3&chapter=2

3. Лестница троллей и Дорога орлов

[05 июля 2016]

На следующее утро мы встали в семь утра и обнаружили, что ночью по соседству с нами расположилась шведская семья. Они очень интересно решили вопрос с проживанием, разместив палатку на крыше автомобиля. Как выяснилось позже, такие комплекты продаются для самых разных машин.



Сережа сварил манную кашу с изюмом и курагой на завтрак - на природе даже каша кажется вкусной, хотя дома я ем ее пару раз в год - и, собрав вещи, мы двинулись к первой крупной достопримечательности Норвегии - Лестнице троллей.

По дороге нам то и дело встречались знаки Зимней Олимпиады 1994 года и Юношеской Олимпиады 2016 года в Лиллехаммере. Приятно, что по прошествии двадцати с лишним лет страна все еще гордится проведенными Играми. Сам Лиллехаммер - совсем маленький городок с населением 27 тысяч человек. Практически весь он уместился на фото - справа через реку.



Дорога постепенно становилась все более интересной - начали появляться горы, озера и небольшие водопады.







По дороге мы увидели коричневый указатель на ставкирку Ringebu и, так как не были сильно ограничены во времени, решили заехать. Ставкирка, или каркасная церковь, - самый распространенный в Скандинавии тип храмов. С 11 по 16 век в Норвегии было построено около 1700 таких церквей, которые начали сносить после чумы, когда население уменьшилось практически вдвое, и такое большое количество храмов стало излишним. До нашего времени дошло лишь 28 ставкирок, из которых мы, если не ошибаюсь, за поездку видели три.

Ставкирка в Рингебу относится к первой четверти 13 века - это было установлено по монетам, найденным в ходе археологических раскопок 1980-х годов. Всего в ходе раскопок было найдено 892 монеты, большинство из которых норвежские, принадлежат периоду 1217-1263 годов, когда правил Хокон Старый, при котором средневековая Норвегия достигла высшей точки своего процветания. Интересно, что среди найденных монет были также немецкие, шведские и датские. А самая старая датируется 1020 годом, когда Англией, Данией и Норвегией правил Кнуд Великий.



В 1630 году церковь была перестроена в форму креста, а в 1631 году к ней пристроили красный шпиль, что для ставкирок является необычным.

Вход во все ставкирки платный. Конкретно в Рингебу - около 6,5 евро с человека. Мы заходить не стали, так как планировали посетить другие ставкирки, в Хопперстаде (Hopperstad) и в Сейме (Seim). Возле церкви расположилось ухоженное кладбище - если бы не деревянный храм, то, можно сказать, как из американских фильмов. Такие же мы видели и рядом с другими ставкирками.

Продвигаясь вглубь Норвегии, мы не могли не заметить, как посуровела природа, обрела мощь. Тоненькие струйки водопадов превратились в огромные, шумящие потоки. Это очень впечатляет! Постепенно, ближе к концу отпуска, мы уже к ним привыкли, но первые мощные водопады восхитили нас до глубины души.







На дорогах Норвегии много съездов-карманов. В одном из них мы и остановились, чтобы немного побродить по окрестностям. Прямо рядом с дорогой протекала горная речка. Вода в ней (как и во многих других норвежских речках) такая прозрачная и изумрудно-зеленая, что хочется в ней искупаться. Но на самом деле, она очень холодная.





В горной части Норвегии, особенно если вы приехали в первый раз, хочется останавливаться буквально через каждые 500 метров: то из-за поворота выглянет водопад, но вдали покажутся скалы причудливой формы, то изумрудно-зеленая вода фьорда не даст отвести взгляд. Конечно, через пару дней к этому всему начинаешь потихоньку привыкать, но даже теперь, во время второго своего визита в страну троллей я большими глотками внимал великолепие суровой природы.

К Лестнице троллей мы подъехали к обеду. Trollstigen, так ее называют норвежцы, - одно из наиболее посещаемых туристических мест в Норвегии. Тролли встречают вас еще до того, как вы приблизитесь к первому витку серпантина.



Пообедать нам удалось с комфортом у подножия горы - здесь расположен кемпинг Trollstigen Camping, на территории которого много деревянных столов. Никто не запрещает ненадолго занять один из них, что мы и сделали. Честно говоря, мы все ощутили себя немного странно, поглощая Роллтон на фоне молчаливых суровых гор.





На Лестницу есть и пешие маршруты, но у нас в планах стояло доехать до вершины на машине по крутым серпантинам, населенным троллями. На парковке перед стартом в гору висит единственный “официальный” дорожный знак - “Внимание! Тролли!”



Если остановиться на обочине метров за 200 до начала серпантина и пройтись по одной из тропинок, уходящих в горы, можно обнаружить бурлящую горную речку и лес, идеально подходящий для обитания троллей и прочих сказочных существ.





Честно говоря, я не знаю, почему дорога имеет такое название. Но глядя на горы, окружающие долину, несложно представить, как в ущельях притаились страшные тролли, выжидающие, когда сгустятся сумерки и можно будет выйти на охоту. Согласно норвежским легендам, солнечный свет превращает их в камень, а потому днем ехать можно, в общем-то, безбоязненно. Кстати, с собой в путешествие мы брали книгу “Волшебные сказки Норвегии” для полного погружения в атмосферу. Сказки эти холодные, временами жестокие и кровожадные, населенные необычными для славянских народов существами: ниссе, хюльдры, драуги… Так и ждешь, что пока будешь спать себе спокойно в палатке, нападет на тебя кто-нибудь из них и утащит в лес.





Дорогу троллей построили в тридцатых годах прошлого столетия, а в 2005 году ее включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут, состоящий из 11 “шпилек”, поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. При этом уклон составляет 9%. Временами ширина дороги составляет не более 3,3 м, поэтому по пути встречаются специальные карманы, чтобы разъехаться со встречным транспортом - ну и для того, чтобы сделать пару фотографий. Из-за опасности трассы на зимний период ее закрывают, так что сюда надо приезжать с середины мая по ноябрь.







Примечательно, что некоторые навигаторы ни в какую не хотят прокладывать маршрут по дороге 63, на которой расположен серпантин Лестницы троллей. Возможно, это связано с неверными данными по сезонности этой дороги в электронных картах.

На Тролльстигене есть несколько мощных водопадов, до одного из которых (Stigfossen) можно практически дотронуться, делая вираж на одной из шпилек. Мы потрогали воду (не по дороге, а уже будучи наверху) - она ледяная!





Наверху путешественников ждет большая обзорная площадка, парковка, ресторан, туалет и множество магазинов с сувенирами. Надо сказать, что сувениры очень дорогие. Мы даже магниты покупать не стали, хотя обычно привозим из каждой поездки. К примеру, пара носков с надписью “Норвегия” стоила 1000 рублей.





На смотровой площадке и вокруг нее очень много туристов - большинство из них шведы, немцы и сами норвежцы. Не обходится, конечно, и без китайцев, но все-таки в Норвегии их существенно меньше, чем в любой другой посещенной нами стране - можно даже сказать, что не в городах их вообще почти нет. От обзорной площадки можно пройти по пешему маршруту длиной в 5,2 км - однако это в наши планы не входило. На такой высоте кое-где лежит снег, а температура - около 12 градусов. Но Сереже хоть бы хны - он все равно ходил в шортах и футболке. Другие туристы странно на него косились.





Надо сказать, что второй раз - после посещения Вердонского ущелья - горы воспринимаются несколько спокойнее, хоть и вызывают безусловный восторг. Но, справедливости ради, из того, что мы видели до этого, только Вердонское ущелье и может сравниться с Лестницей троллей по красоте и природной мощи.





Переехав Лестницу троллей, мы двинулись дальше по направлению к фьорду Norddalsfjorden. По пути увидели таблички, указывающие на водопады Gudbrandsjuvet и решили остановиться посмотреть. Водопады оказались небольшими, но очень бурлящими, шумными - мне такие нравятся больше высоких, но стекающих тонкими струйками.


 

Правду говорят, что на то, как течет вода, можно смотреть вечно!



Рядом с этими водопадами, также как и рядом с Лестницей троллей, есть сувенирный магазинчик примерно с тем же ассортиментом. Отличие в том, что цены здесь пониже, а посетителей - на порядок меньше. Кроме того, здесь же есть одноименный с водопадами кемпинг.

А еще здесь нам впервые встретились “звери”, сопровождавшие почти все наше путешествие по Норвегии - огромные черные слизни. Они противные, но мы от них ни разу не пострадали - они не заползали к нам в палатку, не ползали по нашим вещам, но в кемпингах приходилось постоянно смотреть под ноги, чтобы не наступить на такого. Как мы выяснили позже, такие слизни бывают разных цветов, но черные преобладают.



Когда дорога проходит через маленькие деревеньки и хутора, интересно наблюдать не только за природой, но и за тем, как живут местные жители. Многие из них занимаются сельским хозяйством - в основном животноводством. Но немало и тех, кто занят земледелием. Нас поразило количество полей, сплошь засаженных клубникой!

Возле каждого такого поля стоит палатка, в которой в пластиковых контейнерах лежит клубника, а рядом - банка для денег и указана цена. За клубникой никто не следит, как и за банкой с деньгами. Ты просто кладешь нужную сумму и берешь контейнер. Возможно ли такое в России?..

Мы заплатили 4 евро за контейнер - по ощущениям в нем было грамм 700-800 - и поразились сладким и идеально ровным, как на подбор, ягодам. На улице 14 градусов - как они это делают?! Палатку с красным зонтиком можно разглядеть на фото ниже.





В зависимости от сезона на таких прилавках "самообслуживания" можно также купить яблоки, груши и даже черешню! Последняя - очень сладкая и крупная, созревает в этих широтах к сентябрю. Черешневые сады располагаются, в основном, южнее, в окрестностях города Odda.

Наевшись клубники, мы без приключений добрались до парома Eidsdal-Linge, идущего через фьорд Norddalsfjorden. Паром ходит каждые двадцать минут и помогает существенно сэкономить время - в объезд пришлось бы ехать более 300 километров. Корабль совсем маленький, буквально на 15-20 машин.



Когда мы подъехали, только-только закончилась погрузка, и нам пришлось ждать следующего парома, зато за это время мы успели погулять и пофотографировать.



В это время к нам подошел какой-то турист, чтобы порасспрашивать о том, как заселяться в кемпинги. Выслушав, он зачем-то спросил: “Вы местные?” - вопрос немного странный, так как он прекрасно видел наши российские номера.

В 19:20 мы, наконец, загрузились на паром. Вся поездка занимает всего 10-15 минут и стоит около 16 евро (цена за машину с водителем + 3 пассажира). С учетом того, что этот же маршрут по суше потребует около 24 литров бензина и около 6 часов непрерывной езды, выгода от использования парома в данном случае очевидна. Маршрут "по воде" пользуется спросом - за нами за двадцать минут ожидания собралась целая очередь, поэтому мы были рады, что приехали первыми.





Пересечение фьорда на пароме в Норвегии - такое же обычное дело, как проезд на другой берег крупной реки в нашей местности по мосту. Нередко бывает так, что паром позволяет несколько часов времени в пути. Тем не менее, при использовании этого вида транспорта надо знать некоторые особенности. Самая главная из них - это расписание движения. Оно может зависеть от времени суток, а также времени года. К примеру, большинство маршрутов не обслуживаются после полуночи и до раннего утра, а некоторые паромы значительно увеличивают интервал или вовсе не ходят в холодное время года (то есть ходят только в летние месяцы). Расписание паромов можно найти на сайте компании Fjord1, которая обслуживает большинство маршрутов в том регионе, где пролегал наш маршрут.

Во время поездки можно выйти на палубу полюбоваться окрестностями, правда, там очень сильный ветер. А можно посидеть в салоне со столиками и креслами.



Сойдя на берег, мы поехали к не менее известной, чем Лестница троллей, достопримечательности Норвегии - фьорду Гейрангер (Geiranger Fjord), о котором я подробно расскажу в следующей главе. В этот день, перед заселением в кемпинг, была запланирована только смотровая площадка на Дороге орлов (Ørnesvingen), с которой в хорошую погоду открывается панорама на фьорд.





Дорога орлов - это серпантин, состоящий, как и Лестница троллей, из 11 крутых поворотов, и поднимающийся от городка Гейрангер на высоту 620 метров над уровнем моря. Интересно, что эту дорогу иногда используют транспортные компании для тестирования транспортных средств.



Дорога была открыта в 1955 году и сразу стала популярным туристическим объектом. На одном из поворотов совсем недавно, в 2006 году, в рамках программы “Национальные туристические маршруты” устроили смотровую площадку, на которой мы и побывали.



На ночевку мы устроились в кемпинге Vinje Camping, неподалеку от Гейрангера. Этот кемпинг попроще, чем предыдущий. Он гораздо меньше, здесь почти нет трейлеров, но наоборот много палаток. Поскольку место популярное, кемпинг более интернациональный: помимо шведов, немцев и самих норвежцев, мы встретили чехов, голландцев, англичан и датчан.

Неподалеку от этого кемпинга есть еще один проверенный и недорогой вариант размещения в домиках со всеми удобствами - Fossen Camping. Но вот места для палаток там нет. Если вы собираетесь искать кемпинги стихийно, по месту, то вам может помочь база данных европейских кемпингов, которую можно импортировать практически в любой навигатор.

Практически на территории кемпинга есть достаточно большой, мощный и шумный водопад Kleivafossen, что можно было бы перевести как “Водопад Изгиб”. Мы переживали, что под его шум не сможем заснуть, но спалось просто отлично. Кстати, одна из туристок поставила свою палатку прямо в непосредственной близости от него - наверно, ей нравится спать под шум падающей воды.

Сам кемпинг находится в ущелье, поэтому вечером и ночью здесь все-таки темнело, хотя небо по-прежнему оставалось светлым, как днем. Например, фотографии водопада мы делали уже в десять вечера - как видите, практически не отличить от более ранних.



Благодаря близости природных достопримечательностей, народу в кемпинге довольно много, и мы не смогли найти ровное место для палаток - слишком близко к другим туристам ставить тоже не хотелось, поэтому пришлось выбрать место под небольшим уклоном. Главное ставить так, чтобы голова была выше, чем ноги, и чтобы не скатываться в боковой край палатки.



В кемпинге созданы все условия для долгосрочного проживания. Прямо на ресепшн можно купить консервы, лапшу быстрого приготовления, томатную пасту, зубные щетки, чистящие средства. Проживание здесь обошлось нам чуть больше, чем в 30 евро за ночь (легковая машина + 2 палатки + 4 человека), душ стоит 1 евро за пять минут.

На территории кемпинга много столов со скамейками, где можно расположиться для ужина. Однако мы все равно использовали свой складной стол. Это удобно - достал сухой стол из машины и поставил, куда тебе надо, а не ищешь свободный, мокрый от дождя. Ужинали мы рисом и рыбными консервами. Для удобства рис (и гречку) покупали в пакетиках. Дома я с трудом могу съесть пакетик риса, а здесь снова заметила, что порции мне показалось даже мало.

В следующей главе мы расскажем о нашем первом пешем походе - вдоль фьорда Гейрангер.





Читать далее >

Гейрангер, Стигфоссен, Лестница троллей, ornesvingen, Дорога орлов, ringebu, geiranger, путешествия, отчет, Норвегия, kleivafossen, Рингебу, gudbrandsjuvet, trollstigen, stigfossen

Previous post Next post
Up